Перенесение ... с гвоздя на гвоздок

Счёт времени до 1000-летнего юбилея Ярославля пошёл на дни. Лавина мер по наведению порядка не могла не затронуть и наружную рекламу. Депутаты Ярославского муниципалитета дружно решили, что от несанкционированной рекламы надо избавляться как можно скорее. Как идёт этот процесс?


фото: Ирина ПИЧУГИНА
«Северный край» много раз поднимал проблему засилья наружной рекламы в Ярославле. Но ни выступления прессы, ни протесты горожан, ни ворчание отставных архитекторов (потому что архитекторы действующие частенько лично заинтересованы в установке парочки новых билбордов) заметных результатов не давали – реклама на ярославских улицах плодилась и размножалась быстрей, чем племенные кролики. Рекламисты оставались некоронованными королями города, поскольку у них были деньги. Королям позволено всё – рубить деревья, перекрывать щитами исторические памятники и многое другое. Но ничья власть не вечна – король умер! Перед юбилеем сотрудники ярославского МУ «Агентство по рекламе и праздничному оформлению города», возглавляемого Валентиной Небренчиной, проверили всю охранную зону ЮНЕСКО и обнаружили около 1500 несанкционированных рекламных конструкций.
Уже сняты многие рекламные «красоты» на улицах Свободы, Комсомольской и Первомайской. Валентина Небренчина обещает, что предписания о демонтаже незаконной рекламы получат владельцы всех полутора тысяч «пиратских» растяжек, плакатов и щитов.
Со своей стороны Ярославская мэрия также вышла в крестовый поход против незаконной рекламы.
– Не нужно расценивать эту работу как предъюбилейную «уборку». Мы просто приводим в соответствие с законодательством всю деятельность рекламного, если можно так сказать, бизнеса на тер­ритории Ярославля. Есть закон «О рекламе», есть ГОСТ
№ 124-ст от 22 апреля 2003 года с изменениями, внесёнными в 2004-м, 2005-м и 2009 годах, есть постановление областного правительства 660-п «Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля». Всё это доступно – можно ознакомиться в Интернете, никаких иных специальных документов не принималось, – сказал первый заместитель мэра Сергей Ястребов. – Да, были у нас в своё время послабления, появились незаконные рекламные конструкции. Всем их владельцам предложили привести рекламу в нормальное состояние. На тех, кто не подчинился требованиям закона, мы подаём в суд и сто процентов дел выигрываем. На конец июня департаментом социально-экономического развития мэрии и территориальными администрациями в суды направлено 765 исков, принято 280 решений в нашу пользу. Если агентство не выполняет решение суда о демонтаже незаконной конструкции, подключаются либо служба судебных приставов, либо мы. Снесённые конструкции отправляем на склад, их в городе несколько – не везти же демонтированные щиты из Брагина на Липовую гору! Если за полгода соб­ственник не объявляется – считается, что конструкция бесхозная. Если хозяин находится – выставляем ему счёт за произведённые работы, – продолжает Сергей Николаевич. – По числу уже выявленных незаконных конструкций можно сказать, что основную «группу товарищей» охватили, работа близка к завершению, однако после празднования 1000-летия она не закончится. Процесс может стать и вечным, если незаконная реклама будет появляться вновь.
Описанный Сергеем Ястребовым процесс «большой чистки» впечатляет, однако несколько смущает то, что он действительно грозит стать вечным. Непосвящённого горожанина может удивить несоответствие цифр – меньше 800 незаконных субъектов рекламы, выявленных мэрией по всему Ярославлю, против 1500 обнаруженных подчинёнными Валентины Небренчиной только в центре – разница почти вдвое. Однако профессионалам, наверное, виднее.
Рекламисты не спешат сдавать завоёванный ими город. По словам Сергея Ястребова, рекламные агентства начали самостоятельно демонтировать незаконные рекламные щиты, только «поняв неотвратимость наказания». При этом они охотно занимаются «перенесением порток на другой гвоздок», то есть, убрав по решению суда незаконный билборд из точки «А», просто переставляют его за угол в точку «Б». При этом частенько «для конспирации» снимают табличку, указывающую на фирму-хозяина. «Инструментов» (как в мэрии называют документы) для борьбы с незаконной рекламой и кроме закона «О рекламе» и ГОСТов немало. СНИПы, правила монтажа, согласования с владельцами сетей, с ГИБДД и т. д. и т. п. Имея тёплые дружеские отношения со всеми ведомствами, «согласующими» наружную рекламу, чиновники могли бы сократить количество рекламы в городе настолько, насколько им угодно. Но угодно ли им это?
– В нашем центре рекламы очень много, и она не того формата. Тут вообще не должно быть крупноформатной рекламы. А по выездным магистралям – более или менее похоже на дело, но там есть нюансы, связанные с безопасностью, – оценил общее количество рекламы в Ярославле Сергей Ястребов.
Казалось бы, чего же боле? Первый заместитель мэра считает, что рекламы в городе многовато. Неужели «король»-рекламист, долгие годы властью денег превращавший наш город в балаган, и вправду «умер», пристукнутый тяжкой рукой закона? Ничуть. Всё как в крылатой фразе: «Король умер. Да здравствует король!».
– Соблюдением и наведением порядка занимается ведомство Небренчиной. А департамент социально-экономического развития работает над общей политикой и перспективой продажи рекламных мест, – уточнил Сергей Ястребов.
Стоп! Если рекламы в городе и так явный перебор, то какая же может быть новая продажа?
– Когда изменяется ситуация, может быть принято и новое решение. Когда порядок наведён, появляются места для установки энного количества конструкций. Убираем незаконную рекламу, на месте этого поля с непонятными посадками расставляем рекламные места и продаём их на аукционе. Каждые две недели мы будем публиковать в прессе предложения по продаже энного количества рекламных мест. Вместо этих 765 конструкций, по которым поданы иски, условно примерно мест 250 – 300 может быть восстановлено, – отвечает Сергей Ястребов.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день... Впрочем, не всё так плохо. Юбилей есть юбилей, запретительные нормативы для рекламы всё-таки ужесточаются. Арочные конструкции, перекинутые через дорогу, растяжки, натянутые не вдоль, а поперёк автотрасс, будут «радовать» наш взор только до окончания срока договора (не более 5 лет). Продлять договор в мэрии не будут. Обещают также, что в центре города, в охранной зоне ЮНЕСКО, не останется ни одной рекламной конструкции размером больше чем 1,5 на 1,5 метра.
Кроме того, кампания есть кампания, и жива робкая надежда, что к жалобам ярославцев, недовольных рекламным лесом под окнами, в канун 1000-летия отнесутся немного внимательнее, чем в другое время.
Если реклама, на ваш взгляд, угрожает безопасности жителей города, звоните в диспетчерскую Ярославской мэрии – 40-40-40. Если она оскорбляет ваши эстетические чувства или вредно влияет на детей – в ФАС (Федеральная антимонопольная служба): 72-93-00 (отдел рекламы), 72-95-20 (приёмная). Чистого вида из окон вам, дорогие ярославцы!
Северный край
Поделиться
Комментировать