Райхельгауз: Райкин говорит о цензуре, потому что может. В СССР было иначе

После яркого выступления Константина Райкина о запрете в искусстве Лайф поговорил с советским и российским режиссёром Иосифом Райхельгаузом о цензуре в театрах СССР.
Художники всегда приспосабливаются к власти, с которой они работают. Поэтому Райкин говорит, потому что можно говорить. И я его целиком поддерживаю. Он выдающийся деятель современного театра. Но он говорит, потому что сегодня это не угрожает его жизни и здоровью.

Другое дело — в советское время.

Естественно, что в Советском Союзе любой спектакль подвергался цензуре. Сегодня огромная свобода по сравнению с СССР, потому что любая пьеса, которую выбирал для постановки режиссёр в любом российском театре, должна была получить государственный лит. То есть её должны были принять цензоры и постановить на ней номер. Это называлось "залитовать пьесу". Без этого нельзя было провести ни одной репетиции.

Кроме этого, существовали в каждом главке, управлении культуры Москвы, Министерстве культуры так называемые репертуарные отделы. И в этих отделах велась работа над пьесами. К каждой пьесе был представлен редактор, и даже если режиссёру уже разрешили поставить эту пьесу, редактор вычёркивал отдельные слова, фразы. Когда спектакль был готов, его должны были принять. До сих сохранилась такая формулировка, особенно часто её слышу в провинциальных театрах: "У нас сдача спектакля". Вот это слово "сдача" — спектакль сдавался начальству, руководителям культуры. Он игрался в пустом зале, где сидела комиссия, принимающая спектакль.

Были страшные скандалы. Я хорошо помню, как в "Современнике" Георгий Товстоногов, великий режиссёр, сдавал спектакль по инсценировке Сергея Михалкова. Они инсценировали "Современную идиллию" Салтыкова-Щедрина. И всем в комиссии было понятно, что речь здесь идёт о Советском Союзе, а не о царской России. И вот посмотрела комиссия спектакль, потом долго молча сидела в Министерстве культуры — все боялись начать говорить. С одной стороны, Товстоногов и Михалков — депутаты Верховного Совета и члены ЦК КПСС, а с другой, все понимали, что это — антисоветская постановка. И попросили авторов высказаться. Я при этом присутствовал, я был тогда режиссёром в "Современнике", встал Михалков и заикаясь сказал: "Мне кажется, ч-ч-что царизм давно не получал такой пощёч-ч-чины". И все как-то выдохнули и решили, что это будет пощёчина не советской власти, а царской.


Я должен сказать, что по сравнению с советской властью сейчас полная свобода. Сейчас мы можем ставить всё что угодно. Мы жили в Советском Союзе. Это было время железного занавеса, сильного преследования со стороны органов и властей. К сегодняшнему времени масса претензий, но сравнить нынешнего президента с генсеками тех времен — Брежневым, Черненко, Андроповым — это несравнимо (в пользу современных руководителей).

Когда мы с Анатолием Васильевым и Борисом Морозовым руководили театром Станиславского в 70-е, у нас была куратор, которая в отличие от нынешних безграмотных девочек была очень образованной женщиной. Я до сих пор помню её имя — Ариадна Арсентьевна Смирнова. Она к спектаклю, который потом был назван классикой мирового театра и режиссуры (первый вариант "Вассы Железновой" Горького), написала 86 замечаний: убрать это слово, убрать эту трактовку, убрать эту мизансцену.

Я несколько раз сдавал в управление культуры спектакль "А поутру они проснулись", в итоге он шёл 800 раз. А претензии со стороны цензоров были: "Артисты слишком голые, вот здесь они должны прикрыться простынёй" или "Здесь они пьяные, а должны быть трезвыми". Я говорю: "Как трезвые, если они лежат в вытрезвителе?!". А они: "Нет, советский народ не может быть представлен в вытрезвителе".

Тогда же была шутка, называлась "выпустить на сцену кошку". Шутка была в том, что при показе спектакля комиссии в самый ответственный момент, когда персонаж говорил фразу, которую нельзя было произносить, кто-то из-за кулис выбрасывал на сцену кошку. Кошка пробегала, и вся комиссия смотрела на кошку: "А почему она у вас тут бежит?". И так комиссия пропускала реплику.
Автор
Юлия Майорова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе