Объекты культурного наследия находятся в опасности

Прокуратурой области по поручению Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и законодательства о противодействии коррупции в указанной сфере. Среди выявленных правонарушений следует отметить наличие в нормативных правовых актах, регулирующих осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, коррупциогенных факторов. Так, прокуратурой области 12.10.2010 года опротестован Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, В частности, возможность продления сроков мероприятий по контролю связывалась Административным регламентом «со значительным объемом мероприятий», периодичность проведения проверок граждан - собственников или пользователей объектов культурного наследия отсутствовала, что расширяло пределы усмотрения для должностных лиц департамента в ходе реализации мероприятий по контролю. Кроме того данного в административном регламенте имелись и иные противоречия Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Протест удовлетворен.
Проверка исполнения Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области полномочий собственника при управлении и распоряжении объектами культурного наследия, находящимися в федеральной собственности, выявила неединичные факты нарушения требований закона при заключении с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами договоров аренды объектов культурного наследия, выразившиеся в отсутствии в них требований к сохранению объекта культурного наследия.
Кроме того, выявлены факты необоснованного предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование юридическим лицам в нарушение требований ч.1 ст.56 Закона. Например, 30.12.2005 г. Территориальным управлением и Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе был заключен договор безвозмездного пользования расположенным в доме № 1/19 на Советской площади г. Ярославля объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности (дополнительное соглашение от 02.08.2010 г.). Между тем, по смыслу ст. 56 Закона, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе не является юридическим лицом, который может являться ссудополучателем по договору безвозмездного пользования включенным в реестр и находящимся в федеральной собственности объектом культурного наследия. Аналогичным образом 12.10.2010 г. был заключен договор безвозмездного пользования расположенными в этом же объекте помещениями и с Территориальным управлением Росфиннадзора по Ярославской области.
Указанные нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия, выразившиеся в предоставлении отдельными юридическими лицам необоснованных преференций в сравнении с другими участниками правоотношений, связанных с использованием объектов кульурного наследия, создают предпосылки совершения государственными служащими правонарушений коррупционного характера.
Порядок проведения органами Росимущества мероприятий по контролю за использование по назначению и сохранностью федерального имущества установлен Приказом министерства государственного имущества РФ № 34 от 02.03.2000 г. «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю за использованием и по назначению и сохранностью федерального имущества». Проведенной прокуратурой области проверкой установлено, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области плановые проверки, позволяющие контролировать использование по назначению и сохранность объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, не проводились более 4 календарных лет.
По результатам проверки 10.02.2011 г. прокурором области руководителю Территориального управления было внесено представление об устранении нарушений закона, которое в настоящее время находится на рассмотрении.
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать