Ушкуй с мотором

Ярославец смастерил ладью времен Ярослава Мудрого
Такие лодки бороздили волжские просторы в XI-XV веках. Фото: Владимир Смирнов
На месте слияния Волги и Которосли, где, согласно преданию, в 1010 году высадился с дружиной основатель города Ярослав Мудрый, теперь можно увидеть необычное судно - древнюю ладью.
Большая деревянная лодка плавает по речным волнам по соседству с современными катерами, моторками и прочим водным транспортом, изумляя горожан и туристов.
У руля ладьи стоит ее строитель - Игорь Беспалов. Точнее, достроитель, потому что, по его словам, древнее судно было заложено четыре года назад мастерами из Ростова Великого, да в какой-то момент средства у них закончились, и лодка оказалась брошенной. Еще пара лет - и она годилась бы уже только в утиль, если бы идеей ее достроить не загорелся Игорь.
Чтобы выкупить недоделанную лодку, он продал свой бизнес (две машины-манипулятора, с помощью которых занимался автотранспортными перевозками) и с головой ушел в восстановление и достраивание ладьи. Точнее, ушкуя - военного парусно-гребного судна XI-XV веков.
Историческую правду он черпал в музеях и специальной литературе, в итоге ушкуй получился точно такой же, какие были на плаву тысячу лет назад. Только мачту он сделал не деревянную, а алюминиевую - одному, признается, деревянную тяжело поднимать. Да гребцов мастер заменил на мотор. Хотя для потенциальной команды гребцов, если таковая сюда когда-нибудь усядется, - человек этак двадцать, весла найдутся: они хранятся на базе, где и сама лодка. Потому что с веслами, которые свисают с бортов без дела, плавать тяжеловато.
На одном боку ушкуя висят белые щиты, на другом - красные.
- Белые щиты выполняли роль, какую сегодня играет белый флаг, - объясняет Игорь. - Если воины шли с миром, они поворачивали ушкуй к берегу "белой" стороной.
У круглых щитов, кроме того, было и еще одно назначение. Сердцевина из них вынималась, несколько щитов скреплялись вместе, и получались колеса, на которых ушкуй в случае необходимости можно было передвигать по суше.
Для защиты от неприятельских стрел использовалась такая хитрость: между высокими резными фигурами на носу и корме натягивалась веревка, на которую вешались шкуры, - получалась своеобразная крыша, спасавшая, впрочем, не только от стрел, но и от непогоды. Поэтому головы быков и прочих уважаемых персонажей на носу лодки не просто тешили эстетическое чувство наших предков, но и выполняли вполне житейские задачи.
- Мы плохо знаем свою историю, - сокрушается Игорь. - Эта лодка - часть именно ярославской истории, потому что примерно на такой приплыл в свое время в эти места Ярослав Мудрый.
Игорь Беспалов заболел яхтенным делом с 10 лет, когда его впервые прокатили на яхте. С тех пор он плавал на них, занимался их восстановлением. До ушкуя восстановил еще три лодки, но те были современными - пластиковая, стальная и алюминиевая. В деревянный ушкуй он вложил всю душу и как мог сопротивлялся требованиям водных гаишников (ГИМС) - повесить на борту выполненный по стандарту номер. У него был номер, но нестандартный, более подходящий для уникального судна.
- Ну нельзя на такую лодку вешать "кричащий" номер на белом фоне, - переживает Игорь. - Это же не обычная яхта.
Но после двух штрафов пришлось подчиниться. Однако проблемы с номером - это "семечки". Главное, что по местным правилам Игорь не может выйти на Волгу и проплыть на своем ушкуе вдоль ярославского "фасада" - Волжской набережной. Маломерным судам там ходить запрещено. Вот и плавает ушкуй пока по небольшому отрезку Которосли - Игорь катает друзей и знакомых. Делать бизнес ему, человеку глубоко верующему, совесть не позволяет.
Что дальше делать с ладьей, ее создатель пока не знает: содержать и хранить ее дорого, уже без помощи друзей не обойтись, а продать рука не поднимается. Хотя предложения поступают.
- Мне все советуют за границу ее продать, - говорит Игорь. - Ну а нам-то что останется? Продать такую ладью - это все равно что сдаться.
Но финансовый вопрос - увы, в данном случае основополагающий. Поэтому очень может быть, что следующим летом ярославцы и туристы ушкуя по имени "Тур" в черте города не увидят.
Кстати, местные власти, ратующие за развитие туризма в регионе, на появление такого роскошного "объекта показа" почему-то никак не отреагировали...
Российская газета
Поделиться
Комментировать