4 февраля 2011 ● Сергей ЕСИН
И вот я снова спешу на Тверской бульвар, где МХАТ им. М. Горького выпустил свой новый спектакль – «Деньги для Марии». Поставлен он по повести Валентина Распутина – писателя, любимого народом, прославленного, а для горьковцев и их зрителей являющегося одним из главных постоянных собеседников. Некогда этот автор был своим и в неразделившемся ещё МХАТе, а сегодня формально продолжает оставаться таковым и в здании на Камергерском переулке (другое дело, что значащаяся в его репертуаре сценическая версия другой знаменитой распутинской повести «Живи и помни» идёт на сцене крайне редко). В той половине великого театра, что лишила себя академического звания, возникли, вслед за изменчивой модой, иные приоритеты. Соответственно и авторы пошли другие, и постановки начали возникать большей частью в принципиально ином ключе. Но так, чтобы атмосфера, сам напоенный электричеством театральный воздух властно брали тебя в полон, не отпуская до финальных аплодисментов, чтобы за голосом актёра, как заговорённый, качнулся весь зрительный зал… Впрочем, я тут, кажется, опять начинаю писать о худруке театра на Тверском, о своей любимой актрисе Татьяне Васильевне Дорониной – ведь если кто и сохранил в наши дни волшебную способность повелевать залом, то именно она, это её фирменный знак. В спектакле «Деньги для Марии» Доронина не участвует, однако эта постановка, осуществлённая в Малом зале, что на четвёртом этаже театра, – отчётливо, для меня, лежит в русле всё той же уникальной старой мхатовской традиции, когда переживания зрительного зала и переживания актёров на сцене сливаются в некоем единстве. Ничего удивительного! В конце концов кто-то же должен сохранять сокровенные принципы русской театральной школы.
Должен признаться, что не только собственно само творчество В.Г. Распутина и любовь к сцене стали для меня на сей раз стимулом к тому, чтобы собраться и пойти в театр, а потом ещё подниматься на четвёртый этаж на лифте – но ещё вдобавок и одна статья, опубликованная в «Новой газете». (Я регулярно читаю три разные газеты, чтобы попытаться уяснить для себя всё время ускользающую истину, – «Российскую газету», «Литературную» и «Новую», каждый выпуск которой с редким постоянством покупаю в автомате станции метро «Университет».) Так вот, на страницах «Новой», а до того – в Интернете я и прочёл обширную статью Игоря Свинаренко «Валентин Распутин: новая русская правда». Прочёл и сразу подумал: зачем? Не хватит ли нам противостояний в сферах экономики и политики, но там хоть можно разделить парламент на фракции, экономику – на заводы и фабрики со своими владельцами. А теперь, значит, начнём делить культуру. Для начала разделим классиков на «наших» и «ихних», а там, глядишь, постепенно и до букваря доберёмся… Или вот ещё музыку можно прекрасным образом разделить так: скрипки – одним, а ударные – другим.