XXIV фестиваль искусств «Преображение». День третий.

Вот и наступил последний день XXIV фестиваля искусств «Преображение». Как же быстро пролетели эти дни! Но как многое они вместили…

Все три дня в зале «Классика» на своем незримом для человеческого глаза балу – «Яблочном балу»! – «вальсировали» прекрасные авторские куклы от Екатерины Тарасовой, Ирины Федоровой, Анны Гущиной, Людмилы Лавровой, других мастериц. Авторская кукла в историческом костюме – вещь коллекционная, «штучная», арт-объект такой несусветной красоты и грации, что постоянно ловишь себя на желании сделать книксен перед той или иной красавицей. Очевидно, это желание упасть на колени перед невероятной рукотворной красотой появлялось не только у меня одной: как ни загляну в зал, непременно кто-то в коленопреклоненной позе стоит перед витриной, вглядывается, чуть дыша, в тончайшую прорисовку кукольных лиц. Под занавес «Яблочного бала» прошел аукцион, в котором разыгрывались пять яблок, выполненных мастерицами-кукольниками в совершенно разных стилях.


Ровно в полдень состоялся потрясающий концерт двух удивительных музыкантов из Архангельска- Владимира Марьяновича и Владимира Владимировича Петровских. Свою музыкально-поэтическую композицию музыканты назвали «Звоны северные». Владимир Петровский-старший — это тот самый человек, благодаря которому на нашей звоннице четверть века назад появился этот колокольный инструмент из 18 колоколов. Петровский стоял у истоков нашего фестиваля «Преображения» вместе с Еленой Анкудиновой (вечная ей память!) и Наталией Каровской, ныне возглавляющей музей «Ростовский кремль», много лет входил в число организаторов фестиваля.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне фестиваля, Владимир Марьянович обещал удивить зрителей. Это ему удалось. Филигранно исполненные колокольные звоны в этом концерте дополнены проникновенными стихами, прекрасным вокалом Петровского-младшего, народными песнями и природными шумами — плеском волн, криками чаек… У этого семейного дуэта потрясающая энергетика, не говоря уже о высочайшем уровне исполнительского мастерства. Так, как звучат колокола в руках отца и сына Петровских, они не звучат ни у кого, уж простите меня великодушно другие уважаемые мною звонари. Мощь исполнения, личная харизма артистов, продуманная до мелочей режиссура (Петровский старший — автор слов, музыки, он же выступает режиссером действа «Звоны северные») — все это вместе взятое подарило зрителям «Преображения» потрясающий концерт, впечатления от которого, я полагаю, останутся у них (нас) надолго. Впервые, признаюсь, видела, чтобы зрители, подходя со словами благодарности к артистам после концерта, кланялись им в пол, как перед иконой. Во время выступления артистов перед сценой стояла икона святого Павлина Милостивого, покровителя звонарей. Этот образ Петровские привезли с собой. После концерта многие зрители выстроились перед иконой в очередь, чтобы поклониться небесному покровителю этих чудесных музыкантов.

В этот день состоялся и традиционный концерт в церкви Ильи Пророка. Литургические песнопения XX века, объединенные в программу «Вечер духовных песнопений», прозвучали в исполнении лауреата международных конкурсов филармонической капеллы «Ярославия», художественный руководитель и главный дирижер – лауреат премии имени Леонида Собинова Владимир Контарев.

А завершился фестиваль мощным аккордом – концертом народного артиста России Дмитрия Певцова и группы «КарТуш». Свою концертную программу артисты назвали «О любви и вере». В нее вошли хорошо знакомые слушателям песни Владимира Высоцкого (воспринимаемые в исполнении Дмитрия Певцова совершенно иначе), саундтрек из популярного сериала «Бандитский Петербург», песня из спектакля «Юнона и Авось», знаменитый «Город золотой», по праву занимающая третье место в списке «100 лучших песен русского рока ХХ века». К слову, авторство этой песни ошибочно приписывают Борису Гребенщикову, на самом деле её написали гитарист Владимир Вавилов и поэт Анри Волховский. Что и говорить, прозвучал «Город золотой» в исполнении Дмитрия Певцова божественно.

Фестиваль – великолепная площадка для импровизаций. Так случилось и в этот вечер, когда на сцену вместе с группой «КарТуш» и Дмитрием Певцовым вдруг поднялся архангельский звонарь Владимир Петровский-младший. Оказывается, переговорив перед концертом, артисты решили попробовать исполнить некоторые песни в сопровождении колокольного звона, и эксперимент удался.

Торжественный колокольный звон оповестил гостей о том, что XXIV фестиваль искусств «Преображение» завершился, стал историей, а черное августовское небо взорвалось ярким праздничным фейерверком.
Поделиться
Комментировать