Здесь был Вася

Размышления старого ворчуна о вечном стремлении человека наследить в истории
Можно не сомневаться, что если бы во времена ископаемых неандертальцев существовала какая─нибудь письменность, то на стенах пещер рядом с рисунками вымерших мамонтов и прочих саблезубых тигров всенепременно появились бы корявые автографы бессмертного содержания «Здесь был Вася».

Шли тысячелетия, питекантропы сменили шкуры на шелка и бархат, изобрели порох и письменность, но как только возникли первые алфавиты, так появились и разноплеменные васи, которые, сопя от усердия, принялись выцарапывать свои корявые автографы на крепостных бастионах, на бессмертных фресках храмов, на недоступных вершинах гор, на стенах темниц и в языческих святилищах.

Один новгородец строит какой─нибудь эдакий собор Святой Софии, а другой свободный гражданин Великого Нова Города приходит в свежепостроенный храм  лишь для того, чтобы накарябать в укромном уголке «Вася был здесь в лето 1050 от Рождества Христова». 


1) Распишитесь, пожалуйста

Но при  этом и строителя дивного храма, и автора бессмертного романа, и прославленного художника, и безвестного создателя Стоунхенджа объединяет с миллионноликим васей одно желание ─ не булькнуть бесследно в потоке времени, не оставив даже кругов на волнах Стикса.

Иоганн Гутенберг, как и любой благодетель человечества, открыл очередной ящик Пандоры, сделав доступным для любого обывателя наиболее массовый способ самовыражения. Как приятно раздаривать друзьям, знакомым, да и просто каждому встречному─поперечному эдакий какой─нибудь увесистый том в солидной обложке, вышедший вроде бы из─под твоего пера, пусть даже и напечатанный за твои кровные. Наши пороки и вообще─то нам дорого обходятся, а тщеславие есть такой же порок натуры человеческой, как и страсть к картам, роскоши или наркотикам. 

Впрочем, не каждому дано явить миру столько продуктов своих творческих выделений, что оные потянули бы хоть на что─нибудь объемное. Да и лень попросту, потому как даже абсолютно бездарно написанные роман либо живописное полотно все же требуют определенных затрат времени и некоторого умственного напряжения. 

Трудно спорить с тем, что именно лень ─ двигатель прогресса. Лень рисовать картину, и он изобретает фотографию. Лень писать письма, и он придумывает эсэмэски.

Прав был И. И. Обломов: что─то умное можно придумать только лежа на диване. Поэтому весь наш пресловутый технический прогресс есть лишь вынужденное преодоление человечеством препятствий на пути к всемирному дивану. Чем более революционным выглядит очередное техническое нововведение, тем шире получается шаг на долгом пути именно к этой заветной цели.

В этом отношении чудовищное порождение гуттенберговой мысли ─ печатный станок ─ явилось тем камешком, который породил лавину, сметающую все на своем пути. Путь от вычурной визитки, отличавшей представителя благородного сословия от простолюдина, до вавилонского столпотворения социальных сетей человечество, одуревшее от поисков способов самопроявления, одолело одним большим скачком. 


2) Скромное обаяние визиток ушедших времен

При этом в определенном смысле и сам виновник стал жертвой собственного безрассудства. Потому как сегодня «бумажным носителям» приходится яростно бороться за свое дальнейшее существование в этом безумном виртуальном мире. И в этой борьбе прибегать ко все более изощренным приемам борьбы с расползающимися по всем сферам жизни метастазам компьютерных извращений. Можно даже усмотреть некую иронию истории в том, что ныне печатный станок оказался в той самой роли монастырского переписчика, едва ли не каждую букву, выходящую из─под его руки, превращавшего в образец высокого искусства.

Современная полиграфия достигла такого уровня, когда любой рекламный буклет или афиша можно рассматривать именно как творение художника. Теперь осталось подождать, спасется ли красотой бумажная полиграфия либо суждено и ей остаться лишь еще одним экспонатом в каком─нибудь грядущем виртуальном музее прошлого.


3) Современная полиграфия: китч или искусство? (http://www.maxprint.ru/ )

Впрочем, можно не сомневаться, что никакой компьютер не убьет в современном оболтусе древнего рефлекса. И сокровенная мечта ХХI века ─ выложить в свою социальную сеть сэлфи на вершине Эвереста на фоне все того же бессмертного «Здесь был Вася».


Поделиться
Комментировать