Ростовские колокольные звоны могут внести в реестр нематериального наследия ЮНЕСКО

Внести ростовские колокольные звоны в реестр нематериального наследия ЮНЕСКО.
Такую задачу поставила перед собой специальная комиссия, которая прибыла сегодня в Ростовский кремль. Были детально исследованы колокола звонницы Успенского собора. Уши, сковорода, плечи, юбка, язык. Эта терминология, обозначающая части колокола, знакома каждому из экспертной комиссии. Звонари, исследователи, представители православной церкви и музеев. Каждый знает немало о ростовских звонах. Но как составить опись этих величественных музыкальных инструментов?

Истина, по традиции, рождается в споре. Колокола осматривают со всех сторон. Главная цель комиссии - продлить жизнь этих музейных ценностей. И подготовить акты, которые войдут в общий комплект документов по внесению ростовского колокольного звона в реестр нематериального наследия ЮНЕСКО. Для того, чтобы сохранить колокола и продлить им жизнь. Нужно составить дефектную ведомость, говорят специалисты, в которой укажут все недочеты. К примеру, самый большой колокол звонницы Сысой весит около 33 тонн. Балки, на которых он висит уже прогнулись, а, кроме того, после жары 2010 года на них появились внушительные трещины. Звонарь с тридцатилетним стажем, занимающийся развеской колоколов и оборудованием звонниц Николай Завьялов сразу же делает для себя первые выводы: систему подвеса следует полностью менять.

«Надо будет, чтобы колокол был поближе к балке. Это сократит его раскачивание, а значит, сократит дополнительную нагрузку на крепления. Поэтому, возможно, понадобятся диагональные подпорки», - говорит Николай Завьялов - старший звонарь Сретенского монастыря, доцент кафедры литургики Сретенской духовной семинарии, доцент кафедры звукорежиссуры и мультимедиа Академии медиаиндустрии г. Москва.

За описью колоколов с особым интересом наблюдает специалист из Германии Джеффри Боссин. Русские колокола отличаются от европейских, говорит он. Для Европы важна мелодия. Для России - ритм.

«У вас - ритмический рисунок, который не зависит от каких либо нот и аккордов. Но это придает особый характер. Это особый тип колокольной музыки, мне он очень нравится, и он звучит очень по-русски», - говорит Джефри Боссин - берлинский карильонист, магистр музыковедения технического университета берлина, вице-президент Международной организации «Еврокарильон».

Сегодня комиссия зафиксировала визуальные дефекты. Теперь их нужно будет исследовать с помощью специальной аппаратуры. Эксперты планируют записать колокольный звон с различных точек. В том числе и с озера Неро. И надеются, что за год на базе ростовской звонницы получится создать еще одну методику исследования колоколов и звонов.

Ксения Анисимова,
Поделиться
Комментировать