Ярославская область Привычки милой старины

В селе Давыдове Борисоглебского района возрождают обычаи русской старины. Начиналось всё пять лет назад, когда из Москвы в Давыдово приехали девушки из фольклорного ансамбля «Дербеневка» и впервые за многие десятилетия устроили для местных жителей святочное колядование.

Так сложилось, что вскоре после этого участница ансамбля Яна Антонова (на верхнем снимке вторая справа) вместе со своей семьёй переселились в Давыдово. Яна стала одним из инициаторов создания центра традиционной культуры, который появился благодаря стараниям прихожан храма иконы Владимирской Божией Матери.
– Когда мы переселились в Давыдово, это село, как и многие русские деревни, постепенно умирало. Колхоз развалился, работы не было, молодёжь или бежала в город, или постепенно спивалась. Но, к счастью, за последние годы ситуация изменилась, – рассказывает Яна Антонова.
В Давыдове стал восстанавливаться храм, появились новые люди – стали покупать дома и селиться у храма молодые семьи. Начало оживать село, и вместе с ним стали возрождаться старинные русские обычаи. Причём люди, создавшие центр традиционной культуры, не просто реанимируют обряды предков. Эти традиции постепенно становятся частью их жизни, быта, сознания, также как это было у наших предков, жизненный уклад которых был вписан в годовой круг христианских праздников.
– На каждое событие на Руси были свои обычаи, песни, игры. Люди с детства впитывали эту культуру, которая воспитывала и эстетический вкус, и нравственные, и религиозные чувства, и помогала учиться необходимым для жизни навыкам, – рассказывает Яна Антонова. – Например, на посиделки девушки непременно приходили с какой-то работой. Они общались, пели и в то же время готовили себе приданое для взрослой замужней жизни.
В Давыдове первыми с удовольствием начали учиться фольклору именно ребятишки, а вслед за ними потянулись и их родители. И теперь здесь всем селом отмечают Покров, Пасху, Троицу и другие православные праздники, среди которых и богатые народными традициями Святки. 
Святки были главным праздничным периодом в крестьянском календаре, который начинался с Рождества Христова, затем отмечался день памяти Василия Великого (ныне так называемый «старый Новый год») и заканчивался 17 января, перед Крещенским сочельником. 
Что же происходило раньше на Руси в святочные дни? Сразу после ночной рождественской службы шли славить Христа. С фонарём и Вифлеемской звездой обходили дома, пели колядки – песнопения, прославляющие Христа, получая за это угощение. В эти дни молодёжь любила «рядиться» – то есть одеваться в различные костюмы – цыганом, доктором, медведем, чучелом, матросом. Особенным успехом пользовались группы ряженых, исполнявших сценки: лошадь с седоком, медведь или коза с вожаком. 
Ещё один обычай был распространён в Святки в деревнях – молодёжь «чудила», то есть, говоря современным языком, хулиганила. Хулиганства были как безобидные – например, сделать дорожку из золы от дома парня к дому девушки, которая ему нравится, так и довольно жестокие – заливали водой замок, так что он замерзал на морозе, раскатывали поленницу, закрывали печную трубу, припирали снаружи дверь дома, закидывали на крышу сани. Обычно таким образом молодёжь шутила друг над другом. Также в деревнях популярны были святочные гадания. Девушки гадали в основном на замужество – выйдет ли девушка в новом году замуж, в какую семью попадёт, какой будет муж, свекровь…
Старшее поколение гадало на урожай. Как известно, в древности новый год начинался весной, а потому этот праздник сохранил многие обычаи, связанные с посевной и будущим урожаем.
Пели особые колядки, так называемые «овсеньки», в которых желали односельчанам богатого урожая, посыпая порог хозяев дома овсом. Отсюда и припев в этих песнопениях: 
Овсень, овсень, завтра новый день,
Не дадите пирога – мы корову за рога,
Не дадите пышку – свинью за лодыжку,
Сею, вею, посеваю – с новым годом поздравляю!
– Конечно, мы не ставим себе целью воспроизвести все святочные обычаи, в основном мы стараемся возродить те традиции, которые связаны с православной верой и православным храмом. Поэтому мы не практикуем гадания, которые порицаются Православной Церковью, ряжения и чудачества, граничащие с хулиганством. Зато с удовольствием ходим славить Христа по домам односельчан, устраиваем молодёжные «беседы» или, как их ещё называют, «вечёрки», – рассказывает Яна Антонова. 
Вечёрки, по мнению давыдовской молодёжи, замечательная альтернатива современным дискотекам. Они проходят с весёлыми играми, хороводами, плясками и общими песнями. Здесь невозможна роль пассивного зрителя, как на дискотеке, где танцуют под магнитофонную запись. Чтобы вечёрка состоялась, каждый из присутствующих должен принять участие в общем действии. 
В Давыдове подготовка к Святкам занимает порой больше месяца: и взрослые, и дети учат колядки и святочные песни, девушки сами шьют по бабушкиным выкройкам традиционные русские костюмы, мальчишки вместе со взрослыми готовят вертеп. Так называется святочный кукольный театр, в котором показывается представление на тему Рождества Христова: путешествие волхвов, явление ангелов пастухам, избиение младенцев царём Иродом и так далее. 
– Ещё в эти святочные дни у нас есть традиция посещать детские дома, дома престарелых, пожилых жителей окрестных деревень. Мы привозим им подарки, устраиваем для них праздник. Это не только приносит радость сиротам и старикам, но и огромную пользу всем, кто участвует в этих поездках, – уверена Яна Антонова.
А ещё в нынешнем году на святочной неделе на деревенском пруду прошёл хоккейный турнир для мужского населения села Давыдова, организованный центром традиционной культуры, по окончании которого в честь праздника был устроен фейерверк.
Северный край
Поделиться
Комментировать