Учитель должен работать с душой

В этом убеждён преподаватель физкультуры 33-й ярославской школы Аркадий Дмитриевич Котов Нередко можно слышать, будто в России совсем мало осталось учителей, которые любят свою профессию. Так ли это? Нам захотелось разузнать и рассказать про такого вот педагога, фанатично преданного воспитанию детей, послушать его мысли о своей работе. ..
Вместе с Аркадием Котовым проходим в небольшую светлую комнату. Даже не в комнату, а в настоящий музей спортивной славы школы № 33 города Ярославля. На стенах – чёрно-белые фотографии мальчишек в спортивной форме, много грамот... Однако настоящее изумление вызывают пять полок, плотно уставленных золотыми кубками. Как ни стараешься сосчитать награды, ничего не получается. – Да много, много. Это ещё не все наши кубки, часть хранится в запасниках. И всё это мы выиграли за последние 10 лет, – в очередной раз, и сам сбиваясь со счёта, говорит Аркадий Дмитриевич. В тридцать третью школу он пришёл работать в 96-м. Как говорит, тогда спортивная работа здесь была организована из рук вон плохо. Сейчас всё изменилось. Ученики помимо основных занятий по физкультуре могут посещать секции по лёгкой атлетике, волейболу, баскетболу и туризму. По приглашению учителя с ребятами работают и многие тренеры из детско-юношеских спортивных школ. Безмолвными свидетелями многочисленных побед школьников на различных соревнованиях являются кубки, медали и грамоты. В этом году ребята из тридцать третьей стали чемпионами области по лёгкой атлетике, были первыми на областных соревнованиях по настольному теннису и многоборью и «Шиповка юных». Выиграли эстафету, посвящённую Валентине Терешковой, и эстафету на призы газеты «Северный край». Стали призёрами городских и областных соревнований по волейболу. И это далеко не полный перечень спортивных успехов. – Ничего нового в спортивной подготовке учеников я ведь не открыл. Это советская система. Я сам в этой школе в 70-х учился – у нас все учителя физкультуры вели по две секции. Кроме того, с нами занимались тренеры детских спортивных школ. Так же стараюсь работать и я. У меня две секции – волейбол и лёгкая атлетика. В них занимаются дети с первого по пятый класс и старшеклассники. Маленькие проходят общефизическую подготовку и учатся техническим элементам. В пятом или шестом классе я их передаю тренерам детско-юношеских спортивных школ. То есть они приходят туда уже с базовой подготовкой и продолжают расти дальше, – с желанием рассказывает Котов. О профессии учителя Аркадий Дмитриевич не мечтал. В молодости серьёзно занимался лёгкой атлетикой. В 75-м на летнем первенстве РСФСР в Горьком на дистанции 110 метров с барьерами он, тогда пятнадцатилетний паренёк, занял второе место. В следующем году уже на зимнем первенстве на дистанции 60 метров с барьерами Котов вновь был вторым. Как сегодня признаётся, в 76-м находился в великолепной форме, однако восхождению на спортивный олимп помешала обидная травма. Это было на сборах в Абхазии, на спортбазе в городе Леселидзе. В перерыве между тренировками легкоатлеты решили провести товарищеский матч против футболистов из Грузии. Во время игры Аркадий дважды поразил ворота соперника, а потом получил сильный удар по ногам. От боли Котов даже потерял сознание. Через какое-то время ушибленное место сильно распухло. – Ребята классные играли, а свалил-то меня их тренер, мужчина лет пятидесяти. Он решил вместе с командой поиграть и так вот меня травмировал. Потом извинялся, говорил, что хотел сыграть в мяч, а мы, легкоатлеты, быстро бегаем, и поэтому получилось якобы в ногу, – вспоминает Аркадий Дмитриевич. Врачи оказали юному спортсмену первую помощь, но гипс не наложили и одного с распухшей ногой отправили в Ярославль. Пока Котов добирался до родного города, опухоль поспала, боль поутихла, поэтому юноша, кое-как дохромав до дома, в больницу не поспешил. Только через две недели после случившегося он попал в поликлинику, где после рентгена ему поставили диагноз: оскольчатый перелом кости голеностопа. Ногу лечили больше года. Всё это время Котов продолжал тренироваться и выступать на соревнованиях. Однако покалеченный голеностоп, несмотря на лечение, всё равно давал о себе знать. В итоге позже выяснилось – необходима операция: обломок сломанной кости, словно плохо наточенный нож, терзал сухожилие. После такой травмы состояться в профессиональном спорте было практически невозможно. – На соревнованиях иногда обгонял будущих олимпийских чемпионов, но я брал работо­способностью, а у них больше таланта было. О спортивной карьере перестал задумываться уже после 8-го класса, – объясняет он. После школы Котов поступил в политехнический институт. Однако, проучившись на инженера-технолога три года, понял, что машиностроение его не особо привлекает. Больше нравилась работа тренера, поэтому вскоре студент политеха перевёлся в педагогический институт на факультет физвоспитания. Хотя была возможность поучиться в Москве или Ленинграде. – Поначалу быть учителем я не хотел, но в СССР было распределение, и меня после педагогического направили на три года в шестьдесят шестую школу. В это время я женился. Появилась семья – нужны были деньги, а в школе можно было заработать больше, чем тренером. Так я там и остался. Но о тренерской работе не забыл: что в шестьдесят шестой, что в этой школе я тренирую детей. Постоянно, – рассказывает Аркадий Дмитриевич. Тренировки проходят каждый день. Два раза в неделю по три часа педагог работает с волейболистами. Три раза в неделю по полтора часа посвящает легкоатлетам. Помимо учеников тридцать третьей к Котову ходят заниматься и ребята из других школ. С работы учитель уходит после восьми вечера. – Я ни одному ребёнку в занятии спортом никогда не отказываю, потому что я – учитель и должен детей от улицы отвлекать. Тут неважно, из твоей ребёнок школы или из другой, с ним надо заниматься, развивать его физически. Урок физкультуры – это фундамент. Но здание не только из фундамента состоит – есть ещё стены и потолок. Внеклассная работа учителя – это как раз стены и потолок. Без них никак нельзя. Только тогда будут победы, – говорит педагог. Аркадий Дмитриевич считает, каждый учитель должен работать с душой. – Тогда и на уроки к нему будут с удовольствием ходить, и секции посещать. Но проблема вся в том, что на все места учителей с душой не найдётся, – продолжает он мысль. Сильно огорчён учитель тем, что рядом со школой нет стадиона. Чтобы провести зимой занятия на лыжах, нужно вместе с учениками идти в Бутусовский парк. Лыжня там и так не ахти какая, а теперь еще и строительство в парке началось. Часть территории огородили профнастилом – кататься и вовсе стало негде. Раньше детей из тридцать третьей пускали тренироваться на стадион «Шинник». Теперь это делать запретили. Котов со школьниками вынужден ходить на «Спартаковец». Это дальше, да и идти до него опасно: по пути нужно переходить несколько дорог. Однако главная проблема – финансирование. – Мячик можно купить за триста рублей, а можно и за три тысячи. Ясно, что дорогой мяч лучше и работать с ним удобнее. Но мы вынуждены покупать мячи за триста, так как у нас много детей занимаются, и дорогих мячей на всех не хватит. А иногда нам просто дают инвентарь. Недавно вот выделили лыжи. Зачем они нам, если дети приносят свои? У нас нет лыжных секций. На эти деньги можно было бы купить качественные волейбольные мячи, – расстраивается учитель. Аркадий Дмитриевич – кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, лауреат областного конкурса педагогического мастерства. Несколько лет он проводит открытые уроки для учителей физкультуры. Его воспитанники 9 раз становились чемпионами и призёрами всероссийских соревнований по многоборью «Шиповка юных». В 2002 году юноши из тридцать третьей были первыми, а девушки – вторыми на европейских соревнованиях среди школ. В 2003-м школьники по старшему возрасту установили российский рекорд для общеобразовательных школ в эстафете 4х100 м... Котов несколько раз подавал документы на ежегодные единовременные денежные поощрения лучшим учителям образовательных учреждений, но, увы, несмотря на все заслуСеверный крайги, его пока так и не отметили.
Поделиться
Комментировать