Контент социального воздействия, «очеловечивание» волонтеров и отличная музыка.
Фото: кадр из сериала "Плейлист волонтера"
Этим летом на экраны вышел сериал о поисковом отряде “Плейлист волонтера”. Мы посмотрели его и делимся впечатлениями.
«Плейлист волонтера» — сериал о добровольческом спасательном отряде из Москвы, прототипом которого стал отряд «Лиза Алерт». Действие сериала происходит в 2011 году, когда организация только зарождалась. Автор сценария и книги, по которой снят сериал, Артем Ляшенко в то время сам состоял в поисковом отряде около четырех лет. Поэтому сюжет во многом основан на реальных событиях, а персонажи списаны с реальных волонтеров.
«После такого резонансного поиска здесь появится отряд. Это наша цель».
Создатели позиционируют сериал как social impact контент, то есть историю с социальным воздействием, направленную на положительные изменения в обществе. Поэтому большая часть повествования посвящена работе самого отряда, технологиям поиска людей и с какими препятствиями сталкиваются волонтеры: от ночных хождений по холодным и вязким болотам до сложностей в общении с пострадавшими или правоохранительными органами.
Фото: кадры из сериала «Плейлист волонтера»
Сериал выстроен по «вертикальному принципу» со сквозными историями, то есть в каждой серии новый поиск (иногда не один), «клубок», который нужно размотать, чтобы успеть найти пропавшего живым. Как раз это отлично получается у главного героя Михаила Штапича. Он в этом деле как доктор Хаус – почти гениален и так же циничен. Еще одна отсылка к сериалу про Хауса – фраза, которую здесь не раз повторяют: «Все лгут».
Большое значение в поиске людей играет расследовательская часть, когда нужно собрать информацию о «потеряшке», расспросить родственников, друзей, просчитать его/ее поведение. Нередко пострадавшие или их родственники не до конца честны с волонтерами, что может затянуть поиск. Волонтеры теряют драгоценное время, которого у потерявшегося обычно и так крайне мало. И в итоге это может привести к трагическим последствиям.
Все это довольно ярко показано в сериале, есть в этом даже что-то нравоучительное, мол, будьте осторожны, потеряться очень легко, а найти человека крайне непросто. Но если бы это был сериал только о поисках, вряд ли его было бы интересно смотреть, поэтому главное здесь все-таки люди и их взаимоотношения (то есть сквозные истории).
«Люди устали судить и думать над происходящим. Им нужна цель, бесспорная и понятная. И она есть: поиск и спасение. Ниша без конкурентов на рынке»
Одна из ценностей сериала – «очеловечивание» волонтеров, что максимально сближает их со зрителем. Добровольцы не святые, а обычные люди со своими страстями, мотивациями и жизненными обстоятельствами, и порой они сами нуждаются в помощи. Кому-то отряд заменяет семью, кто-то ищет там друзей или романтические отношения, кто-то самореализуется, кто-то хочет произвести впечатление на девушку, а для кого-то поиски – это уже спасение. Например, как для главного героя Михаила Штапича.
Фото: кадр из сериала «Плейлист волонтера»
25-летний молодой человек, на первый взгляд, обычный неудачник: не работает, развелся с женой, с которой у него общий ребенок, живет с мамой и часто пропадает в барах. Впоследствии он раскрывается как довольно умный, эрудированный человек, хороший друг и лидер, хотя иногда кажется, что авторы слишком идеализировали его способности. При этом другие волонтеры отмечают его цинизм и даже эгоизм, называют «психом». Последнее, правда, не слишком ему подходит. Скорее, это образ романтического героя, который упивается своей меланхоличностью и зациклен на собственных чувствах. Такие нередко нравятся девушкам. А выбор Ивана Янковского на эту роль не оставляет шанса не влюбиться в него.
Сериал начинается с того, что спасательный отряд разыскивает самого Штапича, напившегося накануне. Полицейский находит его на железнодорожных путях и думает, что он умер. Однако Штапич оказывается живым, чем изрядно напугал полицейского, знакомится с волонтерами и почти случайно попадает на поиски ребенка, итоги которых уже в первой серии задают тон повествования – все будет без прикрас и приближено к реальности.
Фото: кадры из сериала «Плейлист волонтера»
Там же Штапич знакомится с «Куклой». Такой позывной он сам дал загадочной девушке, которая пришла в отряд одновременно с ним и сразу привлекла его внимание. Безответное нарастающее чувство Штапича к «Кукле» — одна из сквозных сюжетных линий, которая добавляет еще больше драмы в жизнь главного героя.
«Обычные люди со своими страстями и ожиданиями, а любви хочется здесь и сейчас»
Однако интереснее наблюдать за сюжетными линиями второстепенных персонажей – все они яркие, сложные и в их жизнях тоже немало драмы. Например, за любовным треугольником главного координатора в исполнении Шамиля Хаматова. Или забавным приятелем главного героя «Хрупким», совершенно непутевым, но с «хрупким» сердцем. Или за «Татаркой», одной из самых эксцентричных персонажей сериала, поступки которой вызывают крайне противоречивые чувства. Как признается автор Артем Ляшенко, это его любимая героиня.
Фото: кадры из сериала «Плейлист волонтера»
Кстати, роман «Плейлист волонтера» вышел под псевдонимом Мршавко Штапич. В молодости Ляшенко учил сербский, и однажды преподавательница назвала его «мршавко штапич», что переводится примерно как «худощавый дрыщ». Ему это понравилось и впоследствии он решил так подписать свою книгу.
Интересно, что изначально Ляшенко задумывал именно сериал, но его сценарий не брали в работу. И ему посоветовали написать книгу. Если она станет успешной, то ее заметят продюсеры. Так и случилось. Главный герой явно прототип самого автора, кстати, тоже очень худой, на это в сериале не раз обращают внимание.
И, конечно, в сериале «Плейлист волонтера» много хорошей музыки. В каждой серии она разная со своим настроением и темой. Это отличный прием, украшение и еще одна ценность сериала.
Фото: кадр из сериала «Плейлист волонтера»
Сериал, с одной стороны, показывает, что добровольческие спасательные отряды – это физически и морально сложная работа, с которой не каждый способен справиться; а с другой — романтизирует их. Потому что это сообщество единомышленников, которые становятся по-настоящему близки друг другу, что сейчас очень ценно. Это своеобразные приключения и экстремальные ситуации, чего многим не хватает в жизни. Но самое главное – это чувство глубокого удовлетворения и счастья, когда находишь человека живым. Одно «но» — так получается не всегда.