Герои на все времена

Какого мультипликационного героя можно назвать культовым?

Пожалуй, Микки-Мауса. Но, кроме него, в истории мультипликации было немало ярких персонажей.


Стоит набрать в поиске «самые известные мультипликационные персонажи», как тут же в верхних строках появляются герои Диснея. Спора нет, они и правда известны во всём мире, но ведь были и другие, не имеющие отношения к шедеврам самой крупной мультипликационной студии.



Бетти Буп

В фильме «Кто подставил кролика Роджера» все мультипликационные персонажи изображены в цвете, кроме подчёркнуто сексуальной девушки с большой головой. Её зовут Бетти Буп, и она всего на несколько лет старше Микки Мауса. Её создатель — Макс Флейшер, талантливый аниматор, новатор, достойный конкурент Диснея, который не смог добиться его славы. Но не потому, что у него не хватало таланта — просто не повезло со студиями, на которых он работал. В итоге Максу пришлось открыть собственную, получившую название Out of the Inkwell, Inc. Он экспериментировал, снимал с помощью ротоскопа (изобретение самого Флейшера, устройство, которое позволяло переносить движение реальных актёров в анимацию), соединял кинематограф и нарисованных персонажей. В 1929 г. основал компанию Fleischer Studios, которая выпускала сериал Talkartoons.

Одним из его героев была собака со своеобразной внешностью — она общим обликом напоминала девушку. Постепенно ничего собачьего в образе не осталось, на экране осталась только подчёркнуто сексуальная Бетти в ультракороткой юбке. Она понравилась публике и стала постоянным персонажем Флейшера. О её популярности можно судить хотя бы по тому, что певица Хален Кейн даже судилась с мультипликаторами, настаивая на том, что образ Бетти списан с неё.


Бетти Буп и Хелен Кейн. 
Источник: commons.m.wikimedia.org


По профессии Бетти была певицей и исполняла джаз. В мультсериале, героиней которого она стала, засветились такие звёзды, как Луи Армстронг и Кэб Кэллоуэй.

Как ни удивительно, по Бетти Буп ударил Кодекс Хейса, который регулировал нравственность в кино. Пришлось избавиться от короткой юбки и соблазнительной походки, а вместе с ними — и со славой. Обычная большеголовая девушка никого особенно не интересовала, в 1939 г. сериал закрыли. Но Макс Флейшер закрепил своё место в истории, создав моряка Попая и мультфильм о Супермене.



Флинстоуны

Авторы Уильям Ханна и Джозеф Барбера прославились сериалом про Тома и Джерри и на достигнутом не останавливались. Они хотели сделать мультсериал про семью, но не знали, про какую именно. Рассматривали вариант пилигримов, коренных американцев или даже декораций Римской империи. В итоге решили уйти в историю ещё дальше и изобразили Америку 1950-х (сериал стартовал в 1960 г.) в виде первобытного общества. Так родились Флинстоуны.

Персонажи получились забавные и милые, хотя художники поначалу старались хотя бы примерно соответствовать историческим рамкам: Флинстоуны были лохматые, волосатые, а мужчин они наделили спутанными бородами. Но Джозеф Барбера потребовал всё переделать.


Флинстоуны. 
Источник: pinterest.com


Первобытный уклад жизни тоже получился весьма условный, фактически это были обычные американцы середины 20 в., только одетые в шкуры и с дубинками в руках. Что и говорить, если у них были даже зажигалки, автомобили и первобытные аналоги домашней электроники.

Казалось бы, таких сериалов сегодня множество, как анимационных, так и телевизионных. Но именно «Флинтстоуны» начали в прайм-тайм собирать у экранов зрителей всех возрастов. Детям нравились первобытные люди и динозавры, а взрослым — шутки, намекающие на современную жизнь, которые редко можно было услышать в мультфильмах. Известность мультсериала была так велика, что в 1972 г. в Аризоне появился даже Бедрок — город, в котором живут Флинстоуны. Его построили в рамках тематического парка, который, к сожалению, закрылся в 2019 г.

Казалось бы, на основе такого популярного мультфильма можно было снять и фильм. Экранизации последовали в 1994 и 2000 гг., но главная их заслуга была в получении номинаций на «Золотую малину». То, что зрители охотно воспринимали в виде анимации, совсем не понравилось им с живыми актёрами. И это при том, что над сценарием работали 14 драматургов и почти два десятка специалистов по шуткам. Более того, всю историю с экранизацией начал Стивен Спилберг — он приобрёл права на сюжет и активно участвовал в работе над сценарием. Правда, потом он отправился в Европу снимать «Список Шиндлера» и переключился на главный кинопроект своей жизни.



Астерикс

Этот мультипликационный и киноперсонаж вырос из комиксов. Впервые он появился почти тогда же, когда и Флинстоуны, в 1961 г. в журнале «Пилот». Его авторами были художник Альбером Удерзо и писатель Рене Госинни, и вместе они создали 26 томов. В 1977 г. Госинни умер, но работа над комиксом продолжилась.

Авторы придумали хитрость: назвали своего персонажа на «А», чтобы во всех каталогах он был на первых строчках. Но, видимо, герой понравился бы и без этого. На гребне славы комикса в 1967 г. вышел и мультипликационный вариант. Для экранизации авторы выбрали историю «Астерикс из Галии», потому что у сюжета было всё, что нужно для популярности: логичность, интересные твисты (повороты сюжета), а также сюжет, который отлично объяснял все последующие истории.


Астерикс. 
Источник: pinterest.com


В чём причины долговечности героя? Скорее всего, в юморе. С одной стороны, это, конечно, история для детей: Астерикс и его друг Обеликс — очень забавные и действительно «детские». С другой, юмор в картине разнообразный: от простых гэгов до тонких аллюзий на другие произведения искусства. А кроме того, мультфильм изобилует второстепенными персонажами, многие из которых не менее интересные и яркие, чем главные.

Кроме того, Астерикс и Обеликс по воле авторов путешествовали практически по всем странам, которые соседствуют с современной Францией. А значит, у авторов были все шансы рассказать об особенностях отношения к соседям, обратиться ко всем стереотипам и показать французам, каковы они по отношению к другим народам.



Пикачу

Это жёлтое существо неясной природы называют иконой японской поп-культуры. Так и хочется назвать его зверьком, но это не животное, а покемон. Слово образовано от английского Pocket Monster — «карманный монстр». Это существа, которые обладают сверхъестественными способностями. Их находят люди — тренеры покемонов и используют в боях. Покемоны разделяются на разные типы (по природным стихиям) и, соответственно, наделены разными возможностями, некоторые из них умеют говорить. Дикие покемоны живут в природе, и тренеры ловят их с помощью специальных покеболов.


Пикачу. 
Источник: pinterest.com


Казалось бы, что за странная история? Но придумана она была не для мультипликации, а для компьютерных игр. Экранизация появилась тогда, когда популярность игры уже не вызывала сомнений. Главным героем мультфильма является не сам Пикачу, а мальчик по имени Эш и его друзья, которые собирают и тренируют покемонов. А Пикачу стал его первым карманным монстром, хотя он и не обладает самыми выдающимися способностями. Зато он оказался верным и добрым другом.

В мультсериале несколько раз повторяется сюжетная арка, когда Эш расстаётся со всеми своими покемонами и начинает путь тренера сначала. Такой поворот позволяет как бы перезапускать серию. Ведь главное, что притягивает к сюжету сериала, — это не какие-то невероятные приключения, а всё новые и новые покемоны, сегодня их существует уже более 1000. Чтобы вводить новых персонажей, надо вовремя «обнулять» сюжет.

Пикачу стал талисманом серии не случайно — у него особенно милый облик, оно покрыт шерстью (далеко не все покемоны таким симпатичные), похож на милого зверька и вообще нравится детям. А что ещё нужно, чтобы они начали просить купить в магазине соответствующие игрушки? В 1999 г. Пикачу стал уже вторым по популярности анимационным персонажем в мире, а сегодня японцы рассматривают его как альтернативу Микки Маусу.



Весёлые человечки

Сегодня эти отечественные герои слегка забыты, а начиная с середины 1950-х у них была, что называется, целая Вселенная: книжки, развороты в журнале «Весёлые картинки» (серия комиксов), а также несколько мультфильмов.

Своим появлением «Клуб весёлых человечков» обязан Ивану Семёнову, карикатуристу, который начал публиковаться в родном Ростове-на-Дону в 1926 г., в 20 лет. С начала 1930-х он уже работал в Москве, в «Комсомольской правде», а потом и в «Крокодиле». Казалось бы, вершина карьеры для карикатуриста. За этим последовали иллюстрации для книг, в частности Николая Носова. Многие поколения узнавали книжку «Живая шляпа» именно по иллюстрации Семёнова: обаятельный котёнок сидел и смотрел на читателя из-под огромной шляпы.

В 1956 г. по его инициативе появился журнал для детей «Весёлые картинки». И если «Мурзилку» читали в основном школьники, то «Картинки» предназначались для малышей. Для этого журнала и придумали персонажей, которые составили «Клуб весёлых человечков».


Весёлые человечки. 
Источник: kkk.org.ru


В него входили Буратино, Чиполлино, Незнайка, Дюймовочка, Петрушка, Гурвинек (чешский герой), а также Самоделкин и председатель клуба Карандаш. Последние двое были героями повести Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина».

Приключения компании были стандартные: они то помогали кому-то, то попадали в какие-то незнакомые места. Но, видимо, авторам удалось подобрать удачное сочетание персонажей: знакомые с самого раннего возраста герои сказок плюс специально созданные «под проект», но отлично вписавшиеся в него. Семёнов организовал работу в журнале так, что темы придумывали одни люди, а иллюстрации рисовали другие. Разделение труда позволяло придумывать интересный сюжет и тщательно проработать саму картинку. Да и коллектив в журнале был на редкость удачным: в частности, некоторое время «темистом» здесь работал режиссёр Александр Митта, а иллюстратором — Владимир Сутеев. Тираж журнала в лучшие времена достигал почти 10 млн экземпляров.

Не удивительно, что любимые детские персонажи стали и героями мультфильмов. Это не была задуманная специально и связанная серия, выходили отдельные произведения, объединённые общими персонажами. Первый мультик «Приключения Самоделкина» увидел свет в 1957-м, а последний — в 1996 г., и его уже стилизовали под ретро. Кстати, персонаж мультфильма 1957 г. внешне отличался от журнального Самоделкина, хотя занимался тем же — что-то всё время ремонтировал и конструировал.

Что интересно, в Австралии есть аналогичный герой детского шоу, выходившего на телевидении с 1959 по 1999 гг. Это тоже человечек с карандашом вместо носа, который мог из детских каракулей сделать полноценную картину. Но австралийский Мистер Сквиггл на три года младше Карандаша.

Автор
Елена МИНУШКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе