Замечание о школьном преподавании
"Я категорически не могу понять, что такое русская ментальность? И какая бы то ни было другая. Не думаю, что она существует. Здесь речь идёт о желании стилизовать себя: ...это вопрос эстетики и самовыражения".
А. М. Пятигорский, "Я — человек никакой культуры" (из беседы со студентами и преподавателями Тартуского университета 20.08.1992)
Во многих буддийских текстах читаем, что страдания сансары (круговерти существования: рождений, жизней и смертей) не только бесконечны, но, что самое интересное, — безначальны. Меня этот вопрос уже давно томил. Ведь некоторые считают, что буддизм — это прежде всего "философия", а не религия (хотя, кажется, ещё О. О. Розенберг говорил о разных уровнях буддизма: философской и религиозном). Представилась оказия, и я спросил нашего тибетского Кхенпо, как у них в монастырских университетах принято доказывать эту якобы "безначальность коловращающегося бытия"?
На самом деле я умный, но ленивый. Елизавета Фёдоровна так говорила моей маме на родительском собрании.
- Вот смотришь на него во время урока и думаешь, что такого внимательного и вдумчивого ученика днём с огнём не сыщешь. Через минуту уже с другого места бросаю на него взгляд и понимаю, что он смотрит сквозь меня. Наверное, о чём-то важном думает... При всём при этом читает и пишет он лучше всех в классе. А когда рассказывает что-то наизусть, я сама заслушиваюсь, и ребята тоже. С арифметикой хуже...
Значит, так. Всем, алчущим мармеладных сказок и кисельных песен о своем уникальном прошлом, непревзойденном величии и высочайшем благородстве духа своих безупречных предков, с каким бы берегом реки Ингури, хоть левым, хоть правым, себя эти алчущие не ассоциировали, сообщаю: если очень хотите, сделаю. Так сделаю, что папа Херберт, родитель "Дюны" со всеми ее сиквелами и приквелами, заворочается в гробу на зависть гололевскому колдуну. Но потом. Здесь и сейчас речь о том, как оно было. А если что-то от себя, то с обязательными оговорками, - дескать, по-моему. Потому, что мамелад мармеладом, но кому-то интересно знать и как оно было на самом деле...
Продолжение. Предыдущие части: часть 1
Двор – это тоже дом. Только без крыши. Бывают дни, когда я пропадаю во дворе до самого позднего вечера. Но иногда приходится наблюдать за всем, что там происходит, через кухонное окно. Это значит, что я наказан или мне нельзя появляться там, потому что побьют.
Без друзей во дворе я бы, конечно, пропал. И друзья у меня есть. Сашка Ткач из 18-го дома, Володька Сиропчик из 20-го и Мишка Динамит из моего, 16-го.
Мы называем "понимание" психическим феноменом, что связан особым образом с явлениями изучения и использования нашего человеческого языка, состоящего из слов.
Людвиг Виттгенштeйн, Философская грамматика (Ludwig Wittgenstein, Philosophische Grammatik)
Наверное, каждый из наших современников когда-либо, где-либо слышал слово «медитация». Это связано не столько с расцветом популярности неких древних духовных традиций и практик в европейских обществах (включая сюда, естественно, и российское), сколько с всеприсутствием некоторых слов в средствах массовой дезинформации. С модой на них, так сказать. Козыряние тем, что слышал или читал что-то об опасностях Большого андронного коллайдера или об актуальности «древних ведических откровений» — явления примерно одного порядка. Русская народная мудрость, помнится, говорит о таком всеядном якобы всезнании: «Слышал звон, да не знает, где он»...
На самом деле эти рассказы во мне сидели давно. И, как это часто бывает, что-то всегда не хватало, чтобы написать их. Признаюсь, что вести повествование от первого лица, когда этому "лицу" только 10 лет, очень не просто. Но я старался. А получилось или нет, - судить вам.
Дверь открыла мама. Поэтому я услышал не весь разговор. До кухни долетали только отдельные слова. Но главное я услышал.
- ...Когда это всё кончится?! Ты всю кровь из меня высосал!
Я спрятался за холодильник и закрыл глаза. Конечно, я знал того, кто высосал мамину кровь, и боялся, чтобуду следующим.