Бакалавром можно стать и в тюрьме

    На вопросы читателей нашей газеты о работе исправительных учреждений области отвечали заместитель начальника УФСИН Василий Сафаров, председатель общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания, член комиссии по вопросам помилования на территории Ярославской области Владимир Антонов и помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека Андрей Костенко.
Добрый день. Законодательство меняется довольно часто, в связи с чем возникает вопрос: изменения происходят в сторону гуманизации или ужесточения?
Андрей Костенко: Сейчас принята концепция реорганизации, утвержденная премьер-министром   В.В. Путиным. Один из первых пунктов новой концепции работы УФСИН - переход к европейскому уровню режима содержания. В том числе и к новому качеству  отношения администрации к заключенным. Там шесть основных пунктов - материальная база, переход с колонии на тюремный режим и гуманизация отбывания наказания. Тюрьма будет строгого и общего режима.
    В каждом учреждении и сейчас существует разделение по качеству содержания. Те, кто соблюдает режим, работает, принимает участие в общественных мероприятиях,  может рассчитывать на более комфортные условия содержания. Та же система поощрения сохранится и в дальнейшем.
Здравствуйте. Подскажите, можно ли получить образование, отбывая наказание?
Костенко:  Если заключенному нет 30 лет и он до этого возраста не сумел получить среднее образование, то он должен учиться, чтобы получить аттестат о среднем образовании. После 30 лет это право осуществляется по желанию.  Кроме обычного школьного заключенные могут получить среднее специальное образование. У нас в системе УИН обучение по 20 рабочим специальностям. Это и сварщики, и стропальщики, и маляры. В скором времени список специальностей мы намерены расширить. Заключенные будут  приобретать и строительные специальности - штукатуров, каменщиков, плиточников, плотников. Высшее образование тоже можно получить  по желанию. Это платное образование, которое дистанционно осуществляет Российская гуманитарная академия. С учетом всех скидок стоит относительно недорого - около 8000 рублей в год.  Сами заключенные редко могут оплатить  обучение. Но их близкие оплачивают.
- Здравствуйте. Я хочу задать вопрос Василию Сафарову.  Я мама Вари Харченко, убитой подростками-сатанистами в 2008 году. Одну из убийц моей дочери, Ксению Ковалеву, недавно освободили из мест заключения.  Она была осуждена на 8 лет. Верховный суд РФ смягчил наказание, сократив срок до 6 лет.  И вот когда пришло время отбывать срок в колонии, Ковалева заболевает. Ее родные всеми силами собирают документы, которые должны подтвердить диагноз - рак. Почему УФСИН пожалело убийц моей дочери и ходатайствовало в суд Фрунзенского района  об освобождении Ксении Ковалевой? Неужели у нас можно убивать безнаказанно?
Василий Сафаров: К сожалению, у вас не совсем верное представление о том, как в данном случае осуществляется исполнение закона. Осужденная проходила медицинскую комиссию. Эта комиссия из большого количества врачей.  Они вынесли решение. Какой-то заинтересованности у нас, как исполнителей закона, нет. Комиссия выдает документ, на основании которого и  было написано ходатайство во Фрунзенский  районный суд.
- Меня смущает факт, что болезнь появилась уже после решения суда о том, что Ксения Ковалева должна отбывать наказание.
Сафаров: Болезнь была подтверждена документами о медицинском обследовании.
Костенко: Вы поймите, осужденные для нас все в равных условиях. Если есть законное обоснование  для освобождения заключенного, мы не имеем права оставлять его в заключении.  Решение все равно принимает суд.  И от тяжести преступления это не зависит.  Есть список заболеваний, в соответствии с которым  заболевший заключенный подлежит освобождению.  Мы обязаны были написать это ходатайство.
- Мне очень горько сознавать, что убийца моей дочери гуляет на свободе.
Костенко: Поверьте мне, ее заболевание настолько тяжело, что  гулять она не может. По некоторым предположениям, ей осталось жить не больше месяца. Болезнь могла начаться давно. Просто проявилась уже после решения суда.  Учитывая резонанс, связанный с этим уголовным делом, проверки проводились на самом высоком уровне. Освободить  здорового человека в этих условиях было невозможно. Воспринимайте это как божье наказание.
- Добрый день!  Мой жених должен был освободиться летом этого года. Но он сделал недавно татуировку и через иглу заразился гепатитом «B».  В заключении ему  не оказывается необходимая медицинская помощь.  Может ли он рассчитывать  на досрочное освобождение из-за болезни?
Костенко:  В местах заключения бесплатно оказывается медицинская помощь больным гепатитом «В» и ВИЧ-инфицированным. Гепатит подпадает под действие государственной программы. Лекарства  выделяются заключенным бесплатно. Результаты  работы этой программы очень хорошие. Заболеваемость снизилась. А выявляемость по заболеваниям повысилась. Все анализы и обследования заключенные проходят еще при поступлении в СИЗО, все больные лечатся.  Туберкулезные больные проходят лечение в  колонии № 9 в Угличе.  Можно, пребывая в заключении, делать и хирургические  операции на плановой основе. Можно приглашать врачей-специалистов  для консультации.  Есть определенные проблемы - некомплект медиков. Но такой некомплект - бич не только тюремных, но и, например, районных или сельских больниц.
Автор: Любовь Родионова
Яроcлавские страницы
Поделиться
Комментировать