«Идиот»: Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть

Кто не помнит фразу из знаменитого фильма (кто безмятежно молод, отвечу я сама себе). 

«А не замахнуться ли нам на Вильяма,
понимаете ли, нашего Шекспира?»
Фильм «Берегись автомобиля» (1966 г.)


Но цитата замечательная, не зря её знают даже те, кто фильм в глаза не видел. Я не просто так вынесла слова Воланда из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в заголовок, а цитату из фильма «Берегись автомобиля» поставила эпиграфом. Сейчас поясню, почему.


Достоевский: сложно, страшно, интересно. «Замахнуться» на Фёдора Михайловича Достоевского не так просто. Классика бессмертна, но это не тот писатель, которого открываешь в метро, чтобы «разгрузить голову после работы». Книги Достоевского требуют работы ума, они погружают в такие глубины души человека, о которых не всегда и не всем хочется задумываться. Не говоря уже о том, что в части исследования как пограничных, так и девиантных состояний писателю нет равных. Точно ли мы знаем, где заканчивается норма и начинается сумасшествие? И есть ли норма? Быть может, нормальны как раз те, кто отвергнут обществом, кто позволяет себе говорить всё, что ему по нраву, кто ведёт себя свободно, не оглядываясь на чужое мнение. И что такое сумасшествие в принципе? Возможно ли оставаться «нормальным» в мире, где творятся столь чудовищные вещи?


Поэтому мне было вдвойне приятно обнаружить в репертуаре моего любимого Московского драматического театра имени Сергея Есенина постановку «Идиот». В наше непростое время, когда люди устали от плохих новостей, театр не пошёл по пути наименьшего сопротивления, предлагая зрителям лёгкий развлекательный контент, а приглашает поговорить и поразмышлять о сложных вещах. Театр Есенина ставит иммерсивные спектакли, что усложняет задачу. Отрешиться на время от зрителей в тёмном зале проще, а вот когда они почти постоянно с тобой в контакте…

На этом приятности не ограничились. Для начала, придя на спектакль, я обнаружила, что народу пришло очень много. С удивлением я обнаружила среди них достаточно много молодёжи. Спектакль заявлен на три часа сорок минут с одним антрактом, но фактически идёт дольше. И никто не ушёл в перерыве! И да, это показатель. Четыре часа это много. Это роскошь, которую зрители отдают только самым достойным, ведь время – наш самый ценный ресурс.

А забегая вперёд скажу – постановка, по моему скромному мнению, удалась. И понравилась мне даже гораздо больше других спектаклей, которые я видела у театра Есенина. Но обо всём по порядку. Иммерсивный спектакль, как и было сказано. Место проведения спектакля Городская усадьба Разумовского XIX века («Государственный музей спорта», м. Курская, ул. Казакова, д. 18, стр. 1). Впрочем, все иммерсивные спектакли театра проходят в исторических особняках, и это дополнительный плюс для посещения. Старинные интерьеры интересны сами по себе, а ещё они добавляют атмосферы.


Подходя к особняку, красиво подсвеченному фонарями, в холле к вам подбегает хорошенькая Катенька (Светлана Судомир, которая играет сразу четыре роли в пьесе) и протягивает приглашение на ужин к Настасье Филипповне, что сразу настраивает вас на особенный лад. Вы не просто зритель, а желанный гость. Вас пригласят подняться по крутой (и это не молодёжный сленг, а правда: оценивайте силы, лестница с коварными ступеньками) красивой лестнице в гостиную, предложат шампанское. Сразу предупреждаю, что не всем. Идти только ради угощения точно не стоит, проще купить целую бутылку. Впрочем, если вы будете активно и призывно махать руками, думаю, вам обязательно нальют, а потом ещё и подольют. Я вот осталась без шампанского, но зато потом мне налили чай в прекрасную фарфоровую кружку, что было для меня куда актуальнее. К кому-то приветственно обратятся по имени-отчеству, обязательно запомните, как к вам обратились (Это дальше не понадобится, но вы же поделитесь со мной в комментариях?). При игре в фанты с желающих соберут те самые фанты. Вниманием никого не обделят. И даже если вы не станете одним из тех счастливчиков, которых пригласят на сцену, чтобы помочь в каких-то эпизодах, у вас будет возможность потанцевать на настоящем балу. Словом, если вы хотите больше вовлечения в действие, всё зависит только от вас. Меня же лично заворожила игра актёров, я хотела наблюдать и наслаждаться действием. «Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене» (К. Станиславский).


Не могу не начать с князя Льва Николаевича Мышкина. Его играет Ярослав Шевалдов, художественный руководитель и главный режиссёр театра. Вы могли его видеть и в образах знаменитого сыщика Шерлока Холмса, и самого загадочного русского поэта Сергея Есенина. Так вот последний спектакль, который я видела, был как раз «Собака Баскервилей». И я ожидала какого-то похожего образа. Не потому, что ничего не жду от игры актеров, а потому, что играть постоянно не себя чрезвычайно трудно и мало кому удаётся. Но не Ярославу. Появление князя обставлено удивительно. Всё погружается в неясный синий свет, открываются балконные двери, все замирают, вокруг мелькают тени и образы (которые не должны быть пока в парадной гостиной, мы увидим их позже), и пред нами он. Когда загорается свет, и зрители наконец видят лицо Льва Николаевича, сразу становится понятно, что князь немного не в себе. У него на лице печать печали, скорби, раздумий. Отрешенности от всего, что происходит вокруг.

Как можно так сыграть? Как? Я не знаю. Не говоря уже о том, что дальше будет много сцен, когда на лице князя отражается такая буря эмоций, страданий. Он почти постоянно в слезах. А в те редкие моменты, когда он улыбается, появляется эта особенная, робкая, детская и открытая всему миру улыбка. Если бы я не видела Ярослава Шевалдова в других ролях, я бы подумала, что надо же, нашли замечательный психотип. Но это игра. В которую веришь. Браво!


Игра других актеров также тронула до самого сердца. Отдельно отмечу Эдмона Саадяна в роли Парфёна Семеновича Рогожина. Перевоплощение было настолько ярким, что, когда в финальной сцене погас свет, а рядом со мной в каких-то пятидесяти сантиметрах был Рогожин с ножом, я почувствовала себя неуютно. Женские персонажи сыграны не менее ярко. И Анна Сардановская, директор театра, в роли Настасьи Филипповны, и Тая Капиталова в роли Аглаи Ивановны были и убедительны, и прекрасны. Хотелось бы сказать всем огромное спасибо за безупречную игру.

Современность. Сейчас такое время, когда любить классику не то, чтобы принято. Модные мысли, скорее, противоположны: зачем мы учим детей тому, что написано, условно, сто лет назад? Я не буду сейчас оспаривать эти мысли. Поделюсь другими. Почти во всех столичных театрах (и не только) сейчас идут пьесы писателей прошлого столетия. Какие-то немного адаптируют под современность, но большинство – нет.


И я всё время ловлю себя на мысли, что если отрешиться от интерьеров, сословий, то мы слышим всё те же разговоры, проблемы. Возьмём рассуждения о русских либералах в пьесе – а многое ли изменилось сейчас? Разве мы видим не подобное? Немного грустно, ведь так хочется верить, что человечество развивается, совершенствуется, и как утверждает Стивен Пинкер в своём бестселлере «Лучшее в нас» – гуманнее? Или сто лет – просто малый срок?



Состав артистов:

Князь Лев Николаевич Мышкин – Ярослав Шевалдов,
Настасья Филипповна Барашкова – Анна Сардановская,
Парфён Семенович Рогожин – Эдмон Саадян,
Лизавета Прокофьевна Епанчина – Ольга Гончарова,
Аглая Ивановна Епанчина – Тая Капиталова,
Гаврила Илларионович Иволгин – Илья Алаев,
Лукъян Тимофеевич Лебедев – Сергей Хачатуров,
Афанасий Иванович Тоцкий – Тимур Бурш,
Евгений Павлович Радомский – Андрей Перов,
Катя/Груня/Прима/Анна Петровна – Светлана Судомир.



Автор
Оксана Есипова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе