Мы все одной крови

Еще лет двадцать назад в Ярославле было всего два-три коррекционных детских сада для детей с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем. В настоящее время такие ребята воспитываются в 180 детских дошкольных учреждениях, в том числе и коррекционных. Но в большинстве своем они ходят в обычные детские сады, где созданы специальные группы для детей-инвалидов. Или ребенок с отклонениями в здоровье воспитывается вместе с обычными малышами. По словам специалистов, так здоровые дети учатся заботиться о своих более слабых товарищах, а у больных, случается, выравнивается здоровье.
Проблема решаема
Сегодня в детских садах Ярославля воспитываются более 3 тысяч детей с различными нарушениями здоровья. С каждым годом их число увеличивается, поэтому коррекционные детские сады или группы в обычных детских садах открываются тоже ежегодно.
– Раньше коррекционных детских садов насчитывалось немного, они были закрытыми, а тема детей-инвалидов в обществе, как правило, замалчивалась, – рассказывает начальник отдела дошкольного воспитания департамента образования мэрии Ярославля Маргарита Владимировна Плескевич. – Сегодня ситуация меняется кардинально. Детей с ограниченными возможностями здоровья становится больше. Еще только декабрь, а в очереди на место в детском дошкольном учреждении или группе компенсирующего вида на будущий год уже стоят 645 ребят, и количество их будет увеличиваться.
Закрывать глаза на то, что число таких детей растет, бессмысленно. Более того, во всем мире методики интегрированного воспитания здоровых малышей и тех, у кого имеются серьезные проблемы со здоровьем, дают благотворный результат. Небольшие нарушения у детей-инвалидов, например слабые формы задержки психического развития (ЗПР), даже вылечиваются.
Специализация для дошколят
– В 2009 – 2010 учебном году было 15 садов компенсирующего вида, или, как их называли раньше, коррекционных, – говорит Плескевич. – В 2011 году их стало уже 16. Детских садов комбинированного вида было 59, в этом году открылся еще один – теперь их 60. Кроме того, мы создали 18 групп компенсирующего и комбинированного вида в обычных детских дошкольных учреждениях – для ребятишек с ЗПР, умственной отсталостью, нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. И в 2012 – 2013 учебном году планируется открыть еще 12 таких специализированных групп.
Что значит детский сад компенсирующего или комбинированного вида? Сады компенсирующего вида принимают детей с самыми сложными нарушениями – ранние неврологические отклонения, ЗПР, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и речи. В комбинированных воспитываются здоровые малыши, а также часто или длительно болеющие и дети с небольшими ограничениями здоровья: с заболеваниями внутренних органов, с легкими формами сахарного диабета, со слабыми формами ЗПР, нарушениями слуха и зрения.
Ребятам-инвалидам требуется специальный уход, и с ними в детсадах занимаются специалисты, которых выпускают ярославские вузы: дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, медицинские работники. По словам Маргариты Владимировны, ярославская дошкольная дефектология славится своими уникальными методиками и педагогическими находками. Например, в детских садах, специализирующихся на коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, активно применяется иппотерапия – лечение через общение с лошадьми и верховую езду, а для умственно отсталых детей или для детей с ЗПР используют педагогику Монтессори, основанную на индивидуальном подходе к ребенку. У ярославских дефектологов и логопедов есть и собственные оздоровительные и коррекционные разработки, в основе которых – творческая, театральная деятельность малышей, игровая, музыкальная терапия. Эти уникальные методики берут для занятий и со здоровыми детьми.
Научиться понимать друг друга
В последние годы все большую популярность получает интегрированное воспитание детей: в обычных детсадах открываются коррекционные группы, а в садах компенсирующего вида – группы для здоровых детей. По мнению специалистов, так малыши учатся лучше понимать друг друга. Нередко дети с физическими недостатками обладают разнообразными талантами – они поют, играют на музыкальных инструментах, быстро считают. И общаясь со своими талантливыми, но обделенными здоровьем ровесниками, обычные дети обогащаются и развиваются внутренне. С другой стороны, веселое общество здоровых сверстников не дает детям-инвалидам замкнуться в своей беде и одиночестве, способствует их реабилитации.
Мест не хватает, но...
Восемь тысяч ярославских детей охвачены различной коррекционной помощью, а всего в Ярославле посещают детские сады 27 тысяч детей.
Мест в муниципальных детских дошкольных учреждениях не хватает, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Решить эту проблему помогают группы кратковременного пребывания, которые пользуются большим успехом у родителей, – их посещают более 500 детей. Кроме того, при детских садах работают 85 консультативных пунктов, где мамы и папы могут получить бесплатную консультацию у педагога-психолога, медицинского работника и других специалистов. По словам Маргариты Плескевич, несколько лет назад, когда пункты только начинали работать, родителей не особенно интересовала эта услуга. Сегодня специализированные консультационные пункты пользуются большим спросом, особенно у родителей детей-инвалидов.
По данным специалистов, к самым распространенным нарушениям у современных детей можно отнести задержку психического развития и проблемы с речью.
– С одной стороны, число таких нарушений нарастает, – говорит Маргарита Владимировна. – С другой – именно они лучше всего поддаются коррекции, особенно в программах интегрированного образования. Ведь ЗПР – это не окончательный диагноз и обычно развивается у детей, лишенных эмоционального внимания. Дети с ЗПР не умеют общаться, радоваться, ведут себя неадекватно. А в здоровом детском коллективе такие малыши очень часто выравниваются, начинают лучше чувствовать окружающих.
Языком цифр
Городская система дошкольного воспитания в целом учитывает все категории детского здоровья:
– работает 7 детских садов компенсирующего или комбинированного вида для детей с нарушениями зрения;
– в 4 воспитываются малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– 1 сад создан для дошколят с нарушением слуха;
– 12 детских дошкольных учреждений посещают ребята с ЗПР;
– в 4 есть группы для детей с сильными нарушениями речи;
– в 4 – группы для детей с ранней невропатологией;
– в 51 детском дошкольном учреждении существуют логопедические группы – для детей с нарушениями речи;
– в 7 детских садах имеются группы оздоровительного направления для детей, страдающих аллергопатологией и другими заболеваниями внутренних органов;
– 5 специализированных детсадов посещают тубинфицированные дети;
– по 1 саду – для детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и почек;
– в 65 детских дошкольных учреждениях работают логопедические кабинеты для детей с фонетическими нарушениями речи.
Городские новости
Поделиться
Комментировать