Великий артист, или Туалетная бумага без очереди

Никита Михалков об энергии таланта, исчезающем мужском характере и комарике, выигравшем войну
– Буду отвечать на вопросы честно. Гарантирую личную точку зрения, которая не претендует на то, чтобы кому-то нравиться, в том числе и вам, – решительно начал Никита Сергеевич после получасового опоздания. Пожаловавшись на пробки и удобно устроившись в кресле, под которое ему на волковской сцене даже постелили коврик, мэтр приготовился держать ответ перед юным поколением. Его представители съехались из 12 городов России на фестиваль «Будущее театральной России».
Встреча с именитым гостем в предварительной программе «БТР» не значилась, а потому стала для всех полнейшей неожиданностью. И, надо заметить, приятной. Несмотря на неоднозначное отношение к последним работам режиссера, юноши и девушки буквально подпрыгивали в креслах, чтобы задать свой вопрос и посмотреть в глаза патриарху отечественного кинематографа: а вдруг заметит, оценит и в кино позовет?!
– Снимать известных актеров я не хочу, – еще больше обнадежил режиссер. – Среди них есть замечательные, талантливые, но их в сознании людей слишком много! Огромным количеством фильмов в год они вымывают зрительский интерес.
Кстати, с женщинами в кино дела обстоят неплохо, а вот настоящих мужчин не хватает.
– Да само понятие мужчины девальвировалось, – грустит мэтр, – и усилиями телевидения в том числе. А что вы хотите, когда на сцене Алла Пугачева скачет на спине у Бори Моисеева? Или Джигурду настоящим мужиком считают. Вот ведь ужас Господень. В коридор для красоты его можно поставить, а еще что? Дело-то не в мышцах. Внутренняя энергия должна быть, потенциал поступка. У меня большие проблемы с поиском главного героя для новой картины по Бунину «Солнечный удар». Приносят фотографии: красивые мальчики, улыбаются, все у них есть, кроме… главного. Инфантилизация общества, исчез куда-то мужской характер.
При этом у Михалкова свой собственный список актеров, которых можно считать великими и гениальными.
– Женя Миронов – артист-животное, лучший в своем поколении! – уверен режиссер. – Он на физиологическом уровне ощущает, что нужно сыграть. Влезает в чужую шкуру и делает ее своей. Алексей Петренко – чудище, обладающее бесстрашием и бесстыдством. Это не хамство, а отсутствие комплексов, боязни показаться смешным.
И тут же начинает травить профессиональные байки:
– Когда мы снимали фильм «12», где он играет одного из присяжных, презабавная была история. Петренко очень ревнив. Увидев, что я даю советы кому-то из актеров, жутко раздражался. Слал мне записочки «Батько, сколько он тебе заплатил?». А идеи у него били фонтаном. Однажды приходит на съемки и заявляет: «Я сцену написал». А там, представьте, собрались зубры российского кино, все такие маститые, сидят, вздыхают нетерпеливо. «Сколько страниц?» – спрашиваю. «19», – невозмутимо отвечает он и начинает читать. Все кряхтят, ерзают, глаза закатывают. «Ну как?» – интересуется, закончив. «Очень хорошо, – говорю. – Но на все у тебя 1,5 минуты». Так родилась история про брата героя, когда присяжный заикается, не договаривает слова, торопится.
Олег Меньшиков, по словам мэтра, отличается способностью скрывать весь процесс работы над ролью.
– Для меня вообще один из критериев мастерства, если я не могу понять, ну как он это делает? Вот Меньшиков ненавидит репетировать. Отмахивается вечно от меня, играет задней левой. Но как только пошла сцена, бац! Выдал на «отлично». Или еще была история на съемках «Сибирского цирюльника». Один и тот же момент снимали два разных оператора: одинаковый маршрут движения камеры, те же условия, а получилось абсолютно по-разному. Это чудо, я считаю, энергия таланта – она либо есть, либо нет.
– А что делать, если предлагают только плохие роли? Как жить актеру? – раздается крик души, озвученный Светланой из Красноярска.
– Да, вам, конечно, сложнее, – качает головой Михалков. – Провинциальный актер зачастую не может отказываться даже от самой плохой роли, а то ведь не позовут потом.
Качество же спектакля измеряется тем, сколько реального времени жизни актера совпадает с жизнью зрителя. То есть сколько в минутах из всего действия человек не слышит, как падает номерок, не замечает ничего вокруг, кроме вас и сцены.
Но откуда у нас взяться в большом количестве хорошим актерам, если учить их практически некому. Смотрит Никита Сергеевич на современное образование, в том числе и творческих вузов, и сильно печалится.
– Сегодня – дети, завтра – народ, как говаривал мой отец, – вздыхает мэтр. – А современное образование просто чудовищно! Оно стало сферой услуг, само понятие воспитания исчезло. Это же катастрофа для всех нас! Воспитывать – не линейкой бить. Нашим детям нужна прививка национального иммунитета. А что творится вокруг – смотрите телевизор? Две девчонки избивают третью, а парень, мерзавец, снимает на видео и дает советы. Хотите такой народ?..
Поймав волну праведного михалковского гнева, актер Волковского театра Валерий Кириллов поспешил выкрикнуть из зала:
– А к современному театру как относитесь?
– Ну, тут два варианта. Либо театр называется классическим и делает вид, что соблюдает традиции, а на самом деле медленно умирает. Либо разрушает традиции, но в стиле «всем чай, а мне кофе». Форма над содержанием преобладает. То же и в молодом кинематографе. Все знают как, но не понимают что. Ну скажите своей работой нечто, способное меня взволновать! Молчат… Еще так называемый арт-хаус. Думают, если медленно и скучно, значит – он. Не арт-хаус это, а отстой и помойка! Говорят: как у Тарковского. Ничего подобного! У Тарковского пауза – не дырка, а умножение творческой энергии, атмосферы.
К какому жанру отнести последнюю скандальную работу «Утомленные солнцем-2», маэстро не определился. Но однозначно заявил, что это фильм «для другого поколения мозгового штурма».
– Мне наплевать, что там говорят, – опередил комментарии Михалков. – Я бесконечно горжусь картиной. Потому что не было еще фильма, где война – единое целое. Не может быть, что люди воюют, а комары нет. Когда я заряжаю комарика правом спасти жизнь, в этом целостность мира. М-да… Представляю, что завтра появится в интернете: Михалков сказал, что войну выиграли тараканы!
Энергия, тараканы, целостность мира… Молодых актеров гораздо больше на этой встрече волновало другое. Смелее всех оказался Кирилл из Новосибирска:
– А как провинциальному актеру попасть к вам на кастинг?
– Ну что ж, записывайте, – выдохнув, решился Никита Сергеевич, – 2991888@rambler.ru. Это электронный адрес моего кастинг-директора Ларисы Сергеевой.
«Ручку срочно, кто-нибудь ручку!», «Черт, какая последняя цифра?!», «Ура! Успела!» – прокатились возбужденные крики по залу. Вот он апофеоз встречи!
– Повторять не буду, – поддразнивал мэтр и осматривал зал, прикидывая, сколько народу тут поместилось. – Вот Ларочка мне спасибо скажет…
Михалков предложил студентам присылать свои фото и видео со спектаклей, вдруг повезет. Но если кто-то делает ставку лишь на внешность, может жестоко проиграться.
– Актеры с роскошной фактурой счастливые и несчастные одновременно, – философствует режиссер. – С какой-то характерной внешностью можно оказаться приговоренным к шпаге на всю жизнь. А бывают другие артисты, как я говорю, моль. Вот, Юра Богатырев, например. Мы называли его лось №2. Высоченный, плечистый, но никакой.
Однажды звонит мне по телефону и жалуется. А дело было во время дефицита в стране туалетной бумаги. Причитает: «Стою в очереди за рулонами несколько часов. Фильм «Два капитана», где я играю, показывают по телевизору каждый день. Так ведь ни одна сволочь не узнала! Я уж и так, и эдак вертелся, ноль реакции!». А я ему отвечаю: «Юра, это же твое счастье! Именно поэтому ты можешь сыграть кого угодно. Выбирай: быть великим актером или без очереди туалетную бумагу получать…».
"Ярославский регион"
Поделиться
Комментировать