В СССР, где долгое время личные автомобили были недоступны или же имелись у считанных владельцев, масштабного размаха достигла популярность мотоциклов.
Мотоциклетный транспорт положительно зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной и в послевоенный период мотоциклистов только прибавлялось. Со временем мотосреда породила первые в Советском Союзе клубы по интересам. Не без западного влияния они вылились в массовое рокерское движение, охватившее всю страну.
Послевоенная мотоциклизация СССР
Мотогонки 50-х. /Фото: sun9-49.userapi.com
После Великой Отечественной «мотоциклизация» Советского Союза зашагала ударными темпами. Единственное, теперь модернизация пошла по мирным направлениям. Финансово доступные мотоциклы быстро превращались в привычное средство передвижения для граждан всех возрастов и представителей разных слоев населения. Мототранспорт использовался для перевозки всевозможных грузов, в частности, дачно-огородных стройматериалов, на нем же советские граждане путешествовали. К середине 60-х мотоциклы, мотороллеры и мопеды выпускались сразу несколькими заводами. «ИЖи», выпускаемые в тот период годовыми объемами до 350 000, незначительно уступали по качеству своим зарубежным аналогам.
В 1970-е покупка автомобиля стала доступнее и проще, поэтому взрослое поколение по большей части пересело на них. Теперь место мотоциклам, как повседневному транспортному средству, осталось в деревнях. Среди городского населения двухколесными экземплярами, в основном, интересовалась только молодежь. Мальчишки были знакомы с мотоциклами с подросткового возраста, помогая отцам их обслуживать, чинить. Тогда собирать запчасти по свалкам для мальчишек было делом привычным. Технику совершенствовали и перебирали своими руками, многие посещали секции картинга и мотокросса, отлично управляясь с механизмами. Подрастая, молодые ребята уже сами приобретали первые легкие мотоциклы, относительно недорогие. Так, к примеру, отечественный «Восход» в 70-е обходился покупателям в 450 рублей, что равнялось 3-4 среднестатистическим зарплатам. Примерно в таких же границах, плюс-минус 200 рублей, стоили «Минск», «ИЖ Планета», «ИЖ Планета Спорт». Если сравнить с самым дешевым автотранспортом, то за тот же «Запорожец» нужно было выложить уже больше 3000 руб.
Американские корни байкерской культуры
Американские байкеры. /Фото: the-criminal.ru
В 50-е годы прошедшего века в Соединенных Штатах крепло байкерское движение. Байкеры инициировали себя представителями протестной среды. Эти люди противопоставили себя единым для всех государственным устоям, замахнувшись на новые возможности и максимально широкие свободы. Как уже отмечалось, именно в этот период мотоцикл стал максимально популярен в СССР. И когда солидные советские граждане пересели на автомобили, в мотосреде осталась молодежь. А там, где молодежь, там и свободный бунтарский дух. Когда эта волна докатилась до нашей страны, байкеры трансформировались в рокеров. В СССР любители быстрой езды на мотоциклах стали называться именно так. Это новое веяние было для молодых людей поводом собираться вместе, обсуждать свои железных коней, совместно участвовать в мотопробегах и ассоциировать себя с некой свободой. Часто мотоциклисты посещали специальные обучающие курсы, где получали навыки виртуозного владения своим мотоциклом.
На мототусовки советские рокеры собирались, как правило, по вечерам. Сначала шли долгие детальные беседы, а затем компания рассаживалась по мотоциклам и растянутой колонной отправлялась навстречу приключениям. Периодически случались и конфликты мотоциклистов с советской милицией. Бывало, что самые ретивые гонщики даже нарывались на оружейные препоны сотрудников ГАИ. Ведь многие колесили элементарно без водительских прав.
Железные мечты советских мотоциклистов
Счастливый владелец «Явы». /Фото: pbs.twimg.com
К 80-м Советский Союз мог предложить покупателю приличную мотолинейку. Чаще всего, конечно, ребята ездили на недорогих моделях («Минск» и «Восход»), к более престижным относились «ИЖ Планета» и «Юпитер». Но самой заветной мечтой рокера того периода были «Ява» и «Чезет». «Явы» поставлялись в Советский Союз еще с 50-х годов, а к 70-м в по стране колесили свыше миллиона представителей чехословацкого мотопрома. Модной моделью долгое время считалась «Ява-638», выпуск которой начался в 1984-м. Мотоцикл отличался приличной мощностью в 26 л. С. и развивал скорость до 120 км/ч. Если у увлеченного человека не было мотоцикла, он прилагал все усилия, чтобы его приобрести, долгое время во многом себе отказывая. Мотоциклы стоили сильно дешевле автомобилей, но требуемые суммы все равно были значительными.
В СССР рокеры, которые так и не стали байкерами, изначально ассоциировались в 80-е с советскими поклонниками рок-музыки. Представители этого неформального молодежного объединения пытались копировать стиль ковбоев, а следом и американских байкеров. Как правило, любители жанра тяжелого рока уже ездили в крупных городах на мотоциклах. И так уж повелось, что термин «рокер» уверенно распространился на всех молодых мотоциклистов, независимо от их музыкальных предпочтений. Рокеры стремились получать наслаждение от скорости, внося, по их мнению, свободный хаос в проторенные будни советской действительности.
Похожие между собой секции мотокросса и картинга были общедоступными, по крайней мере, в городской черте. Тренировки проходили на качественном уровне и на бесплатной основе. Официальное мотодвижение регулировалось специальным государственным комитетом и нормативами по мототуризму. Рокерские объединения часто путешествовали на самые дальние дистанции в пределах своей страны. Благо, страна была огромной. Советский Союз включал в себя абсолютно все климатические зоны за исключением тропиков, поэтому маршруты мотоциклистов могли не повторяться годами.
Байкеры остаются брутальными и сегодня. Вот только теперь создают команды спасения зверушек.