А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ЗАМАХНУТЬСЯ НА УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

В настоящее время в ярославском краеведении открыта новая страница - появился «Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII - XIX веков». Его автором значится начальник отдела таможенной статистики Ярославской таможни Александр Шемякин, а редактором - издатель Александр Рутман. Тема, которой посвящена книга, является актуальной и важной. Ко многому обязывает эпиграф к труду А. И. Шемякина: «...у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Здесь следует отметить, что это первый случай в отечественной историографии, когда справочному изданию предшествует эпиграф. Нетривиальность не всегда похвальна и в данном случае напоминает знаменитое: «А не пора ли нам замахнуться на Уильяма Шекспира?» Неясным остается жанр произведения, поскольку в нем соседствуют словарь, сборник документов, сборник научных статей и указатели. Большинство статей словаря выступают как изложение в интерпретации А. И. Шемякина различных исторических и историографических источников с обилием прямых цитат, иногда составляющих до одной трети от общего объема статей. Подобная методика не имеет ничего общего с современным научным академическим справочным изданием. Таким образом, «Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля» составляет компиляцию опубликованных и неопубликованных источников, которая в лучшем случае может рассматриваться в качестве базы для словаря персоналий.
В книге есть и грубые фактические ошибки, путаница, нежелание или неумение извлечь из источника прямую и скрытую информацию, отсутствие в большинстве случаев собственного мнения по спорным вопросам, а главное, нет собственно научно написанных статей по персоналиям, совершенно не используется современная методика по созданию подобных статей. В результате прочтения статей словаря создается устойчивое впечатление, что его написали в середине ХIХ века, когда, собственно, и жили большинство из описываемых А. И. Шемякиным фигурантов-мастеров. Автор пошел вслед за документами, решив передать дух эпохи, однако это словарь, а не эпистолярные источники изучаемого времени и в нем не место обильному цитированию и некритичному пересказу источников.
Во всяком случае, поостережемся рекомендовать книгу. Дело не только в уже сделанных замечаниях. Автор и редактор даже не потрудились объяснить хронологические рамки словаря. Необходимо было объяснить читателям, почему берутся ХVIII - ХIХ века, а не другие. Не объяснены и территориальные рамки «на Ярославской земле» - сюда относятся мастера, работающие в Ярославле, провинции, губернии? Известно, что в ХVIII - ХIХ вв. административно-территориальное деление менялось. Из книги не ясно, как это учли автор и редактор.
Целый ряд статей на одну треть состоит из цитат, что совершенно не соответствует формату справочного издания. На 322 страницах основного текста, где размещены сведения о мастерах, фамилия известного ярославского исследователя по проблематике словаря
В. А. Созинова упоминается на 85 страницах, причем она приводится на многих из этих страниц по два-четыре раза. Ту же судьбу разделила выдающийся российский специалист по теме словаря М. М. Постникова-Лосева: из 322 страниц она значится на 81 странице. Немного отстала от них фамилия исследователя
В. В. Игошева: из 322 страниц - на 69. Такое обширное и обильное заимствование из трудов предшественников, даже с упоминанием их авторства, ставит проблему наличия, по сути, «скрытых» соавторов.
Приведем несколько постраничных замечаний. На стр. 107 словаря «создавал или поновлял». Две разные формы деятельности. Вопрос: так что же делал иконописец? Автор должен был это установить. На стр. 213 «записан как резчик». А в действительности как было, кем был мастер? На стр. 190, 191, 192, 193, 194 «заключил договор». Вопрос: а выполнил ли? Все это должен был установить Шемякин, проработав огромное количество источников и литературы, проследив судьбы всех мастеров, о которых пишет.
Общий вывод по прочтении книги: большинство исследовательских задач А. И. Шемякиным и А. М. Рутманом не выполнены. Идея создать словарь хороша, но исполнение оставляет желать много лучшего.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать