В переплет попали кони. и пасутся шесть веков

В Ярославском музее-заповеднике самая крупная в стране коллекция пергаментных рукописей. Она насчитывает 15 книг. Две из них, свежеотреставрированные, недавно выставили на обозрение. Возраст редчайших памятников - без малого 600 лет!

Псалтырь и Синоксарь - книга праздников, содержащая указание евангельских чтений по дням года, - датируются рубежом XIV - XV веков и происходят из библиотеки Спасского монастыря. Они поступили в музей во второй половине 1920-х годов в очень плохом состоянии: пергамент был загрязнен до черноты, пересушен и деформирован, что привело к осыпанию чернил.

Кожа переплета была разорвана и частично утрачена. За спасение книг взялись ведущие специалисты ВХНРЦ имени Грабаря под руководством художника-реставратора высшей квалификации Наталии Львовны Петровой. Работы длились 8 лет с перерывами. Финансирование проекта осуществлялось из федерального бюджета.

После реставрации книги стали легче раскрываться. Сделали новый кожаный корешок, позволяющий сохранить самое ценное - пергаментные листы с текстами. Они теперь лежат как в шкатулке. Поставили новые застежки из латуни по образцу XVII века. Их отливали в Москве в специальной мастерской. Без застежек пергамент теряет влагу, плесневеет и становится жестким, как барабан. Листы переворачивать уже невозможно. Подклеены разрывы. Под микроскопом закреплены чернила. Сохранены все надписи, даже пробы пера. Все это придало ощущение настоящности. А листы, очищенные от захватов, копоти и воска, стали ровными, чистыми и словно светятся. Но загадки все же остались. Доска, которую пустили на переплетную крышку Псалтыря, искромсана вдоль и поперек.

Видно, что ее использовали очень долго. Откуда такая рачительность? Был бы шелк заморский - одно дело, а уж лесу-то вокруг было вдоволь. Наши предки щадили книжицы, неоднократно починяли и берегли. По краям аккуратно приклеены закладки. Исчезнувшие сыромятные ремешки сменили аккуратные прорези для завязок. Но читатели попадались разные. На нижней переплетной крышке Синоксаря неизвестный художник, назовем его так, весьма натуралистично изобразил двух лошадей. Параллельно с реставрацией проводилось изучение рукописей. Поскольку они выглядят одинаково, только Псалтырь побольше, был сделан вывод о существовании переплетной и, вероятно, книгописной мастерской в Спасском монастыре в конце XIV - XVI веков. Сейчас в работе еще один памятник - Спасское Евангелие начала XIII века.

Золотое кольцо 

Поделиться
Комментировать