«Театр – для того, чтобы захотелось жить»

Евгений Жозефович Марчелли окончил Ярославское театральное училище, затем режиссерский факультет Щукинского училища.
Возглавлял «Тильзит-театр» в Советске, Омский и Калининградский драмтеатры. В 2010 г. приглашен в Театр драмы имени Волкова, в 2011 г. избран одним из членов Совета Гильдии режиссеров при СТД. Поставил около 70 спектаклей. Его спектакли и его художественная политика принесли Волковскому театру и Омской драме 4 премии «Золотая маска». Заслуженный деятель искусств России.
Во второй день фестиваль «БТР» порадовал своих участников встречей с Евгением Марчелли. Режиссер и художественный руководитель Театра драмы имени Федора Волкова между двумя репетициями «Чайки», премьера которой уже в мае, делился своими взглядами на пьесу, театр, актера и зрителя. Просьбу о напутственном слове исполнил простым пожеланием: состояться.
 
   Перед вами тезисы встречи с увлеченным и заразительным, противоречивым и афористично мыслящим режиссером.
 
         3 оптимистичные сентенции:
 
- Человек рождается для того, чтобы радоваться, чтобы быть счастливым. 
 
- Театр – для того, чтобы захотелось жить.
 
- Вся моя история строится на любви и абсолютном доверии.
 
         3 пессимистичные мысли:
 
- В театре всю жизнь существует кризис театра, всегда существуют проблемы, и каждому поколению кажется, что после него наступает конец. 
 - В силу того, что в Ярославле проходит «Будущее театральной России» и у меня есть возможность каждый год видеть по несколько спектаклей, я вам признаюсь, у меня ощущение, что будущего нет. В этом смысле я абсолютный пессимист. Я вижу, простите, редко более или менее приличные спектакли, в которых есть интересные как данности актеры, но которые бесконечно загублены системой воспитания.
 
 - На мой взгляд, школа умерла. 
 
       3 откровения о работе над спектаклем:
 
- Я не командир, я не рулевой... Нет, я рулевой, безусловно. Я тот человек, который ступил на корабль, собрал команду и говорит: «Пошли!» – и который делает вид, что знает, куда рулить (конечно, только делает вид).
 
- Для меня искренне важен дух автора, но не буква.
 
 - Мне очень нравится рассказывать в сотый раз всем хорошо известную историю. Но мне хочется рассказать так, как её не знает никто. 
 
       3 изречения о работе с актером:
- Чем артист талантливее, тем он капризнее и труднее. Они немножко сумасшедшие. С сумасшедшими сложно.
 
- Если мы с актером станем друзьями за период работы, мне не так важна даже степень таланта. 
 
- Мы на репетиции на «ты», потому что мы исследуем тончайшие нервы, струны души. Мы не можем в этот момент друг другу не доверять.
 
        Режиссер о своей теме, о мужчинах и женщинах, о пьесе «Чайка»:
 
 - Моя тема – это, конечно, человек. Человек в своих параллельных измерениях. Что такое любовь, измена, предательство, что такое мужчина и женщина. Мы инопланетные существа, мы каким-то образом сходимся, и непонятно, для чего.
- Случайный зритель сегодня – как правило, мужчины, которых тащат девушки, – иногда в наказание. Он – мужчина – терпит это и идет в театр в надежде, что в буфете будут продавать пиво, или другой вариант: «Ну ладно, отсижу, отбуду эту повинность». Вот этот зритель, случайный, – это самый интересный для меня зритель, которого я ненавижу люто, но которого я безумно хочу зацепить и сделать его человеком, которому этот театр теперь нужен. Когда я делаю спектакль, я думаю об этом зрителе.
 
- Чайка – это хищница, которая сметает на своем пути все: как крыса, только с крыльями.
 
      Мысли о современном театре:
 
- Наверное, сейчас пришел театр Брехта: Брехта в современном смысле. В основном, это рассказ: от первого лица или от третьего. Я в этом смысле человек глубоко вчерашнего дня или позавчерашнего: я люблю театр процесса. Мне кажется, что рассказать, придумать классные штукенции – это легко. 
 
- Если мне раньше нравилась динамика, то теперь мне нравится абсолютная статика. Паузы, молчание и погружение – сейчас самое интересное для меня в театре.
 
      Автохарактеристика:
 
- Я очень ленивый человек.
 
- Я, как китаец: сегодня посеял, мне надо завтра выкопать и съесть. Мне некогда ждать, я не могу.
 
 - Я ненавижу любые нравоучения, любые проповеди. Я не люблю, когда меня учат, что хорошо, что плохо.
 Провокационное заявление:
 
- Я не люблю театр. Если бы я в театре не работал, я бы в него не ходил. 
 
      И напоследок предостережение:
 
- Будет безумное количество боли – это точно. Театра без этого не бывает. И очень мало радости. К сожалению.
 
                                                            Записала Наталья Соловова
Поделиться
Комментировать