ХРАМ ЕГО СЕРДЦА

ВСЕ КРАСКИ РАДУГИ Мы уже не раз писали об этом уникальном человеке - краеведе, писателе, поэте, пчеловоде, исследователе народной медицины. Жизнь Вениамина Борисовича Новикова яркая, всеми красками радуги насыщенная. Был поваром и строителем, шахтным электриком, слесарем и такелажником. Добывал золото и ловил рыбу, столярничал и охранял госсобственность, работал картографом и «варил» взрывчатку. С кистями и красками, однако, не расставался никогда. Работал в Прибалтике, на Урале, на Русском Севере и на Чукотке, во многих городах тогда еще Советского Союза и едва ли не на половине предприятий Ярославля. Исколесил, излетал, а частенько и протопал всю страну от Калининграда до Магадана.
В 1978 году Вениамин вернулся в Тутаев, устроился главным художником на ТМЗ. Жизнь тогда вел активную, как и многие мужики, поддать любил. Но в 34 года как отрезало! Что-то, вспоминает, щелкнуло внутри. Испугался, когда понял, что пить хочется всегда, а работать не хочется совсем.
Водку сменила охота, а позже - траволечение и пчеловодство. Стал активно интересоваться жизнью тварей лесных и домашних. И словно новый мир для себя открыл. Настолько все размеренно и правильно у животных в отличие от людей! А уж о разумной жизни созидателей-пчел и вовсе хоть романы пиши, что Вениамин Борисович и делает.
В 2002 году, возводя большой бревенчатый дом, надорвался (не рассчитал силы) и «схватил» инфаркт. Но даже в такой ситуации нашел для себя благо, ведь все, что нас не убивает, делает сильнее. Во время вынужденного безделья понял, что настала пора писать книги. Его фундаментальный двухтомник «Пчелы. Цветы. Здоровье», выпущенный крошечным тиражом в 300 экземпляров, есть в США, Израиле, Канаде, Польше, Германии, Казахстане, Белоруссии. В августе этого года в издательстве «Индиго» выходит краеведческое исследование Новикова «Зацепины. История дворянского рода».
КРЕПЫШ КРЕСТО-
ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Краеведением Новиков занимается давно, даже сайт собственный создал - «Град Романов». Ох и интересно же Вениамин Борисович рассказывает о романово-борисоглебских святынях!
Сначала городских храмов в плане будущей книги вообще не было, поскольку основная цель - все храмы уезда. Позднее понял, что будет неправильно не упомянуть градские, тем более что книгу прочтут и не местные жители. Тогда и пришло решение писать о храмах города, но в том же примерно объеме, что и об уездных.
Перед Октябрьской революцией в городе имелось двенадцать церквей. Большинство из них были построены очень давно, некоторые - при основании города и слободы. Были они, однако, все деревянные, часто горели, разрушались или просто ветшали. Каменной кладки храмы начали возводить только в XVII веке. Последнюю церковь, Тихоновскую старообрядческую, открыли в XX веке, перед Первой мировой войной.
Храмы Романова-Борисоглебска строились в основном на пожертвования прихожан, а кто платит, тот и музыку заказывает, как говорится. Именно поэтому каждый храм города имеет свое  неповторимое лицо. Величественный Воскресенский собор, надежный крепыш Крестовоздвиженский, устремленная ввысь Спасская церковь, строгая и легкая Леонтьевская, нарядная и своевольная Казанская, спокойная Троицкая, аскетичная Покровская - все они были построены до императорского указа 1825 года, который регламентировал строительство и обязывал проектировать храмы архитекторам, с последующим утверждением не только церковными властями, но и Министерством внутренних дел.
Церковь в те времена являлась не только духовным, но и культурным и социальным центром. При храмах имелись школы, больницы, богадельни. Некоторые перемещались непосредственно в тюремные замки (домовая церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», приписанная к Крестовоздвиженскому собору).
Храмам Романова-Борисоглебска относительно повезло. Здесь не было излишней активности при становлении советской власти, не было ее и при повсеместном разрушении церквей. Три страдалицы, тем не менее, были. Это Спасская церковь в центре города, Воскресенская неподалеку от нее, ближе к Волге, и церковь иконы «Всех скорбящих радость» в здании тюрьмы, которое переделали под жилье.
Как культовые сооружения храмы Романово-Борисоглебского уезда истребляли целенаправленно. Лишь некоторые, закрыв, забывали, и те уничтожались временем и непогодой. Были настрой изжить религию и деревенская прагматичность. Большинство храмов использовали для каких-либо нужд, ничуть не заботясь об их сохранности, а зачастую и перестраивая. Те же, что не использовали, бросили на произвол судьбы, ветров, морозов и дождей. Они и пропали безвозвратно в первую очередь. Используемые же варварски эксплуатировали и не ремонтировали. Они дожили до наших дней, имея плачевный вид.
И УМЕРЛА ЦЕРКОВЬ
Мы как-то сопровождали Вениамина Борисовича в путешествии-исследовании. Было это как раз накануне трагической гибели «Локомотива». Страшным знамением тогда стало внезапное падение главы Вознесенской церкви, что неподалеку от левобережного Тутаева... К тому моменту Новиков посетил 102 святыни уезда, многие были в очень плачевном состоянии, а 23 и вовсе утрачены безвозвратно. Но жальче всех его душе церковь села Вознесенского на Урдоме. Изуродована она надписями и картинками вандалов, пережила пожар. Долгое время печальная провалившаяся маковка словно плакала в высоте. И вот обезглавился храм, умер... Участок рядом с храмом, где до революции хоронили почетных людей, зарос травой в человеческий рост. Вениамин Борисович разгреб ее руками, и перед глазами предстали могильные плиты устроителя летней церкви секунд-майора Николая Васильевича Сабанеева и его супруги.
Зимний храм Воскресения построен, очевидно, еще в XVII веке, а в 1785 году на пожертвования прихожан перестроен профессиональным архитектором. Летний был возведен на средства Николая Сабанеева в 1832 году. Славилась церковь богатым для провинции убранством:  барочной архитектурой и необычным декором. Нередко в ней бывал выдающийся ярославский зоолог и натуралист Леонид Сабанеев, племянник Николая Васильевича. 
СПАСИБО ВОЛОДАРСКОМУ
Никогда Вениамин Борисович не думал, что книгу о храмах напишет - уж больно долгий  и дорогостоящий труд! Вдохновил его местный меценат Михаил Исаакович Володарский. Он же оплатил все расходы, связанные с подготовкой издания. Обращался Новиков за советом и к отцу Вениамину, ныне епископу Рыбинскому и Угличскому. Владыка тогда сказал: «Работай спокойно. Все мы смертны, и если не успеем сделать что-то, придут другие и закончат начатое». В Крестовоздвиженском соборе левобережья отслужили молебен об удаче в начинании и помощи в работе.
Работа, по словам Вениамина Борисовича, казалась тогда практически неподъемной. За три года тысячи километров про-ехал, сотни пешком прошагал, ведь после революции уезд урезали, церкви, ранее входящие в его территорию, оказались в Большесельском, Рыбинском, Даниловском, Ярославском районах.
Самое тяжелое пешее путешествие - семь верст чапыжом (и это только в одну сторону!), в жару и под непрерывными атаками лосиных вшей - совершил в сентябре прошлого года. Думал, не вернется - после инфаркта такие подвиги не шутка. Зато само небо, казалось, привело к полуразрушенному храму в селе Павловском на Ухре, что в Даниловском районе. Ни дорог там, ни домов, а ведь когда-то было более тысячи  прихожан... Были маршруты и потяжелей, когда в день до 450 километров проехать приходилось.
Вениамин Борисович изучил массу краеведческих работ. Использовал материалы ярославского государственного архива, тутаевского городского, российских государственных архивов - древних актов и исторического. Изучил книгу Константина Головщикова, изданную еще до революции, «История Романова-Борисоглебска и его окрестностей». Нашел ее в Некрасовской библиотеке. Литературы Вениамином Борисовичем изучена масса, в том числе очень редкой: «Краткие сведения о монастырях и храмах Ярославской епархии» 1908 года; «Историко-статистическое описание Ростово-Ярославской губернии» 1861 года; «Путеводитель по Ярославской губернии» за 1859 год; «Ярославские епархиальные ведомости» позапрошлого века; «Список Высочайше утвержденных приходов по Романо-Борисоглебскому уезду с составом причтов при них и лиц, предназначенных в зачислению в штат и к оставлению сверхштатными, утвержденным Его Преосвященством» 1878 года; дело N 14 Ярославской Духовной Консистории за 1756 год о некоторых ружных церквах епархии; «Исторические Акты Ярославского Спасского монастыря за 1626-28 гг.»; Н. Н. Теляковский  «Старина и святыни города Романова»; И. Я. Гурлянд «Романовские мурзы и их служилые татары»; Н. М. Карамзин «История государства Российского»; «Дворянский адрес-календарь на 1897 год»; «Русская родословная книга» 1873 года. Объездил и описал более ста уездных храмов, из них теперь двенадцать в Даниловском районе, четырнадцать - в Ярославском, по семь - в Рыбинском и Большесельском. Снимал тоже сам, на зеркальный «Кэнон», благо фотографией с двенадцати лет увлекается.
Задумывалось издание как обычная книга, но получилось в ней более восьмисот страниц. Так что решили сделать ее большим размером, всем миром найти миллион рублей на тираж в тысячу экземпляров. Это будет отличный подарок городу к 2013 году, когда Романову 730 лет исполняется, Борисоглебску - 775. Скорее всего, к тому времени и выставку гвоздей Новиков сделает - у каждого храма находил он по гвоздю. Ведь когда-то Романов славился кузнечных дел мастерами, а изготовление гвоздей было одним из главных промыслов.
Вениамин Борисович признается, что так вжился в работу, что словно наяву видит уезд начала прошлого века: богатые деревни, действующие храмы, правильное, хорошее бытие. Как будто попал туда и возвращаться совсем не хочется...
А сейчас не по-людски мы существуем, и выход только один - укрепить свой главный храм, который у каждого в сердце. Любовью и добротой.
Пока готовился материал, Вениамин Борисович обнаружил еще один храм, ранее принадлежавший Романово-Борисоглебскому уезду. Это единоверческая церковь Борисоглебская в Селе Старое (Борисоглебское), расположенная аж на самом севере Пошехонского района. Раньше думал, что ошибка в документах, но нашел подтверждение. Теперь туда еще ехать надо, только как, непонятно пока. Через Пречистое, наверное...
P.S. Книга Новикова о храмах Романово-Борисоглебского уезда готовится к печати. Осталось только всем миром собрать деньги.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать