ПОТУСКНЕВШАЯ ЖЕМЧУЖИНА

Рыбинский музей-заповедник - одна из жемчужин города на Волге, его туристический брэнд - год от года ветшает без должной заботы со стороны областного департамента культуры, которому государством делегированы полномочия охранять историко-культурное наследие региона. В год 100-летия строительства Новой хлебной биржи, где размещается музей с его интереснейшими выставками и уникальными фондами, выделенных из областного бюджета денег хватило лишь на покраску кровли и декоративного ограждения крыши. Старое здание музея на Волжской набережной разваливается на глазах, музей Мологского края, имея прекрасные перспективы, по-прежнему ютится в здании бывшего монастырского подворья.
НАДО сказать, что с Рыбинским музеем-заповедником вышла поучительная история. В начале 90-х годов глава администрации Рыбинска Валентин Мелехин волей своего авторитета заставил директоров промышленных предприятий раскошелиться на реконструкцию здания Новой хлебной биржи (памятник архитектуры начала ХХ века, великолепное творение архитектора Александра Иванова). Валентин Борисович лично устраивал для них экскурсии на реконструируемый объект. Нужно было видеть, как солидные мужчины в костюмах и лакированных ботинках ходили за ним, одетым по-рабочему, среди стройматериалов!
После завершения капитального ремонта в это красивейшее здание над Волгой перебрались музейные работники, которые со своими фондами теснились в здании бывшего Мучного гостиного двора на Волжской набережной.
Минуло двадцать лет…
Благодарные туристы, для которых знакомство с Рыбинском начинается с музея-заповедника, следуя за экскурсоводами, не успевают заметить, как обсыпается плиточное покрытие угловых башен на кровле биржевого зала. Процесс разрушения Новой хлебной биржи еще только набирает силу. Но обваливающиеся стены старого музейного корпуса со следами пожара в одном месте не увидит только слепой. При этом на фасаде здания висит табличка, что это памятник архитектуры 1794 - 1806 годов, охраняется государством. Прочитать написанное трудно - ржавчина изгрызла охранную табличку. В таком же состоянии и остальные охранные таблички, установленные на фасадах памятников архитектуры.
Кто же должен их восстанавливать? Я не только про охранные таблички говорю, но и про здания. Если конкретно - департамент культуры администрации Ярославской области. Если персонально - директор этого департамента Лариса Сорокина. Наивно полагать, что Лариса Юрьевна не в курсе, в каком состоянии находится значительная часть исторических зданий Рыбинска. Ей по должности положено это знать. А еще она об этом прекрасно осведомлена, потому что перебралась в областной департамент культуры из Рыбинска. И в свое время была озабочена проблемами города на посту заместителя председателя Рыбинского совета депутатов.
Но, как ни горько это констатировать, будучи чиновником от культуры областного ранга, Лариса Сорокина мало что сделала для сохранения историко-культурного наследия Рыбинска. Лишь крохи областного финансирования достались Рыбинскому музею-заповеднику в год его 100-летия.
Почему так происходит с историко-культурным наследием Рыбинска? Этот вопрос я адресовал главе Рыбинска Юрию Ласточкину. Он как никто другой знает на него ответ, поскольку городская администрация при участии инвесторов за последние несколько лет сделала очень много для историко-культурного возрождения Рыбинска. Однако сам Юрий Васильевич считает, что сделана лишь малая толика того, что можно было бы сделать при активном участии областных структур:
- Нужны серьезные инвестиции в сохранение исторического центра города. Несмотря на наши неоднократные обращения к бывшему губернатору Сергею Вахрукову, к его заместителям, которые курировали вопросы культуры, в областной департамент культуры, отклика не последовало. Мизерные деньги из областного бюджета не позволяют решить ни один вопрос по сохранению и приведению в порядок исторических зданий. В том числе и музея-заповедника. Мы просто получаем отписки из департамента культуры о выделении денег. Но эти ничтожные копейки не позволяют подготовить даже проектно-сметную документацию, перекрыть крышу, восстановить коньки, начать работу по гидроизоляции здания, по ремонту фасада и внутренней части здания.
Особый разговор о музее Мологского края.
Музей располагается в бывшем подворье Мологского Афанасьевского монастыря. Мы в свое время подготовили расположенное рядом с ним двухэтажное здание, предварительно расселив жильцов, к передаче в областную собственность. В дальнейшем предусматривалось включить это здание в музейный комплекс. Ответ из Ярославля выглядел как издевательство: нам это здание не нужно, так как у нас нет денег на его восстановление. Так культурные люди из областного департамента культуры пускают под откос любую инициативу.
Что мы имеем в итоге? Мы имеем разрушающийся музей. Мы прозевали столетие музея. На юбилей Рыбинского музея - одного из старейших музеев в России с богатейшими коллекциями - выделено аж пять миллионов рублей! Этих денег недостаточно, даже чтобы отремонтировать пол в музее. Что же говорить о создании экспозиций, о компьютеризации музея!
Нельзя сказать, что в областном департаменте культуры ничего не делают для сохранения историко-культурного наследия Рыбинска. Но они делают ровно столько, чтобы их не заподозрили в полном равнодушии. Как следствие такого отношения, сегодня Рыбинский музей-заповедник не является тем культурным центром, которым он должен быть.
Со своим имуществом должна разобраться областная администрация. Поверьте, у нас своих забот хватает. Мы восстановили Никольскую часовню, ремонтируем здания в прилегающих к ней кварталах, приводим в порядок Волжскую набережную. Но без восстановления Мучного гостиного двора задача восстановления исторического центра города не будет выполнена. Это прискорбно.
У нас в Рыбинске прекраснейший музей с великолепными коллекциями, и терпеть далее его разрушение невыносимо. Мы его теряем на глазах.
В заключение вот о чем нужно сказать. По другую сторону от Мучного гостиного двора находится комплекс Красного гостиного двора. Любо-дорого смотреть на фасады его зданий, обращенных к Красной площади. Большая часть зданий комплекса Красного гостиного двора реконструирована частными владельцами, часть зданий сейчас восстанавливается за их счет.
К чему я это говорю? Если областной департамент культуры не в состоянии позаботиться даже о восстановлении охранной таблички на фасаде Мучного гостиного двора, может быть, его чиновники смогут позаботиться о передаче его в муниципальную собственность с последующей продажей частникам при условии восстановления исторических зданий.
На снимках: в таком ужасном состоянии находится Мучной гостиный двор, где располагается часть экспозиций Рыбинского музея-заповедника; по состоянию охранной таблички на фасаде Мучного гостиного двора можно судить о том, как областной департамент культуры от имени государства охраняет историко-культурное наследие.
Фото автора.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать