Бронзовая мемориальная доска напомнит нам о Джоне Мостославском

17 июля, год назад, на 74 году жизни скончался один из самых выдающихся деятелей ярославской культуры, создатель первого в стране частного музея «Музыка и время» Джон Григорьевич Мостославский.
Он сильно болел, даже не стал, как он обычно всегда это делал, созывать друзей на день своего рождения, который он отмечал 6 июня. Вот ведь тоже знак судьбы – день в день родился с солнцем русской поэзии Александром Сергеевичем Пушкиным, и именинник этим, наверное, втайне гордился. Конечно, он был большой артист и большой подвижник, не имел никаких громких титулов и государственных наград, но без преувеличения можно сказать, что его знали и уважали не только в Ярославле, но и в России
Джона Григорьевича связывали теплые дружеские отношения с «Золотым кольцом», мы многократно и о нем и о его энтузиазме на ниве музейного дела писали. В частности, вот что мы писали 22 ноября 2013 года о секретах его успехов на ниве музейной культуры в статье «Где плакал Штоколов, или секреты Джона Мостославского»

Без малого двадцать лет назад, 27 ноября 1993 года, на территории бывшей усадьбы купца Вахромеева на Волжской набережной в Ярославле открылся первый в России частный музей — «Музыка и время». Основой музея стала частная коллекция Джона Григорьевича Мостославского, собиравшего в течение пятидесяти лет предметы материальной и духовной культуры. За прошедшие годы музей Джона Мостославского стал достопримечательностью не только Ярославля, но явлением общероссийского и международного масштаба.

Сколько посетителей побывало за эти годы в музее, никто не считал, хотя для интереса стоило бы. Пусто там никогда не бывает, а заявки на групповые экскурсии расписаны вперед на несколько недель. А ведь когда-то этому начинанию многие предрекали скорый крах. Но музей жил и развивался. Через несколько лет Мостославский восстановил еще один небольшой домик по соседству — флигель каретного ряда — и открыл там новую экспозицию. А потом ударными темпами принялся за реставрацию полуразвалившегося здания купеческого дома, который до этого около десяти лет пугал неприглядным видом прогуливавшихся по набережной туристов. Сейчас здесь открыт камерный концертный зал с органом, находятся уникальные экспозиции каслинского литья, колоколов, золотофонных икон.

Как все удается Мостославскому, до сих пор для многих загадка. Ходили легенды, что Джон Григорьевич пользуется своими необычными способностями. Выходит на трассу, гипнотизирует водителей грузовиков со стройматериалами, и те как миленькие весь груз везут к Мостославскому. Вообще-то, те кто видел, как Джон Мостославский работает в жанре психологической иллюзии, в это могут поверить. Но стоит поговорить с Джоном Григорьевичем, и откроется более простой секрет, хотя и не менее удивительный.

СТО ДРУЗЕЙ

— В 2002 году в Ярославскую филармонию приехали специалисты из Касселя, во главе с отцом нашего филармонического органа Петером Фрессдорфом, проведать свое детище. Наша знаменитая органистка Люба Шишханова привела их ко мне. Я им показал свой музей, что и как делаю, и поделился мечтой когда-нибудь поставить в соседнем отреставрированном доме небольшой камерный орган. Бывший дом купца Вахромеева, ставший приютом для бомжей, тогда рушился на глазах, несколько раз горел. Взяли фонари и полезли в эти развалины смотреть – картина безрадостная. Но Петер сказал: «Джон, я убедился, что ты сможешь сделать задуманное, мы тебе подарим орган». А через несколько месяцев звонок из Германии: «Приезжай за органом». Конечно, обрадовался. Но вот проблема — как его привезти. Пошел в одну транспортную фирму, в другую, в третью — везде за доставку просят от двух до трех тысяч долларов. Пока не дошел до предприятия «Межавтотранс». Его директор Роберт Иванович Бестаев сказал: «Джон, я бывал в твоем музее, а потому привезу орган бесплатно, у меня машина скоро идет в Германию». И привез через пару недель. Вывод: мир не без добрых людей. И еще: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Вот секрет, почему я могу не только содержать музей, но и открывать новые экспозиции, и строить, и восстанавливать. Мне помогали железнодорожные войска, ЖБК-1 и ЖБК-2, Норский кирпичный завод, предприятие «Сантехмонтаж»…  Да и вообще практически нет в Ярославле крупного промышленника, к которому бы я обратился с просьбой и он бы мне отказал.

МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

— Многие говорят, что у меня в музее отдыхают душой. Даже если приходит один человек, ему все покажут и расскажут, заведут граммофон, музыкальные часы… Это самая естественная потребность человека — слушать музыку, наслаждаться прекрасным, ходить в музеи. Такая же, как пить, есть, любить. В моем музее можно послушать Патти, Карузо, Шаляпина, Вертинского, Утесова, Шульженко, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина. В фонотеке 15 тысяч пластинок. Как-то приехал главный режиссер «Кинотавра» Оскар Волин: «Нигде не могу найти записи певицы Плевицкой, у тебя случайно нет?» Случайно у Джона есть. Приехал ко мне Штоколов: «Большая мечта — послушать оперного классика Патти». Я поставил ему прижизненную запись великого певца, у Штоколова даже слезы на глазах навернулись. У меня есть речи Ленина, Сталина, Молотова. Как частица истории, все это имеет право на существование, это интересно. У меня все можно пощупать, потрогать руками. Да, восстановить граммофон или шарманку стоит больших денег. Но утрата интереса к истории, к культуре стоит еще большего. Я каждый день думаю, что бы такое еще устроить интересное. Многие говорили, зачем тебе орган, это ведь не бизнес. Можно спросить Любу Шишханову, она тоже скажет – на этом не заработаешь. Но это была моя мечта, и я ее осуществил. Каждую неделю проходит по два концерта, приезжают из Германии, Франции, России лучшие ведущие музыканты. И всегда очередь и в музей и в концертный зал. Да, постоянно приходиться думать, как заработать, потому что музей негосударственный и ему никто не подаст бюджетных денег. Но я все делаю с душой.  Не понимаю, почему во многих государственных музеях нельзя фотографировать, снимать на видео, за это деньги надо платить. В моем музее те, кто снимает на фото и на видео, наоборот, получают в подарок сувенир. Это же бесплатная реклама, которая идет по всему миру.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ

— Своей заслугой считаю то, что мой пример вдохновил других. После первого частного музея «Музыка и время» частные музеи стали появляться в других городах России, и у нас в области несколько появилось — музей утюгов в Переславле, гаданий и суеверий в Угличе. Это радует. Это работает на имидж области. И департамент культуры должен этим музеям помогать, чтобы не стыдно было туда привести туристов. Нужна помощь не столько материальная — денег на культуру всегда не хватает, сколько моральная. Помочь советом, отстоять те небольшие льготы, которыми должны пользоваться музеи, помочь найти спонсоров — это все в силах департамента культуры. Иногда можно услышать, что сотрудники государственных музеев меня недолюбливают. Настоящие профессионалы ко мне относились и относятся очень благосклонно. Когда я начинал, Елена Анкудинова, заведующая отделом Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, приняла самое активное участие в формировании экспозиции моего музея. Ведущий специалист того же музея Наталья Коровская отстроила звонофон, который до сих пор звучит. Главный хранитель музея-заповедника Марина Фесенко не только выстроила мне экспозицию фарфора, она ее описала, установила всех авторов. И все это совершенно бескорыстно.

А в понедельник, 18 июля, в 15.00 на входе в музейный комплекс «Музыка и время» будет установлена мемориальная бронзовая доска, посвященная Джону Мостославскому. Изготовили ее в колокольной мастерской Николая Шувалова в Тутаеве (скульптор Всеволод Романович Алаев).

 
Поделиться
Комментировать