Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил чин омовения ног

Чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.

По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.

После пения «Буди имя Господне» архиерей садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.

Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.

После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей.

Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» Патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.

Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент архиерей поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.

Когда же архиерей доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит архиерею слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что архиерей отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих».

Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от архиерея: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего архиерей говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику.

После омовения архиерей и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.

Затем архиерей читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии.

Чин умовения ног — справка

Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения.

Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него).

На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовении ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний, было также воспринято и приводится, например, у преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан.

Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстнóго богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде.

Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин 13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.

Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга — этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии.

В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем Предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, Предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре — монахов, если в кафедральном соборе — священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу).

После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня — в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона — в конце).

ЯРНОВОСТИ

Поделиться
Комментировать