Яркий и витаминный БТР

Пятнадцатый БТР, прошедший в Ярославле с 13 по 19 мая, снова погрузил город в атмосферу горячих молодых эмоций, надежд, волнений перед выходом на сцену и праздника для зрителей. Он по-прежнему многогранен, молодежный фестиваль дипломных спектаклей.

Здесь проходит образовательная Шишигинская школа для студентов и педагогов театральных вузов.

В этом году в программе состоялись мастер-классы по пластике комеди дель арте от итальянского режиссера Фабио Манголини, мастер-класс по иммерсивному театру от главного режиссера Волковского театра Александра Созонова, «Золотая лекция» от Заслуженного артиста РФ, ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого и другие. В последние дни фестиваля прошли показы работы, рожденной на мастер-классах по комеди дель арте. В Доме Актера под руководством Александра Созонова прошел питчинг иммерсивных спектаклей, которые придумали молодые режиссеры из разных театральных вузов познакомившись с ярославскими историческими локациями. Многие из них, безусловно, обладают большим потенциалом как еще один формат театрализованных квестов или экскурсий для жителей и гостей города.


В рамках фестиваля работала Всероссийская актерская биржа, - проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Снова «купцы» - директора и режиссеры из разных российских регионов – от Хабаровска до Москвы - приехали на ярмарку актерских талантов.

И вновь и вновь заполняли зрители залы, чтобы увидеть будущих звезд театра и кино на пороге их профессиональной карьеры.

Напутствия молодым артистам прозвучали не только из уст старших товарищей –ректоров ГИТИСа Григория Заславского, Школы студии МХАТ Игоря Золотовицкого, ЯГТИ Татьяны Ерохиной, министра культуры Ярославской области Марины Васильевой, но и от знаковых для русской культуры персонажей. На открытии фестиваля посвящение молодым голосом Ануара Султанова спел сам Александр Сергеевич Пушкин, а основатель первого русского театра Федор Григорьевич Волков (К.Деришев) спустился с небес на воздушном шаре и вновь улетел к облакам, наглядно показав уровень, к которому надо стремиться начинающим актерам.

    524N2mwLUAY.jpg

Каким же увидел Пятнадцатый БТР автор с точки зрения зрителя? Уточним - зрителя, наблюдающего за молодыми выпускниками на протяжении всех пятнадцати лет. Вот впечатления от некоторых спектаклей.

(Не) Детские истории от Школы-студии МХАТ

Выпускники Школы-студии МХАТ (курс Валерия Рыжакова)  обратились к детскому материалу и представили музыкальный спектакль «Секрет Бу-дуби-ду» (режиссер Татьяна Бурель). В нескольких коротких историях собственного сочинения студенты рассказали о проблемах, с которыми сталкивается маленький человек во время взросления. На примере приключений зайцев, морской звезды, маленького щенка, ежиков, кошек  шел разговор о том, как побороть ревность к маленькой сестре, из-за которой родители не обращают  на тебя внимания. Или о том, как в погоне за своей мечтой – увидеть настоящую звезду – дети уходят от родителей. Или о том, как подружиться с тем, кто абсолютно  не похож на тебя, подобно тому, как не похожи ежики-панки на благовоспитанную кошечку. Для каждой истории была выбрана своя музыкальная тема, сочиненная самими студентами. Получился забавный и интересный для семейной  аудитории музыкальный спектакль. Особенно ярким оказалась заключительная часть про детские страхи  перед монстрами, которые прячутся в запертом шкафу и выходят в темноте. Персонажи – Страх, Усталость и другие – выглядели как персонажи комиксов про семейку Адамс. Костюмами и готическим гримом герои напоминали  фильмы Тима Бёртона, но что особенно подкупило – молодые актеры продемонстрировали не только яркие внешние образы, но и  умение существовать в стиле черной комедии. Получился легкий, умный спектакль для всей семьи, в котором выпускники не только показали прекрасный вокал, владение музыкальными инструментами, но и сдали экзамен перед зрителями как актеры.

 JoaPQ8j1F-c.jpg


Комедия? Комедия!

Как известно, при всей внешней легкость комедийный жанр – один из сложнейших.  И фестивальная афиша продемонстрировала, насколько по-разному понимают и воплощают комедию на сцене режиссеры разных театральных школ.

 Водевиль «Беда от нежного сердца» в исполнении выпускников РГСИ (курс Бориса Уварова) вряд ли можно назвать водевилем. Скорее это был балаган, напоминающий девицу из провинции, явившуюся на модную столичную вечеринку и надевшую на себя все лучшее, причем все и сразу. В результате, на взгляд автора статьи,  получился странный и временами выходящий за рамки вкуса винегрет из обрывков модных эстрадных хитов,  текста Соллогуба, включая зачитывание ведущим служебных ремарок и  современных словечек, вроде «розовое пати». 

Картонные гуси гоготали,  фанерная собака тявкала, дворник татарин  убирал снег из ваты лопатой, затем сворачивал его руками,  пил и танцевал, равно как и другие персонажи, не предусмотренные драматургом. Китайские безработные  (У Цзунхун, Фэй Ли) таскали вещи, не занятая часть курса пела в виде цыганского хора. Главный герой – Александр Золотников (Е.Малахов)  не ограничился собственно текстом пьесы и исполнил монолог «Быть или не быть», перемежая его киркоровским хитом «А я и не знал»… Невесты на выданье (В.Кривенко, Д.Ануфриева, А.Коваленко) были облачены в платья девятнадцатого века, однако по всем повадкам напоминали раскрепощенных феминисток века двадцатого, беспощадно задирали юбки и с упоением исполняли эстрадные хиты, кстати, хорошими голосами. 

6fCSRWco5lo.jpg


История про нелегкий выбор влюбчивого простака из Тамбова оказалась перегружена дополнительными украшательствами, из-за чего действие было очень рваным, просаживалось из-за каждого вставного номера, а затем с трудом набирало темп.  В итоге получился набор отдельных эстрадных номеров, едва связанный на живую нитку сюжетом. Жанр режиссер Б.Уваров обозначил несколько странно – комедия-водевиль (хотя водевиль – это и есть комедия с танцами и куплетами).  Публика в большинстве своем смеялась шуткам, долго аплодировала и ушла со спектакля в веселом настроении.


_WEbDIvsnVU.jpg


Острый, близкий к гротеску, жанр был заявлен выпускниками Московского государственного института культуры в спектакле «Мандат»  по пьесе  Н.Эрдмана. (Мастерская П.А. Белозерова и А.А.Марченко)

 мандат 3.jpg

По сюжету, семья бывших лавочников Гулячкиных, желая породниться с влиятельным человеком, дает в качестве приданого родственника коммуниста и заставляет Павла Гулячкина «записаться в партию». Тот со скрипом «жертвует» собой, но вскоре ощущает, какие возможности дает ему сфабрикованный мандат. Написанная в 20-е годы в Советской России, пьеса стала едкой сатирой на «бывших»,которые с одной стороны, мечтают о реставрации царской России, с другой изо всех сил приспосабливаются к новой власти, причем, желательно, с комфортом и полномочиями. Как известно, «Мандат» репетировал Мейерхольд и спектакль был запрещен практически сразу. Не понравились  новым властям заявления со сцены про мандаты, с помощью которых не только портфель получают, но и всю Россию расстрелять могут.

мандат 2.jpg

В спектакле, поставленном режиссером Артуром Марченко, как новая власть, так и прежняя царская явлены в виде карикатурном – в буквальном смысле – человечки с наклеенными портретами вместо лиц – копошатся по сцене в пантомиме и объявляют с помощью табличек антракты. 

мандат 1.jpg

Не менее гротескно выглядят и остальные персонажи во главе с Павлом Гулячкиным (Святослав Головченко). В своем стремлении  не только выжить, но и преуспеть при любой власти  Гулячкин в итоге превращается  в животное, окончательно теряя человеческий облик. Подобно огромной обезьяне, он опускается на корточки, глаза его обессмысливаются, челюсть тяжелеет. Послушно взяв за руку мамашу, он походкой орангутанга уходит со сцены. Двухчасовой крикливый (иногда чересчур) карнавал из нэповских танцев, стрельбы, переодеваний, платьев императрицы и кастрюль  на голове затихает, обнажая пустоту и иллюзорность жизни персонажей. 

eSDgDjQkYNw.jpg

Совершенно иной смех  - легкий, добрый, сочувственный летел из зрительного зала в ответ на злоключения героев в комедии «Мачеха Саманишвили» - спектакль выпускников Пермского государственного института культуры (курс С.Федотова). Как пояснил сам мастер курса и режиссер спектакля С.Федотов, студенты выходят на сцену в спектаклях театра «У Моста», начиная с первого курса.

мачеха 1.jpg


 Спектакль разительно отличался  от скромных учебных постановок по сценографии. На сцене были огромные реалистические декорации, представляющих дома в грузинских деревнях, а на заднике высвечивался роскошный вид грузинской долины. Пьеса  В.Константинова и Б.Рацера по одноименной повести  Давида Клдиашвили повествует о простых обитателях солнечной Имеретии, живущих одной большой семьей. Здесь царит уважение к старшим и забота о детях, а проблемы решаются сообща, всем миром. Комичные ситуации возникают, когда главный герой – семидесятилетний вдовец Бекинэ (И.Бабошин) решает снова жениться. Парад старух на смотрины, лезгинка в их исполнении – самые смешные моменты спектакля. Но кроме смеха в финале возникает ощущение теплоты, счастливого дома, куда так хочется вернуться, как в «Городок» из песни.

     Такой разный Островский

Увы, к сожалению, не удалось увидеть работу  студентки Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова Зульхизы Максютовой, получившей специальный приз жюри  «За чистоту и тонкость исполнения роли Катерины в спектакле «Гроза» по пьесе А.Н.Островского, (реж. Рима Харисова).

 Абсолютно разными по форме и способу существования стали спектакли по пьесам Островского в исполнении выпускников Щепкинского училища и Театрального института Саратовской государственной консерватории имени Собинова.

 В  спектакле щепкинцев «Грех да беда на кого не живет» в постановке мастера курса Владимира Сафронова - строгий академизм, отсутствие  внешних режиссерских приемов, превосходно звучащая со сцены (без использования головных микрофонов) ясная, точная русская речь  (Сценическая речь - профессор О.Н. Бойцова).  Все для того, чтобы оставить зрителя один на один с актером.

H7jIpvjTPnI.jpg

Места действия обозначены скупо – стол с кружевной скатертью – квартира Зайчихи, где обитает возлюбленный главной героини Бабаев (Федор Попов), некрашеный деревянный стол – дом Красновых, садовая скамейка посреди сцены – берег реки. Впрочем, в умиление от настоящей старинной посуды, женских платьев с непременными шалями, купеческих рубах и сапогов Островский впасть не дает. 

F2rB3rgOUwU.jpg

История начинается с конфликта – образованная молодая женщина Татьяна (Евдокия Юшкевич) тяготится своим браком с «невежественным мужиком» купцом Красновым и не может устоять перед соблазном, когда в город возвращается любимый ею Бабаев. Сестра Красновой – Лукерья Даниловна Жмигулина (Любовь Баленко), защищая сестру от  мужицкой среды, уговаривает ее встречаться с возлюбленным. Патриархальность оборачивается дикостью и абьюзом, возведенным в норму жизни.Ее наглядно демонстрирует купеческая чета Курицыных. Действие неумолимо движется к трагической развязке. Безумная любовь мужа Татьяна – Краснова (Филипп Третьяков) оборачивается не менее безумной ревностью, помноженной на болезненной самолюбие, не оставляющее места христианскому прощению.

При всей нравоучительности ранней пьесы Островского (даже мораль в ней под занавес произносится Архипом прямым текстом), душевные метания героев между светом и тьмой, их борьба с искушениями и поражение в этой борьбе сложились в историю, которая оказалась сродни церковной мистерии. Сыграна она   щепкинцами страстно, убедительно, ярко. Такая школа актерского мастерства вызывает уважение и восхищение.

 таланты 1.jpg

«Таланты и поклонники» выпускников театрального института Саратовской государственной консерватории имени Собинова – яркий, зрелищный спектакль. Мастер курса – Игорь Баголей, режиссер Любовь Баголей.  Основное пространство сцены занимает помост, на котором под музыку Чайковского танцует главная героиня Александра Негина (М.Делавер), а затем репетирует кордебалет  (художник – Ольга Колесникова).

Рядом на нескольких рядах стульев располагаются поклонники- купцы. Жизнь героев втиснута в крохотную каморку у кулисы, да и то через стену  постоянно заглядывают любопытные хористки – все на виду, и личная жизнь актеров тоже становится предметом обсуждений и пересудов.  Контраст между чистыми помыслами и высоким искусством Негиной и пошлой действительностью также решен через танец. После исполнения целомудренного русского танца из «Спящей красавицы» в белом сарафане Александра Николаевна вместе с кордебалетом в откровенном наряде танцует фривольный канкан из оперетты «Фру-фру».

  У автора создалось впечатление, что такой способ постижения идей Островского для актеров оказался проще, чем овладение тоннами текста. Он звучал отстраненно и откровенно тормозил действие. Создалось ощущение, что по большому счету, современным молодым людям не слишком близки проблемы актрисы века девятнадцатого. Нерв сегодняшней боли, сегодняшнего дня в красивой постановке автор не уловил. Но зрительный зал принял спектакль саратовцев благодарными аплодисментами. Жюри фестиваля удостоила спектакль специального приза с формулировкой  «За преданность идеалам русской театральной школы».

таланты 2.jpg


Ожог «Дикого поля»

Одной  из самых сильных постановок из увиденных на фестивале для автора стал спектакль выпускников ГИТИСа ( Актерская мастерская В.А. Андреева, курс О.Д. Якушкиной)  «Дикое поле» по киносценарию П.Луцика и А.Саморядова, реж. Галина Зальцман.

дикое поле 1.jpg

 Сюжет перекликается с «Записками юного врача» М.Булгакова. Молодой человек по имени Митя (И.Середкин) приезжает в заброшенное место, где была когда-то больница, а сейчас только крохотный стол  в небольшой комнате. Если за окнами дома булгаковского героя непроглядно чернела «тьма египетская», то современного героя окружает  не менее «дикое поле». Абсурдное, пустынное пространство степи, заброшенных шахт, где бродят то ли призраки, то ли больные, то ли нежить. Разорванная, развалившаяся, одичавшая страна, где с распадом прежнего государства, кажется, рухнули и человеческие законы. И в таких условиях  на свой страх и риск молодой врач лечит, спасает, вытаскивает с того света застреленных, убитых молнией, умирающих от отравления алкоголем пациентов. Чем сильнее одичание вокруг, тем настойчивее звучит горький вопрос – «А не отвернулся ли от нас Бог»? И даже призрачный ангел в этом мире оказывается сумасшедшим убийцей, в благодарность за помощь вонзившего нож в молодого доктора.

Актеры перевоплощаются в одного персонажа за другим, находя для каждого точный пластический и речевой рисунок.Запомнились предельно точное и обжигающее своей искренностью сценическое существование  Ивана Середкина в роли Мити,  наблюдающий за происходящим без ужаса, но с глубокой внутренней оценкой, молчаливый Автор (Артем Широков), да, в общем, надо перечислять всех участников спектакля. Актерский ансамбль существовал в едином ритме, едином накале, так же слаженно, как звучала музыка, то яростная, то ироничная, которую актеры играли на немногочисленных инструментах. 

дикое поле 2.jpg

 Спектакль получил спецприз жюри «За пронзительно точное актерское существование» . А для автора статьи главным стал посыл спектакля – делать честно свое дело, невзирая ни на что. Выполнять долг милосердия даже в одичавшем поле – только так можно остаться человеком. 

Блистательный финал

 Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, Актерская мастерская Кирилла Пирогова.   «Женитьба Фигаро» ( реж. Кирилл Пирогов)

 Речь фирменная, «фоменковская» - певучесть, приподнятость интонаций, отвергающая точки. Привет от фоменковских спектаклей – легкие занавески, преображающие пространство. Из-за них доносятся песни, за ними угадываются хороводы. Сценография Максима Обрезкова создала легкую, воздушную атмосферу спектакля. Занавеси, двигающиеся ажурные лестницы, мгновенно перемещаются скупые элементы декораций – все создает ощущение вихря, кружения, действительно, безумного дня, где правда неотличима от блестящей выдумки, как неотличимы в легких покрывалах, закрывающих лица, Графиня и Сюзанна.

Совершенно закономерно, что спектакль получил диплом «Событие фестиваля» с формулировкой «За смелость в освоении крупной формы

.фигаро 1.jpg

Фигаро (Никита Тау), в отличие от многих других постановок комедии Бомарше,  отличался внешней  непохожестью на остальных героев. Актер пластичен, прекрасно двигался, активно подавал реплики с характерным полетным звуком, однако там, где есть размышление, страдание, рефлексия – играл все так же громко, с напором, с подачей. Его Фигаро выглядел победителем в любой сцене, и потому казалось, что боль самого героя не слишком касалась исполнителя.

Если у персонажа мало текста – придумай яркий внешний прием, точно сорвешь аплодисменты. Эта актерская мудрость блестяще себя оправдала в крошечных ролях судьи – заики (Андрей Попов) , виртуозными по звукоряду выкриками Дубльмена  и практически репризным выходом вечно пьяного садовника Антонио (Трофим Писарев).

От спектаклей выпускников Щуки, которые привозят на БТР, автор, как и остальные ярославские зрители, ждет карнавала, праздника, блестящей актерской игры. И в этот раз щукинцы не разочаровали. Для каждого героя был найден точный пластический рисунок. Фактурный высокий красавец граф Альмавива (Эмиль Гасан-Заде) ни на минуту не  сомневался в своем праве брать от жизни все. Он раздражался на досадные помехи в осуществлении своих желаний, был смешон в слепой ревности и  неподражаем в финале, когда метался совершенно сбитый с толку в призрачном ночном пространстве, путаясь в женщинах, врагах и друзьях.

Сюзанна (Альбина Абрамова) – легкая порхающая по сцене, словно сильфида в балете, женственная, лукавая, грациозная. В такую прелесть не влюбиться было невозможно.

Графиня (Марфа Пашкова) несколько утрированно страдающая , гибкая, как лоза, то и дело падала, сломленная, на кушетку якобы без чувств. Однако в мгновении ока она, подвижная, как ртуть,  вскакивала, пыталась утихомирить ревнивца мужа, прильнуть на мгновение к юному пажу и в финале закружить в призрачном танце графа.

Юного Керубино играл высокий, статный, с буйной копной вьющихся волос Сергей Васильев. Ни намека на хрупкость и изнеженность -  его герой менее всего был похож на женщину. Он  метался, падал, взлетал по лестнице и обрушивался вниз, испепеляемый пожаром охватившей его страсти, причем, ко всем женщинам сразу.


 финал.jpg

Безумный вихрь, закруживший героев комедии Бомарше, благополучно разрешился танцем под музыку Россини.Взлетая, она дала  яркую и чистую ноту, сродни той, которая неслышимо, но ощутимо присутствовала на всем протяжении Пятнадцатого фестиваля «Будущее театральной России» - праздника молодых талантов, драйва, энергии и надежд. А зрителю осталось прекрасное послевкусие, сожаление о минувшем торжестве и ожидание нового фестиваля. Шестнадцатого. 

Фото Театр имени Ф.Волкова, МГИК, О.Сторожева

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»