Выставка «"Руанские соборы". Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Даты проведения: 30 января – 10 марта 2024

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал 23

Кураторы проекта: Анна Познанская, заместитель заведующего отделом нового западного искусства; Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ


Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «"Руанские соборы". Исследование картин Клода Моне из собрания

 ГМИИ им. А.С. Пушкина», которая познакомит с  итогами масштабного научного проекта по изучению двух полотен Клода Моне из серии «Руанский собор», занимающей особое место в творчестве художника. По разным данным, вместе с эскизами она насчитывает до 40 работ, две из которых находятся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина – «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером».

Выставка расскажет о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на написание картин. На выставке представлены результаты исследования, а также показаны экспонаты, раскрывающие историю создания произведений, и примеры материалов, с которыми работал художник.

Присутствие в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина сразу двух картин из одного цикла позволило провести не только комплексное технико-технологическое исследование каждой работы, но и их сравнительный анализ. В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Были проведены рентгенографирование, изучение в ИК-лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя и другие технологические исследования, благодаря которым были получены новые данные о методах работы мастера.

Художник работал над циклом с 1892 по 1894 год. Моне интересовало преломление света на фасаде Руанского собора и передача этих световоздушных эффектов в живописи. Он мог писать до 14 картин одновременно, так как солнечный свет менялся очень быстро. Изначально художник планировал сохранить целостность серии, продав все работы в одни руки. Но цена оказалась слишком высока, и картины разошлись по разным собраниям. В настоящее время произведения серии находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях.

Две картины серии – «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» – попали в Россию благодаря собирательскому азарту известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина; одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни. Коллекция Щукина включала самое передовое французское искусство и была открыта публике, что оказало существенное влияние на развитие русской живописи. После революции собрание было национализировано и стало частью Государственного музея нового западного искусства.

С 1948 года «Руанские соборы» Моне являются частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. На протяжении многих лет полотна находились под наблюдением специалистов для контроля состояния сохранности. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили провести глубокое исследование, а также разработать план дальнейшего сохранения и консервации произведений.

К выставке подготовлена образовательная программа.

Исследовательский проект «"Руанские соборы” Моне» состоялся при поддержке давнего партнера музея – компании LG. В рамках этого сотрудничества ранее было исследовано полотно Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле».  

Поделиться
Комментировать