Всегда, иногда, никогда

Высшее театральное училище (институт) имени М. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, Москва
"Генрих. Анна." Максуэлл Андерсон, Юлия Сафронова
Сцены из пьесы Максуэлла Андерсона «1000 дней Анны Болейн»
Мастер курса и режиссер народный артист России Владимир Сафронов
   Иногда устав от модерна, постмодерна, постпостмодерна и прочего постдраматизма хочется посмотреть что-то просто красивое, романтическое, где бушуют страсти и рушатся судьбы. Такой спектакль в историческом антураже XVI века привезли на «БТР» студенты Щепкинского училища. История любви Анны Болейн и  Генриха VIII была представлена в традициях школы Малого театра.
   Анна Болейн (Анна Воронкова) в спектакле предстала несчастной жертвой власти. Она – ни хитрая, ни расчетливая, ее жажда власти больше похожа на элементарную попытку выжить, подстроиться под те обстоятельства, в которые ее бросили воля родителей, воля монарха, воля самой судьбы.
   В пьесе смерть первого возлюбленного, случившаяся не без вмешательства обезумевшего от страсти Генриха, превращает наивную, непосредственную Анну в холодную Энн. Но в спектакле Щукинского училища она не становится человеком власти в полной мере. В тексте Максвелла Андерсона героиня проходит путь от простой подданной до королевы, но в спектакле развития образа не происходит. Анна все также выглядит больше жертвой, чем человеком, от которого действительно что-то зависит. Все, чего она хочет – чтобы король остался верен своему обещанию – сделал ее дочь законной наследницей престола. И, как мы знаем из истории, в этом смысле смерть Анны Болейн не была напрасной. Елизавета, ее дочь, станет великой королевой. Но в спектакле главный мотив поведения Анны – чувства к королю. По-настоящему Анна позволит себе раскрыться лишь когда вновь ощутит в себе огонь любви, такой сильный, что рассудок замолчит.
  «Всегда, иногда, никогда…» - формула любви, которую начертал в своем стихотворении Генрих. Мы любим сперва всегда, потом чувство вспыхивает иногда, и в конечном счете мы говорим своим бывшим любимым: «никогда». Анна прошла этот путь наоборот. От слепой ненависти до такой же незрячей любви к Генриху в финале и в вечности.
   Король в спектакле  - почти Калигула на троне из пьесы Камю. Трагедия человека, который оказался не на своем месте. Его стихия – поэзия, музыка, танцы, изящество. Изначально Генрих не обладает качествами, присущими монарху. Но власть развращает. Постепенно в нем пробуждаются черты тирана, он не терпит  несогласия, становится высокомерен и жесток.
  Оба влюбленные – жертвы беспощадного механизма власти, которые пытаются бороться за свои чувства, жизненные принципы, но есть силы, которые отменяют законы человечности.
   Анна достойно играла свою партию, пока не влюбилась. Завещание брошенной любовницы, сестры Мэри Болейн (Софья Резник) – «не отдавайся ему телом и душой» - было забыто Энн. Стихи Генриха заставили ее увидеть в нем поэта, его живую душу, которая скрыта за маской монарха. Анна бросается в объятия своего короля, отдается ему без остатка. Она поверила в любовь и проиграла.
   Анна не смогла сохранить привязанности Генриха, не родила наследника, не усмирила свой нрав, да и не научилась подчиняться судьбе. Но проиграла ли? Долго длится сцена, когда Генрих решает для себя вопрос – подписать или не подписать смертный приговор бывшей возлюбленной. Сердце двоится, двоятся персонажи – Анна и Генрих существуют на сцене одновременно. Каждый проживает свой монолог, свою драму данного момента. Одна за стенами Тауэра, в темнице, а другой – на своем троне. Но вот все пространственные разграничения стерты. Анна склонила голову на колени своему палачу, своему любимому. Она в его власти…
    Есть такие судьбы, такие имена, которые навсегда рядом в истории. Таковы Анна и Генрих. Жертва и палач, любовники, властители – они неразрывны в своей любви. В спектакле есть суд – беспощадный, несправедливый. Его вершат над Анной, одновременно же его вершит над самим собой Генрих – он до последнего пытается оправдать убийство. Смерть Анны – примирение Генриха с миром. Он выбирает существование себя во власти, но не в любви. Генрих-правитель побеждает Генриха-поэта. Одному достаточно написать стихотворение, чтобы проститься с любимой, другому же приходится лишить ее жизни. И вопрос короля к зрителям в финале спектакля: «Уж так ли вы безгрешны?» похож на обращение правителя к своим подданным, от которых он очень далеко.
Ляля Кацман
Поделиться
Комментировать