Некрасовский дух не иссякает

«Пленительные образы! Едва ли//В истории какой-нибудь страны//Вы что-нибудь прекраснее встречали.//Их имена забыться не должны». Эти строки из поэмы «Русские женщины» о жёнах декабристов, законченной в Карабихе 140 лет назад, стали эпиграфом 45-го Всероссийского Некрасовского праздника поэзии – он проходил в минувшую субботу.
Сама поэма «Русские женщины» – не жизненный ли урок нам? Если так, тогда в чём же он? К выяснению этого поэтическая поляна в Карабихе приступила сразу после официального открытия дня поэзии. Да и губернатор Сергей Ястребов в кратком приветствии собравшимся постарался связать времена – простым напоминанием о том, что, видимо, совсем не случайно проходит Некрасовский день поэзии в канун Всероссийского дня семьи, любви и верности и само современное название дня памяти покровителей христиан­ского брака благоверных Петра и Февронии вполне отвечает титульной теме праздника. В полном согласии с таким взглядом на Некрасова – от нынешних актуальных забот и тревог – и сыграна была на эст­раде композиция по мотивам поэмы «Русские женщины» (постановка доцента театрального института Андрея Зубкова). Исполненная актрисой Камерного театра Замирой Колхиевой композиция прозвучала вот уж действительно по­сланием к нам поэта от сердца к сердцу. В тон ему размышляли о поэме и эксперты – председатель Московского общества «Наследие декабристов», потомок участника восстания на Сенатской площади, офицера лейб-гвардии Измайловского полка Александра Бриггена, Алексей Пономаренко и доктор исторических наук, консультант фильма «Звезда пленительного счастья» Раиса Киреева. В школе учили нас, что люди 14 декабря были «страшно далеки от народа». В начале нового тысячелетия радикально настроенные исследователи склонны впадать в другую крайность, считая восстание декабристов чуть ли не террористическим актом. По логике размышлений гостей Карабихи, истина находится в другом измерении – нравственном. Непоказной, «домашний» аристократизм, полузабытое теперь чувство чести и позволили им поставить на карту ради свободы Отечества собственные судьбы, а затем остаться людьми в нечеловеческих условиях ссылки и каторги. – Они были так воспитаны, – объясняет Раиса Киреева. – Относится это, конечно, и к жёнам декабристов. Православный обряд венчания предполагает, что супруги всегда останутся вместе – и в радости, и в горе. И они этому завету оставались верны в любых самых трагических обстоятельствах. Собственно об этом и писал поэму «Русские женщины» Некрасов. Сам-то Некрасовский музей-заповедник ещё 45 лет тому назад доказал, что для него некрасовская строка о жёнах декабристов – «Их имена забыться не должны» – не просто красивые слова и не благое пожелание, а своего рода спецпоручение автора. Вопреки заморозкам, уже наступившим тогда после хрущёвской оттепели, к биографическому факту из жизни поэта – первому чтению этой поэмы в кругу родных и близких, и была приурочена традиция ежегодных некрасовских праздников поэзии. Гости нынешнего праздника могли не спеша рассмотреть в лицах и событиях фотолетописи дней поэзии. Там в композиции «45 лет – от празд­ника к празднику» фотохронику оживляли своими воспоминаниями дочь одного из зачинателей дня поэзии в Карабихе нашего земляка Алексея Суркова музыковед Наталья Суркова, председатель нынешнего Некрасовского комитета Союза писателей России Владимир Фомичёв, ответ­ственный секретарь регионального отделения Союза Герберт Кемоклидзе. Этот блок программы впечатляюще дополнили московские певцы Елена Стрижев­ская и Надир Ширинский. Исполнили песни и романсы на стихи Некрасова и участников праздников поэзии разных лет – Льва Ошанина, Марка Лисянского, Маргариты Агашиной. А Наталья Суркова получила персональный презент с посвящением ей: прозвучала знаменитая «Землянка» на стихи из отцовского письма, посланного домой с фронта. – Да, эти стихи были сперва письмом с фронта моей маме, – подтвердила Наталья Алексеевна, напомнив историю легендарной «Землянки». – Под Истрой штаб армии попал в окружение. Отец, военный корреспондент, дважды был на волоске от смерти и писал о только что пережитом. Письмо получили мы в Чистополе, в эвакуации. Кто-то показал стихи композитору Листову, и тот на одном дыхании сочинил мелодию. Отец недаром называл эту песню «самой счастливой». Правда, она сразу же оказалась под цензурным запретом. Блюстителям армейской нравственной слова «а до смерти четыре шага» показались чересчур пессимистичными. Но цензура запоздала: «Землянку» уже пели и солдаты на фронте, и те, кто в тылу ждал их с победой. Гостей в Карабихе, как всегда в последние годы, собралось – не счесть. Некоторые из тех старожилов праздников в Карабихе, кто не сумел приехать, тоже дали о себе знать. Заместитель редактора журнала «Юность» Игорь Михайлов зачитал приветствие старого друга Карабихи Льва Аннинского с благодарностью за то, «что некрасовский дух в Карабихе не иссякает». Три часа к ряду выходили к микрофону в программе «И сам Некрасов слушал этот стих» авторы всех возрастов, с именами и пока что без оных – москвичи, ярославцы, питерцы, рыбинцы. Чтобы в праздничном столпотворении читателю было где с любимым поэтом или актёром встретиться лицом к лицу и поговорить не на бегу, организаторы праздника впервые для такого общения развернули рядом с эстрадой брезентовый шатёр под галантным названием «Литературный салон». Одним из первых его преимущество оценил лауреат многих премий, поэт из ближнего окружения Анны Ахматовой и её ученик, друг Иосифа Бродского Евгений Рейн (на верхнем снимке – слева). Если к недавно вышедшему в Москве фолианту «Мой лучший адресат» – со стихами Рейна, посвящённому Бродскому, рисунками и автографами Нобелевского лауреата простой любитель поэзии имел возможность разве что прицениться, то редкостный шанс поговорить с корифеем современной словесности на любые темы был предоставлен всякому. В круг литературных интересов, например Бродского, Некрасов, по словам Рейна, не входил, но наш собеседник считает автора «Русских женщин» великим поэтом. Евгений Рейн оставил нам на память такой оптимистический автограф: «Дорогим читателям «Северного края» желаю интересного чтения. Пусть газета будет вашим спутником в очень не простой, но богатой и щедрой жизни». Пообщались мы и с почётной гостьей Карабихи народной артисткой России Людмилой Хитяевой (на верхнем снимке – справа). Она облюбовала палатку «Литературного салона» как самое подходящее место, чтобы, надев тёмные очки и слегка прикрывшись щегольской шляпкой, собраться с духом перед выступлением. Легендарная Екатерина Воронина, Евдокия, Стряпуха, Дарья и Лушка в киноэкранизациях «Тихого Дона» и «Поднятой целины» охотно поддер­жала светскую беседу – мгновенно среагировала на реплику фотографа «Северного» Ирины Пичугиной о кольце с сапфиром кинозвезды – дескать, очень похож ваш камушек, Людмила Ивановна, на лазурь с древних фресок. Не высказав против этого никаких возражений, гостья посчитала нужным раскрыть семейный секрет: – Кольцо подарил сын. Выпускник института восточных языков, он живёт и работает в Таиланде. Наша мирная беседа с Людмилой Хитяевой продолжалась, пока про то, где скрывается почётная гостья, не проведали её поклонницы. Их очередь за автографами оказалась такой нескончаемой, что нам волей-неволей пришлось вспомнить шутку её коллеги Валерия Золотухина – её услышали от него пару лет назад сотрудники «Карабихи»: «Приглашение на такие праздники популярного киноактёра равнозначно срыву всего меро­приятия». Как и в случае с самим Золотухиным, всё обошлось благополучно. Людмиле Ивановне Хитяевой (под настроение читала она у микрофона и соб­ственные стихи) неистово хлопали всей поэтической поляной, пожелали ей доброго пути – актриса торопилась в Москву. Новых мест для общения было в тот день в Карабихе сразу несколько. В Западном флигеле открылась выставка «Территория нашей памяти». Один из экспозиционеров, сотрудник музея, художник Владимир Бутусов назвал её «выставкой-предупреждением». Напоминая, как трудно сама Карабиха шла к окончанию многолетнего долгостроя – к недавней сдаче после реставрации мемориального Восточного флигеля, выставка на фотографиях в рамках тревожного красного цвета показывает, сколько дворянских усадеб по всей Ярославской области лежат в руинах – никто пока не знает, как к ним подступиться. Продолжением этого проекта стал ещё один, «Оранжерея», совместный с кафедрой архитектуры технического университета. Основательно почистили развалины оранжереи – мусора, битого кирпича вывезли два КамАЗа. Там при Некрасове, говорят, вёдрами собирали персики. В оранжерее выращивали в кадках экзотические померанцовые деревья – для красоты, а плоды шли на настойки. К Дню поэзии-2012 открыли новую экспозиционную площадку со студенческими проектами Ярославля будущего. На следующем этапе проекта «Оранжерея» лёгкими кон­струкциями будет обозначен её исторический силуэт с подсказкой для тех, кто принимает решения: оранжерею в новом её музейном приспособлении давно пора восстанавливать в подлинном виде. Автор проекта – молодой преподаватель ЯГТУ Татьяна Сиротина. Тоже получилось в тему – она и женская, и некрасовская. Именно в Карабихе поэт много думал о будущем, о том времени на волжских берегах, когда возьмёт судьбу России в собственные руки «освобождённый от оков народ неутомимый». 
Северный край
Поделиться
Комментировать