Темная энергия в стенах ЯрГУ

В этом году ЯрГУ выиграл конкурс на организацию учебных курсов, проводимый фондом «Династия» при финансовой поддержке основателей компании «Яндекс» и содействии фонда «Современное Естествознание».

В соответствии с решением экспертной комиссии победителями конкурса стали 9 учебных курсов, среди которых 2 уже проводятся в ЯрГУ. Профессор Института ядерных исследований РАН Дмитрий Горбунов читает студентам лекции по космологии. Мне удалось побеседовать с ученым:

– Вы так молодо выглядите! Обычно в сознании людей ученый – довольно пожилой человек.


– Ну почему, если физик, так сразу пожилой человек? Вы знаете, Гейм и Новоселов, лауреаты Нобелевской премии, вполне молодые люди. Относительно, конечно. А в этом году Нобелевскую премию получил человек, который написал свою работу в 50 лет…


– Вы приехали в ЯрГУ читать лекции по космологии. Расскажите, что она изучает?


– Это наука о развитии Вселенной. О том, как Вселенная развивалась, из чего она состоит сейчас, из чего состояла в прошлом. Это глобальная наука о Вселенной в целом. Например, она изучает реликтовые излучения, фотоны, оставшиеся от образования водорода, эпохи образования водорода в ранней Вселенной. Все говорят о галактиках: как они образовывались, в какую эпоху… вот такая наука.


– А астрономия? Разве космология не относится к астрономии?


– Астрономия… Исторически все это развивалось вместе. Но сейчас астрономия – это больше наука о звездах. Если говорить о космологии, а точнее – о плотности масс, то звезды дают меньше процентов. А основную плотность дает невидимое вещество – Темная материя. А совсем-совсем основную плотность дает Темная энергия – замечательная субстанция, не совсем понятно, что это такое, но интересно! Кстати, за ее открытие – тоже дали Нобелевскую премию.


– Чем Вас привлекла космология?


– Последние 15-20 лет в космологии появилось очень много наблюдательных данных, которые позволили проверить большое количество теоретических моделей, описывающих развитие Вселенной. И все эти модели – модели новой физики. Вот смотрите, мы с вами состоим из вещества, а антивещества вокруг нас нет. А в адроном коллайдере при столкновении частиц образуются частицы и античастицы. А вокруг нас – нет. Загадка. И пока не совсем ясно, как эту загадку решать.


– Наблюдаемые данные – все же «наблюдаемые». Каково их практическое применение?


– Если посмотреть на наблюдательные данные, полученные в космологии, то станет возможным «раскрутить» назад историю Вселенной и посмотреть на процессы, происходящие долгое время, и проверить теоретические предсказания.


– Получается, Вы нашли для себя огромную интересную научную нишу.


– Я закончил физический факультет МГУ в 1998 году. В это время физики смотрели за «сверхновыми». Так как они тусклые, можно было предположить, что Вселенная начинает расширяться с ускорением. И добавляли компонент под названием «Темная энергия». Но все астрофизики в один голос твердили: «Ну, что это такое? Вы наблюдаете за объектом, который Бог знает, где находится!» А «Бог знает, где» означало «Бог знает, когда». Ведь далеко – значит, свет был испущен давно, и только сейчас до нас долетел. «Это была ранняя Вселенная, там и состав был другой, и звезды другие, а вы тут… И вообще, скоро все это исследование забудется и уйдет в небытие». Так вот, прошло 10 лет, исследование не ушло, а этим людям дали Нобелевскую премию за открытие факта ускоренного расширения Вселенной.


– В какой сфере жизни обычные люди (не физики) сталкиваются с космологией?


– Самолеты, ракеты, спутники, телевидение, GPS… Чтобы все это хорошо работало, нам нужно точно знать законы гравитации. И знать их нужно на больших временах и расстояниях, потому что спутники летают долго и на большие расстояния. А у нас, вообще-то, есть аномалии гравитации. Например, «flyby-аномалия»: чтобы отправить объект к далекой планете, пользуются гравитационным толчком. Для этого нужно очень аккуратно вычислить траекторию, чтобы в конце пути он оказался на Марсе, а не прилетел в пустоту. И в этот момент происходит удивительная вещь: объект вылетает немного не там, где нужно. Это вопрос гравитации и физики частиц. Вопрос открытый, но, несомненно, важный для работы гаджетов и воздушных средств.


– Вы уже не первый год приезжаете в ЯрГУ, что скажете о студентах?


– Интерес в глазах горит! В ЯрГУ очень хорошая группа физиков, у меня с ними научные и культурные связи.


Для справки:


Дмитрий Сергеевич Горбунов, к.ф.-м.н., с.н.с. отдела теоретической физики Института ядерных исследований РАН, лауреат премии Президента Российской Федерации 2010 года в области науки и инноваций для молодых учёных, автор более 50 научных работ, опубликованных в ведущих мировых научных журналах, активный участник престижных международных проектов и конференций. Область научных интересов – физика элементарных частиц, космология, суперсимметрия.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать