О Сретеньи Господнем, исповедании веры и «неверности любви»
В этом году из-за необычно рано начинающегося Великого Поста праздник Сретенья переносится на день раньше и будет отмечаться не в понедельник 15-го, а завтра, в воскресение 14-го – в воскресение, которое в церковном календаре носит название недели сыропустной, посвященной воспоминанию Адамова изгнания из рая и называется также прощеным воскресением.
Короче, атмосфера у нас, граждане, в регионе не та. То есть, существующая на данный момент концентрация окружающей среды все-таки не в полной мере предотвращает саму возможность зарождения всяческих болезнетворных проявлений, в том числе и гидры коррупции.
Не ждите каких-то особенных признаний, невероятных открытий, юбилейных слёз умиления. Вообще ничего кроме Антона Павловича не ждите. А когда прочтёте рассказ, оторвите на миг взгляд от компьютера, посмотрите на книжные полки и с лёгким сердцем улыбнитесь.
Вот как комментирует эту притчу о Суде Симона Вейль:
«Я был наг и вы одели Меня». Этот дар – всего лишь знак внутреннего состояния тех, кто так поступил. – пишет Симона Вейль. – В таком состоянии они просто не могли удержаться от того, чтобы накормить голодных, одеть нагих; они делали это отнюдь не для Христа, они просто не могли удержаться и не делать этого, поскольку в них жило Христово сострадание. Так святой Николай, идя со святым Кассианом сквозь русскую степь на встречу с Богом, забыв о том, что он теперь непременно опоздает на встречу, не смог удержаться от того, чтобы не помочь мужику вытащить увязшую телегу. Благодеяние, совершенное именно таким образом, почти вопреки себе, почти что со стыдом и упреками, чисто. Любое абсолютно чистое благо совершенно ускользает от контроля воли. Благо трансцендентно. Бог есть благо.
Сопоставим два отрывка. Вот что говорит Христос в евангелии от Иоанна, 15, 22: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И вот что отвечает ему христианин несколько веков спустя: Страшного второго Твоего, Господи, пришествия помышляя сретение, трепещу прещения Твоего, боюся гнева Твоего: от сего мя часа, зову, спаси вовеки (канон на утрени Недели о Страшном Суде).
Шесть вопросов издателю
Издательство Александра Рутмана существует в Ярославле с конца 1993 года, и благодаря ему на свет появилось немало достойных исторических и краеведческих книг. Сегодня Александр РУТМАН у нас в гостях.
– Александр Михайлович, какие проблемы вы бы отметили в региональном книгоиздании вообще и ярославском в частности?
Отправленные вождями на восток остатки армии УНР, фактически, уже не армия, а партизанское соединение, не имея ни связи с собственным правительством, ни снабжения, пять месяцев бродило по юго-востоку Правобережья, на день-другой занимая небольшие городки, «экспроприируя» склады, а порой и население, потому почему-то называвшее воинов Идеи «бандитами», выигрывая стычки с небольшими, захваченными врасплох отрядами красных и постоянно маневрируя, чтобы, не приведи Господь, не столкнуться с отрядами покрупнее.
Утомлён я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
Псалтырь 6, 7
Мы уже неоднократно указывали на то, что проблема так называемой теодицеи является одной из труднейших в честном осмыслении Христова благовестия. Под теодицеей, напомним, подразумевается «оправдание Бога», его предикатов всеблагости и любви — перед лицом страданий заведомо невинных в этом мире. Вспомним Ф. М. Достоевского, вернее, одного из его героев-Карамазовых с его «слезинкой ребёнка» и «почтительнейше возвращаемым билетом».
Человек создан по образу и подобию Творца, Которого он в свою очередь создает в своем воображении по своему образу и подобию (катафатическое богословие). Отсюда и претензии в случае землетрясенья на Гаити или превратностей собственной (или чьей-то) судьбы, не соответствующих сложившимся представлениям о добром Боженьке. И претензии эти – какими бы резкими они ни были – угодней Богу, чем жалкие попытки Его оправдать (Книга Иова). Апофатическое богословие, утверждающие, что мы ничего не можем сказать о Боге, кроме того, что Он непостижим – хорошее противоядие от поспешных выводов, основанных на представлении о Боге, являющихся на деле лишь человеческой проекцией собственного «я», при которой этому «я» придаются атрибуты Абсолюта: бессмертие вместо смертности, всеведение вместо неизбежно ограниченного человеческого знания и т.д.
Подходит к концу горячая отчетная пора по итогам очередного истекшего периода. Когда каждый столоначальник с чувством более или менее глубокого удовлетворения рапортует о достигнутых в прошедшем году новых рубежах. Дабы лишний раз напомнить обывателю о том, ценой каких усилий вверенного коллектива удалось всё то, благодаря чему мы, несмотря на!