В Ярославле открылся XVI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

1 мая в праздничный весенний день в Ярославской филармонии состоялся Гала – концерт в честь открытия XVI Международного фестиваля Юрия Башмета.
37070_0_0_0_cut_90.jpg

Незадолго до концерта состоялась пресс-конференция для журналистов. С приветственным словом выступила министр культуры Ярославской области Марина Васильева. Она отметила, что концерты фестиваля давно перешагнули областной город и уже много лет проходят в больших и малых районных центрах.  И ни один из них не остался забытым.  Такие выступления Юрия Башмета и его музыкантов стали традицией фестиваля.

Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, как отличаются программы концертов в небольших городах от того, что звучит в Ярославской филармонии, Ю. Башмет ответил, что музыканты исполняют и достаточно известную классическую музыку, и знакомят слушателей с новыми для них произведениями.  Ю. Башмет: «Мы не делаем большой разницы между  зрителями областного города и  малых городов области. Все должны иметь возможность слушать классическую музыку».

XVI_fb_01.jpg

В этом году камерные концерты фестиваля пройдут в городах Тутаев, Рыбинск, Ростов-Ярославский,  Переславль- Залесский и селе Брейтово.

 Ещё одна из традиций фестиваля -  мировые премьеры новых произведений на концерте-открытии. К сожалению, в этом году этого не было, но всё, что вошло в программу Гала-концерта ярославцы услышали впервые. 

Уже на сцене Юрий Башмет обратился к публике с такими словами:

"Мы рады видеть полный зал, мы рады видеть вашу любовь к классической музыке и вашу любовь к нам. Фестиваль не только сближает в наше непростое время, он процветает - уже 16 лет… Ответственность у нас у всех огромная, и в то же время мы радуемся этой могучей поступи фестиваля».

Открылся концерт исполнением «Итальянской сюиты для виолончели и фортепиано» И. Стравинского на темы балета «Пульчинелла», созданного композитором на основе музыки итальянского музыканта XVIII века Дж. Перголези. Стравинский использовал в этом произведении лучшие номера балета, в том числе и вокальные. В сюиту вошли помпезная, подчёркнуто театральная Интродукция, меланхолическая Серенада, гротескная Ария и задорная Тарантелла, забавно-чопорный Менуэт и праздничный Финал.

XVI_fb_03.jpg
Александр Рамм — виолончель

  В Ярославле прозвучала оркестровая версия Сюиты, которую исполнили камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета.  Солировал один из лучших и востребованных виолончелистов последнего десятилетия Александр Рамм.

   Впервые музыкант выступил в Ярославской филармонии весной 2014 года в  с пианисткой Анной Одинцовой. Это был отличный дуэт, сыгранность и музыкальность которого поразила присутствующих в зале. Через два года А. Рамм вновь на сцене концертного зала им. Л. В. Собинова участвует в исполнении Тройного концерта Л. Бетховена на фестивале Ю.  Башмета. И вот новая встреча– выступление на открытии Гала-концерта XVI Международного фестиваля Юрия Башмета.

  Александр тонко и прочувствованно передал все настроения и оттенки столь разных песенных и танцевальных по характеру номеров Сюиты.    Оркестр под руководством Ю. Башмета чутко следовал за интерпретацией музыки солистом. В результате – бурные аплодисменты публики и повторные выходы на поклон А. Рамма.  Хочется надеяться, что ярославцы ещё не раз услышат в Концертном зале им. Л. В. Собинова этого великолепного музыканта. Будем с нетерпением ждать новой встречи!

XVI_fb_02.jpg
Валерия Абрамова — скрипка


   Следующей на сцену вышла молодая скрипачка Валерия Абрамова. Несколько слов о Валерии. Девушка родилась и начала учиться игре на скрипке в Омске. Участвовала дважды (в 9 и 11 лет) в престижном Международном музыкальном конкурсе юных музыкантов "Щелкунчик", была победительницей Международного конкурса юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова.

На одном из конкурсов её заметил Ю. Башмет и пригласил в Новосибирск на региональный отбор в свой Всероссийский юношеский симфонический оркестр. В результате девушка стала концертмейстером первых скрипок этого коллектива, а также студенткой Московской консерватории.  В 2022 году она участвовала в Первом международном конкурсе исполнителей-струнников имени Золтана Кодая в венгерском городе Дебрецене и заняла  первое место среди скрипачей.

 Впервые ярославский зритель увидел Валерию Абрамову на фестивале Юрия Башмета в 2018 году, где она отлично исполнила труднейший Пятый концерт Вьетана.

  В этом году для своего выступления в Ярославле Валерия выбрала три каприса Н. Паганини из цикла Эдисона Денисова «Пять каприсов Паганини» (1985 г.).

 Из воспоминаний Э Денисова: «Пять каприсов Паганини» для скрипки и струнного оркестра написаны мной по просьбе Олега Кагана – исполняемые из каприсов Паганини. Мы работали параллельно: у него были свои предложения, у меня свои – в общем, вместе выбрали эти пять пьес… В партии скрипки, я не изменил ни одной ноты Паганини, не убрал ни одного его такта… Последний же каприс в партии оркестра было делать особенно интересно потому, что на него писали чуть ли не все на свете: и Рахманинов писал на него, и Брамс писал на него, и Лютославский, и многие другие. И я думаю, что сделал это абсолютно по-своему.
Цикл этот, когда он игрался и играется сейчас, всегда имеет большой успех у публики, потому что в таком варианте эти каприсы хуже не стали, и по-моему, даже они стали просто лучше от этого».

  Вначале Валерия немного волновалась, но справилась со своим состоянием и   блестяще закончила своё выступление знаменитым каприсом №24 ля минор, о которым  писал Э. Денисов.

XVI_fb_06.jpg
Симона Кермес — колоратурное сопрано

Немецкая певица Симона Кермес (колоратурное сопрано)  известна своим виртуозным голосом, особенно подходящим для опер периода  барокко и раннего классического периода.

 Она исполнила три арии:

  • Н. Порпора: Ария Ациса «Alto Giove» из оперы «Полифем»

  • Р. Броски: Ария Арбачи «Son Qualnave» из оперы «Артаксеркс»

  • Г.Ф. Гендель: Ария Альмирены «Lasciachiopianga» из оперы «Ринальдо»

Невероятно обаятельная, раскрепощённая Симона Кермес обворожила своим исполнением присутствующих в зале. Особенно хороша она была в первой арии, музыка которой так подходила к её живости движений и полёту голоса. Мягкие, нежные последующие арии показали новые возможности певицы в создании противоположных образов.  Восторг публики не имел границ. Вот на такой высокой ноте радости и исполнительницы, и публики закончилось первое отделение.

XVI_fb_04.jpg
Юрий Башмет и Ксения Башмет — фортепиано

Второе отделение открылось Концертом для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке, созданным композитором в 1979 году. Произведение посвящено пианисту Владимиру Крайневу, который впервые исполнил это сочинение в Большом зале Ленинградской филармонии 10 декабря 1979 года с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Александра Дмитриева. Крайнев также сделал первую запись Концерта с Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса, выпущенную в 1984 году на грампластинке фирмы «Мелодия». Идея концерта – поиск смысла жизни. Это произведение, наряду с Концертом для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра, признано одной из вершин творчества автора, как в жанре фортепианного концерта, так и в области фортепианной музыки.

  Идея концерта – поиск смысла жизни. Произведение не делится на части, а представляет собой единое целое и начинается оно сразу, без вступления, с главной темы, звучащей у фортепиано на фоне педали. В ней дана аллюзия 1 части Лунной сонаты Бетховена как знак классики. Вторая, побочная тема, близка ноктюрну Шопена. Эти темы – знак XIX века. В развитии музыки они получают новое освещение – джазовые импровизации и вальс. Джазовые импровизации – знак XX века, вальс – аллюзия  Мефисто- вальса Листа – знак XIX. Музыка демонична, негативна. В конце все основные темы звучат хорально, возвышенно, как утверждение вечности поисков смысла. Очень сложное произведение как в понимании и чувствовании, так и в исполнении.

 Партию фортепиано в концерте Шнитке исполнила Ксения Башмет, лауреат международных конкурсов, постоянная участница престижных фестивалей в России и за рубежом.  Пианистка справилась и с техническими трудностями партии (сильная, мужская игра), и с выражением идеи произведения. .Достойное выступление пианистки и камерного оркестра «Солисты Москвы» было оценено публикой бурными овациями.

XVI_fb_05.jpg
Хоровая капелла Ярославия

 В завершении концерта прозвучало величественное произведение А. Вивальди «Magnificat» с неизменным участником фестивалей Юрия Башмета  Филармонической хоровой капеллой Ярославия.

Отличное начало фестиваля, ждём ярославцев на следующие концерты.

Фото и видео — Александр Танчук

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»