Вся минувшая неделя прошла, что называется, под знаком кровавого теракта в столичном аэропорту Домодедово. Каковой, кроме всего прочего, напомнил об очевидном: все последние годы Россия живет от взрыва до взрыва. От пожара в ночном клубе до крушения поезда или авиационной катастрофы.
Как ни страшно, но даже кошмар может в конце концов превратиться в обыденность. А самая что ни есть чрезвычайная мера от регулярного повторения становится привычным набором административных «мер реагирования». Так что складывается некий ассортимент обязательных мероприятий, о проведении коих просто необходимо отчитаться перед вышестоящей инстанцией. Когда главное, чтобы в нужных графах проставить весь набор «галок», количеством коих и определяется полнота твоего служебного соответствия. А значит, и пребывание на руководящей должности.
Сознаю возможную – особенно по нынешнему времени – бестактность такого заявления, однако из песни слова не выкинешь: своим новым взлетом, а возможно, даже и выживанием, Диди Сакартвело обязана, в первую очередь, осетинам. Конкретно говоря, Ос-Багатуру. Занятые множеством проблем, ильханы, возможно, в какой-то момент перестали обращать внимание на разоренные вконец вассальные земли, но прорыв аланов из-за хребта и основание ими княжества в Картли означало прекращение существования системы крепостей, худо-бедно не позволявших войскам Золотой Орды идти на юг через ущелья. Хуже того. Учитывая, что аланы считались и были верными вассалами Сарая, теперь ворота во владения ильханов были золотоордынцам широко открыты, - и если они не воспользовались этой возможностью сразу, то, видимо, потому только, что в самой Орде шла тяжелейшая война с великим нойоном Ногаем, даже после победного завершения потребовавшая нескольких лет передышки.
Тему сегодняшней передачи мне подсказала запись в Живом журнале отца Сергия Круглова. Он пишет: «Врач-гинеколог (женщина еще молодая, очень больна, из дома не выходит, к исповеди приступила впервые), говорит робко:
– У врачей считается, поверье такое есть, что из всех специалистов - акушерам-гинекологам никогда НЕ ПРОСТИТСЯ.... Кем не простится-то? – задается вопросом священник – Министерством здравоохранения?!» И далее: «Конечно, нам так трудно бывает ПРИНЯТЬ от Бога прощение....мы ведь сами-то прощать не умеем, да и не хотим чаще всего.... А как "начать хотеть"?...вот вопрос. Не знаю...Мне думается: пока не получишь от Бога прощения - сам прощать не научишься. Пока Его любви не вкусишь - своя не появится.... (так и просятся на память слова: "Кому мало прощается - тот мало любит", - просятся-то просятся, да вот только что они означают?...тайна»...
Еще дедушка Крылов тонко подметил, что в России принято добиваться гармонии звучания оркестра посредством перемены мест расположения музыкантов: «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».
Ежу понятно, что по итогам дорожно-транспортного светопреставления, устроенного на улицах губернской столицы этой зимой, какие-никакие оргвыводы были попросту неизбежны. И силами руководства мэрии Ярославля была разыграна некая мизансцена совершенно в жанре бессмертной фразы Б. Н. Ельцина: «Не так сидим!».
И, действительно, ищу!
…Я ведь только два слова успел помянуть, а уже на следующий день светопреставление началось. Если первую сотню слов я успевал хоть как-то осознавать и даже классифицировать (вот так: это слова Печали и Горечи, здесь слова Счастья и Радости, сюда определим слова Гнева и Безумия, а с вами, слова Любви и Преданности, мне всё понятно…), то к концу недели меня было не узнать. Глаза горят, редкие волосы и те вздыблены, нерегулируемое бормотание пугает родных.… И головой ещё верчу по сторонам. Будто ищу что-то….
Эта порция "грузинского" ликбезика, други, является началом очередной главы из будущей книги по истории Сакартвело, названия еще не имеющей, практически прямым продолжением "Истории нелюбви", а заодно и ответом всем тем, кто позволяет себе утверждать, что Грузия, дескать, никогда никого не побеждала и вообще была непонятно чем...
Покаяние в иудейской традиции
– Порождения ехидны! – говорил Иоанн Креститель приходившим к нему на Иордан иудеям, – Кто внушил вам бежать вам от будущего гнева?
День гнева, день Суда, день воцарения Бога над Израилем и всем миром. В христианской терминологии – Страшный Суд. Иоанн самой своей акцией возвещал, что он вот-вот наступит и разве он не наступил для Израиля? Иерусалим был сожжен, распахан и засеян солью, вдоль всех дорог высились распятья, иудеи были и выселены со своей земли и сама их страна переименована – с тех пор она и называется Палестиной. И разве Бог Израиля в лице Иисуса не воцарился над миром? История на этом не закончилась, но что больше – история, которую заносят в анналы Иосиф Флавий и Тацит или история одной человеческой жизни? Согласно Евангелию, душа – жизнь – человека для Бога важней всего мира, а значит и история одного человека ничуть не менее значима, чем история человечества. Страшный суд, конец света? Для кого-то он наступит завтра, для кого-то через 10, 20 лет. И с чем, а точней – какими мы предстанем перед Творцом? С каким лицом? С каким сердцем?
Вопрос: "А почему все-таки царица Тамар не ужилась с первым, русским мужем?" - позволяет мне дать себе отдых от слегка утомивших «околороссийских» тем. Благо, прочитав вопрос, вспомнил я незабвенного Игоря Всеволодовича Можейко. С ним (не путать с Киром Булычевым, которого я, невзирая на подколки самого Игоря, почитал одним из учителей) мне посчастливилось дружить, и был он фанатичным поклонником Руставели. Думаю, многие из читающих этот текст подтвердят: при определенных условиях спровоцировать его на чтение длиннющих отрывков из «Витязя» особого труда не представляло, а если условия были, так сказать, совсем уж определены, великий человек читал бессмертные стихи не только по-русски, но и по-бирмански. Уже тогда интересовавшийся Грузией, я именно от него, знавшего ее историю, по крайней мере, эпохи расцвета, досконально, однажды услышал парадоксальное суждение: дескать, ежели всерьез любопытно, изучай ее по художественной литературе, лучше всего – соответствующих периодов. Потому как грузинские летописи, в отличие от русских, писаных в разных княжествах, а значит, друг другу оппонирующих и дающих материал для анализа, писались в маленьком, издавна централизованном государстве и прилежно редактировались в угоду официальной линии, и судить по ним о чем-то, кроме чистой фактологии, практически невозможно. Сейчас, прочитав много больше, чем было мною читано тогда, признаю: это так. Из этого и буду исходить. Естественно, попросив иметь в виду: все это было так давно, а знаем мы об этом так мало, что все изложенное, разумеется, только одна из возможных версия, правда, кажущаяся мне наиболее верной…