«Театр – для того, чтобы захотелось жить»
20 апреля 2016 ●
Отсебятина
Евгений Жозефович Марчелли окончил Ярославское театральное училище, затем режиссерский факультет Щукинского училища.
Возглавлял «Тильзит-театр» в Советске, Омский и Калининградский драмтеатры. В 2010 г. приглашен в Театр драмы имени Волкова, в 2011 г. избран одним из членов Совета Гильдии режиссеров при СТД. Поставил около 70 спектаклей. Его спектакли и его художественная политика принесли Волковскому театру и Омской драме 4 премии «Золотая маска». Заслуженный деятель искусств России.
Во второй день фестиваль «БТР» порадовал своих участников встречей с Евгением Марчелли. Режиссер и художественный руководитель Театра драмы имени Федора Волкова между двумя репетициями «Чайки», премьера которой уже в мае, делился своими взглядами на пьесу, театр, актера и зрителя. Просьбу о напутственном слове исполнил простым пожеланием: состояться.
Перед вами тезисы встречи с увлеченным и заразительным, противоречивым и афористично мыслящим режиссером.
3 оптимистичные сентенции:
- Человек рождается для того, чтобы радоваться, чтобы быть счастливым.
- Театр – для того, чтобы захотелось жить.
- Вся моя история строится на любви и абсолютном доверии.
3 пессимистичные мысли:
- В театре всю жизнь существует кризис театра, всегда существуют проблемы, и каждому поколению кажется, что после него наступает конец.
- В силу того, что в Ярославле проходит «Будущее театральной России» и у меня есть возможность каждый год видеть по несколько спектаклей, я вам признаюсь, у меня ощущение, что будущего нет. В этом смысле я абсолютный пессимист. Я вижу, простите, редко более или менее приличные спектакли, в которых есть интересные как данности актеры, но которые бесконечно загублены системой воспитания.
- На мой взгляд, школа умерла.
3 откровения о работе над спектаклем:
- Я не командир, я не рулевой... Нет, я рулевой, безусловно. Я тот человек, который ступил на корабль, собрал команду и говорит: «Пошли!» – и который делает вид, что знает, куда рулить (конечно, только делает вид).
- Для меня искренне важен дух автора, но не буква.
- Мне очень нравится рассказывать в сотый раз всем хорошо известную историю. Но мне хочется рассказать так, как её не знает никто.
3 изречения о работе с актером:
- Чем артист талантливее, тем он капризнее и труднее. Они немножко сумасшедшие. С сумасшедшими сложно.
- Если мы с актером станем друзьями за период работы, мне не так важна даже степень таланта.
- Мы на репетиции на «ты», потому что мы исследуем тончайшие нервы, струны души. Мы не можем в этот момент друг другу не доверять.
Режиссер о своей теме, о мужчинах и женщинах, о пьесе «Чайка»:
- Моя тема – это, конечно, человек. Человек в своих параллельных измерениях. Что такое любовь, измена, предательство, что такое мужчина и женщина. Мы инопланетные существа, мы каким-то образом сходимся, и непонятно, для чего.
- Случайный зритель сегодня – как правило, мужчины, которых тащат девушки, – иногда в наказание. Он – мужчина – терпит это и идет в театр в надежде, что в буфете будут продавать пиво, или другой вариант: «Ну ладно, отсижу, отбуду эту повинность». Вот этот зритель, случайный, – это самый интересный для меня зритель, которого я ненавижу люто, но которого я безумно хочу зацепить и сделать его человеком, которому этот театр теперь нужен. Когда я делаю спектакль, я думаю об этом зрителе.
- Чайка – это хищница, которая сметает на своем пути все: как крыса, только с крыльями.
Мысли о современном театре:
- Наверное, сейчас пришел театр Брехта: Брехта в современном смысле. В основном, это рассказ: от первого лица или от третьего. Я в этом смысле человек глубоко вчерашнего дня или позавчерашнего: я люблю театр процесса. Мне кажется, что рассказать, придумать классные штукенции – это легко.
- Если мне раньше нравилась динамика, то теперь мне нравится абсолютная статика. Паузы, молчание и погружение – сейчас самое интересное для меня в театре.
Автохарактеристика:
- Я очень ленивый человек.
- Я, как китаец: сегодня посеял, мне надо завтра выкопать и съесть. Мне некогда ждать, я не могу.
- Я ненавижу любые нравоучения, любые проповеди. Я не люблю, когда меня учат, что хорошо, что плохо.
Провокационное заявление:
- Я не люблю театр. Если бы я в театре не работал, я бы в него не ходил.
И напоследок предостережение:
- Будет безумное количество боли – это точно. Театра без этого не бывает. И очень мало радости. К сожалению.
Записала Наталья Соловова