Романовский кремль в строительной осаде

Вместе с настоятелем Крестовоздвиженского собора игуменом Антонием и искусствоведом Светланой Борисовной Семёновой мы любуемся прекрасным видом, открывающимся у старинных валов Романовского кремля на левом берегу Тутаева. Справа величест­венный Крестовоздвиженский собор с серебристыми огромными куполами, слева видна изящная Леонтьевская церковь. А далеко впереди, на другом берегу застывшей Волги словно парит великолепный Воскресенский собор. Ослепительно-яркое весеннее солнце и деревья, усыпанные искрящимися звёздочками инея, дополняют эту чудесную картину.
После разговора о том, что здесь одна из лучших точек для обзора, с которой видны сразу три храма, невольно замолкаем.
– Неужели прощаемся с этим видом? – тихо говорит игумен Антоний.
Очень не хочется верить в то, что вскоре не будет столь прекрасного обзора. И нельзя будет просто прийти сюда и спокойно любоваться красотой, которую сотворили наши предки, и необыкновенно трогательным уголком природы с прудом, ручьём, глубоким оврагом.
Кто же может отнять у нас возможность смотреть на прекрасную картину, размышлять и говорить о вечном в этом месте, которое называют сердцем древнего Романова?
Прямо у валов, которые когда-то были частью Романовского кремля, идёт строительство двухэтажной гостиницы, уже заложен фундамент, возводится первый этаж. Если замысел будет воплощён в жизнь, то здание перекроет вид на памятники. Улицы, ведущие к храмам, будут упираться в нелепое сооружение. Судя по рисунку на щите у стройки, облик гостиницы не отличается оригинальностью, совершенно безликое здание с примитивной мансардой.
Тутаевские защитники старины, члены ВООПИиК не знают, кто же дал разрешение на строительство, говорят это было ещё при прежнем главе района Яне Андрееве. Светлана Борисовна Семёнова подчёркивает, что историческая часть левобережья находится в границах зон охраны памятников и зоны охраны ландшафта. И новая стройка у кремля вторгается в эти зоны. Археологических раскопок перед началом работ не проводили, а ведь наверняка земля таит в себе немало тайн.
Я обратилась к главному архитектору Тутаева, начальнику управления архитектуры и землепользования Александ­ру Альбертовичу Зюзину с вопросом: как он относится к строительству гостиницы у старинных валов.
– Отношение двойственное. Это место – идеальное для строительства гостиницы. Если мы хотим развивать город и туризм, необходимо возводить отели. Но я бы немного здание сдвинул в сторону. Потому что со стороны улицы Красноармейской оно будет частично перекрывать вид на Крестовоздвиженский собор, – сказал архитектор.
На вопросы, кто же дал разрешение строить в этом месте и не нарушается ли генеральный план и проект зон охраны памятников истории и культуры Тутаева, Александр Альбертович ответил:
– Я дал разрешение. Строительство не нарушает генеральный план и проект зон охраны.
И добавил, вздохнув:
– Что же вы думаете, мы не переживаем за город?
Странное какое-то получается переживание. Нево­оружённым глазом видно: исторический ландшафт уже искажается возведением нового здания, а архитектор считает, что это – идеальное место для строительства.
Юрий Иосифович Аврутов, который совсем недавно возглавлял областной комитет историко-культурного наследия, а в скором времени, будем надеяться, станет федеральным инспектором, считает, что проект этой гостиницы в историческом Романове необходимо было согласовать в Министерстве культуры и в областном департаменте культуры и только после этого приступать к её возведению. Но в Тутаеве этого не сделали.
Недавно в городе побывала общественная инспекция областного отделения ВООПИиК, в неё вошли известные в Ярославле специалисты – архитектор-реставратор Вячеслав Сафронов, архитектор Дмитрий Кшукин и представитель областного общественного градостроительного совета архитектор Ольга Мазанова.
Областное отделение
ВООПИиК обратилось к прокурору Ярославской области Алексею Алексееву с просьбой провести проверку законности возведения гостиницы. По мнению специалистов, строительство этого здания не соответствует регламентам действующего проекта зон охраны памятников истории и культуры города Тутаева. Эта территория является зоной охраны ландшафта, и строительство здесь запрещено. Также они подчёркивают, что строитель­ство нарушает генеральный план Тутаева, так как площадка находится за границами красных линий кварталов. Кроме того, архитектура возводимого здания будет оказывать негативное влияние на восприятие Крестовоздвиженского собора и валов.
Областное отделение
ВООПИиК обратилось также с просьбой осуществить проверку законности строительства к директору областного департамента культуры Ларисе Сорокиной.
Спору нет, развитие туризма невозможно без строительства гостиниц. Но это не значит, что их можно возводить, не учитывая сложившейся веками застройки, ландшафта. Узнав об истории Романовского кремля, понимаешь, что отель рядом со старинными валами неуместен и по другим причинам. Это земля, политая кровью наших предков, защищавших Отечество от врагов.
Удивительно то, что сохранились до нашего времени эти высокие валы, бывшие частью древнего кремля. Не так много городов в России, где можно увидеть подобные укрепительные сооружения. Каждый древнерусский город начинался с кремля, с детинца. А сердцем детинца был соборный храм, который являлся выражением соборного единства горожан. Около 1283 года, по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу «супротив Борисоглеб­ской стороны». По преданию, первостроителем был углич­ский благоверный князь Роман Владимирович Святой. Первоначально храм был деревянным, как и окружавшие его стены. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор.
За свою историю детинец выдержал не одну осаду. Последняя осада Романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях погибла одна треть посадских людей, защищавших детинец. Но дух соборного единения остался жив. При Ростовском митрополите Ионе Сысоевиче в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел два каменных шатра, колокольню, паперть и два придела: введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Вот такое уникальное место на левом берегу Романова, его надо беречь и всячески охранять от каких-либо теперь уже строительных нападок. Есть замысел у настоятеля храма восстановить облик крепостных валов и стен, поставить памятник святому благоверному князю Роману. Вот это было бы замечательно!
А места для гостиниц на левом берегу предостаточно. Светлана Борисовна Семёнова показала нам несколько старинных зданий, в которых после реставрации вполне можно было бы расположить отели. Вот к примеру, дом № 80 на улице Ленина. Шикарный особняк второй половины XIX века. Но стоит открытый всем ветрам, без окон и дверей. Светлана Борисовна рассказала, что это дом купцов Дегтярёвых, владевших парикмахерской, галантерейным магазином. В советское время здесь были столовая, ресторан и даже комнаты отдыха. Почти гостиница, одним словом. Но сейчас дом в запустении. В таком же плачевном состоянии и внушительное старинное здание Дворянского собрания (правый нижний снимок) и десятки других особняков. У всех этих зданий есть хозяева, но они ничего не предпринимают для их спасения.
Прогулка по левому берегу оставляет смешанные чувства. Восхищаешься старинными особняками – с колоннами, лепниной, прекрасными романтичными пейзажами с мостами, оврагами, но видя полуразрушенные, бесхозные дома, становится очень грустно. Чувствуется: нет у города рачительного хозяина. Чего стоят дома, изуродованные вытяжными газовыми трубами. При проведении работ по газификации трубы выведены прямо на фасады домов. Видимо, этот способ оказался менее затратным и более быстрым. Теперь особняки XIX и даже XVIII веков, внесённые в реестр объектов культурного наследия, изуродованы (левый снимок). В начале марта Тутаев посетили архитекторы из Костромы, увидев памятники, словно опутанные металлическими щупальцами, они были настолько потрясены, что даже написали письмо мэру Тутаева.
Побывавшая в городе общественная инспекция областного отделения ВООПИиК насчитала десятки домов, обезображенных трубами, – на улицах Ленина, Леонтьевской, Ушакова, Казанской. Умудрились изуродовать даже памятник регионального значения дом № 92 на улице Ленина – дом купцов Шумиловых – великолепный особняк в стиле провинциального барокко. Работы проводились без согласования с областным комитетом историко-культурного наследия.
Газификация продолжается, планируется подвести голубое топливо ещё к 50 зданиям. Тутаевцы так давно ждали, когда же к ним в дома придёт газ, такое привычное для других городов благо цивилизации. Наконец-то дождались. Но получилось, что хорошее дело омрачилось вот такими недоразумениями, и не только архитектурными. Даже не специалисту видно, что вытяжные трубы установлены ещё и с нарушением технологических норм. Они вплотную соприкасаются с кровлей, и по ним стекают дождевые и талые воды, стены намокают.
После визита общественной инспекции и обращения к властям Тутаева было созвано совещание в городской администрации, на котором обсуждалось, как устранить нарушения. А это опять дополнительные затраты – надо пересматривать проекты, демонтировать трубы, устраивать совершенно иную систему вытяжки. Главный архитектор Тутаева Александр Зюзин уверял меня, что трубы будут убраны с фасадов и впредь такого не повторится. Непонятно только, почему нельзя было сделать сразу всё качественно и без ущерба для фасадов зданий.
Скоро в Тутаевском районе будет новый глава. Хотелось бы ему пожелать беречь старинный Романов-Борисоглебск. Путешественники, которые побывали во многих городах на Волге, особенно выделяют именно его. Здесь ещё сохранился дух древнерусского города и какой-то особенной душевности и теплоты. Это огромное достояние. И его надо сберечь для потомков. Конечно, новым властям придётся нелегко. Историческая часть города, особенно левый берег, находится в плачевном состоянии, многие памятники в руинах. Необходим комплексный план восстановления старинного Романова – с его храмами, валами, особняками, прудами, ручьями, оврагами, мостами... Необходимо возвратить городу его подлинное историческое имя. Это будет значительной лептой в его возрождение.
А туристы, это давно извест­но, приезжают смотреть не на новые гостиницы и отели, а на ту неповторимую среду, которая просто чудом сохранилась в древнем Романов-Борисоглебске.
Северный край
Поделиться
Комментировать