На самом деле эти рассказы во мне сидели давно. И, как это часто бывает, что-то всегда не хватало, чтобы написать их. Признаюсь, что вести повествование от первого лица, когда этому "лицу" только 10 лет, очень не просто. Но я старался. А получилось или нет, - судить вам.
Дверь открыла мама. Поэтому я услышал не весь разговор. До кухни долетали только отдельные слова. Но главное я услышал.
- ...Когда это всё кончится?! Ты всю кровь из меня высосал!
Я спрятался за холодильник и закрыл глаза. Конечно, я знал того, кто высосал мамину кровь, и боялся, чтобуду следующим.
Когда плывешь на спине под первыми звездами по водам Генисарета или несет тебя быстрое течение зеленого Иордана в его верховьях, спрашиваешь себя: «я ли это?» И тот же вопрос, как выяснилось, задают себе здесь многие, оказываясь на несколько дней у Христа за пазухой, на Его земле, в Его доме. Нигде нет такой тишины и такой свободы. Одно обуславливает другое, или, точнее, это названия одного и того же: мир (тишина) и есть освобождение и не только от суеты, но и от времени.
Вот. Как и обещал. Начинаю излагать историю Грузии в наикратчайшем, но притом максимально возможно подробном и безупречно объективном исполнении ab ovo, держа курс на ХII век от Р.Х., начиная с которого мной все уже описано...
О самых древних временах говорить не будем. Все равно точно ничего не известно. Так что ежели кому-то хочется подробностей, читайте классику. Преподобного Леонтия Мровели, например, чью информацию, собранную в первых частях «Картлис Цховреба», , я буду, во избежание сложностей, использовать дословно. Или, допустим, «Мокцеваи Картлисаи». Тоже неубиенная классика. А потому, пропуская времена настолько былинные, что даже подумать страшно, ограничимся немногим.
Всякий слышал это присловье. Возможно даже, принимал без комментариев, как аксиому. Меня же оно с детства раздражало. Почему бы? Только углубляясь в древнеиндийскую Ньяю (nyāya), я постепенно смог для себя сформулировать более точно.
Среди "центральных тем" (padārtha) Ньяи как древнеиндийской небуддийской "теории познания, логики и диалектики" существуют три понятия, которые, грубо говоря, можно отнести к семантической области "спора".
...спасение, таким образрм, есть осуществление данного тебе свыше задания - преумножения жизни, совершенствования творения. "Рай" - это преизбыток бытия, которого ты достигаешь или не достигаешь, созидаешь или созидаешь, растрачивая время попусту, не понимая, зачем живешь, не зная, для чего создан, для чего вообще существует все, что существует, короче, не зная Божьего замысла о мире и о тебе в частности. и что такое молитва о прощении как не просьба вернуть на старт, в ту точку, из которой ты пошел не туда? При этом важно осознать, что это твоя, а не чья-то ошибка.
За ними ты уже не поспеваешь. Хотя и очень стараешься. Те, давнишние, твои ученики сами родители. Это их детей теперь учишь ты...
Бывало с вами такое, когда обидное слово, косой взгляд или необъяснимое молчание выбивали вас из привычного состояния, лишали почвы под ногами? И ответить – никакой возможности, потому что изумлён. И предпринять что-то – напрасно, ибо слово это приобрело плоть и стало достоянием многих. Ты – уничтожен!
Так победим!
Чтобы до конца понять суть драмы, развернувшейся в те дни на Южном Кавказе, следует уяснить: это была война не государств, а идеологий на уровне фактически религиозном. Для большевиков, еще не переболевших детской болезнью левизны, символом веры была мировая революция. Обжегшись на Польше, они всего лишь перенесли направление главного удара на Восток, где, согласно их канону, с нетерпением ждали их массы угнетенных колонизаторами аборигенов, и в этом смысле Кемаль воспринимался ими как весьма перспективный, хотя пока что и недостаточно политически грамотный кадр, за которым архиважно присматривать, что едва ли возможно, пока между РСФСР и Турцией пробкой стоит «проантантовская» Армения.