Кто водил рукой Михаила Булгакова, когда он писал «Мастера и Маргариту»

75 лет назад ушел из жизни самый мистический писатель России
Михаила Афанасьевича считают мистиком. Дескать, в его книгах многовато бесов и серы. В «Мастере и Маргарите», «Дьяволиаде», «Роковых яйцах». 
Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков в 1928 году.
Фото: РИА Новости

Кое-что по мелочи наскребем и в других произведениях. Ходят даже легенды о проклятии «Мастера» - романа, спектаклей, сериала… Хотя при ближайшем рассмотрении это проклятье на воде вилами писано.

- Главная тайна кроется в загадочных параллелях жизни и смерти авторов двух самых знаменитых в мировой литературе книг о нечистой силе, - говорит исследователь оккультизма, писатель Юрий Воробьевский, автор книги «Бумагия» (Булгаков и другие неизвестные). - Точнее, о сатане. У Гете он - Мефистофель. У Булгакова - Воланд.

- Что же общего у создателей «Фауста» и «Мастера», Юрий?
  
- Очень много. Хотя и жили они в разных веках. Студент юридического факультета Гете неизлечимо заболел. Йоханн Метц, медик розенкрейцеровской традиции, фактически вернул юношу с того света. И молодой юрист вдруг полностью отдался литературе.

Молодой врач Булгаков был на стадии морфинизма, не поддающейся излечению. И прекрасно знал об этом.

- Как он стал наркоманом?

- Трагическая случайность. Оперировал умиравшего от дифтерита мальчика, сам порезался скальпелем. Сделал прививку. Начались сильные боли. Когда не смог уже больше терпеть, ввел себе раствор морфия. Боль как рукой сняло. Дозы «черта в склянке» становились все больше. Михаил осунулся, постарел. Позже гениально опишет в автобиографическом рассказе «Морфий», как быстро «смесь дьявола с кровью» превращает крепкого мужчину в живой труп. Смерть уже стояла на пороге. А потом произошло необъяснимое - будто вмешалась какая-то неведомая сила, которая хотела от Булгакова не скорой гибели, а неких великих свершений. Он бросил морфий, лечебную практику, стал писателем.

Так произошло посвящение Гете и Булгакова в мировую литературу по всем правилам древних мистерий. У обоих мы видим опыт умирания, соприкосновения с иным миром для получения мистического озарения и возрождения в ином качестве.

- Фантазии!

- Мистерия требует жертвы. И жертва была. Наркоман Булгаков по учебнику сделал аборт первой жене Татьяне. Сам настоял: «Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов!» После операции вколол себе дозу и тут же захрапел на диване. Чрево супруги стало алтарем, на котором отец собственноручно умертвил младенца. После этого и началось исцеление морфиниста.


Писатель Юрий Воробьевский.
Фото: Евгений ЧЕРНЫХ

- Гете тоже ребенка убил?

- Написал автобиографический роман «Страдания юного Вертера». Герой, если помните, покончил с собой. В книге. Но это вызвало волну настоящих самоубийств в Европе, названную позже «эффектом Вертера». Из-за «эффекта» в ряде государств власти даже запретили роман. Вот вам и реальные жертвы, кровь.

Но есть еще любопытный момент. Гете сам помышлял о самоубийстве. Убив своего героя, он мистически продлил собственную реальную жизнь. Герой рассказа «Морфий» доктор Поляков, которого Булгаков списал с себя, тоже застрелится. Автобиографический «Театральный роман» Булгакова имеет второе название - «Записки покойника». Они написаны от лица литератора, покончившего с собой со второй попытки. Сначала литератор хотел застрелиться. Приставил дуло к виску, неверным пальцем нашарил собачку револьвера. За стеной вдруг включили граммофон, поставили пластинку с «Фаустом». Самоубийца решил послушать в последний раз любимую арию Мефистофеля. Пластинка закончилась. Дрожащий палец лег на собачку. Тут раздался грохот, дверь распахнулась - и герой окоченел от ужаса. Перед ним стоял Мефистофель! При ближайшем рассмотрении он, правда, оказался редактором Рудольфи, но очень уж был тот похож на злого духа. Его визит спас героя. На время. А потом он бросится с моста. Булгаков тоже думал о ­самоубийстве. В чем сам признался писателю Вересаеву.

- Юрий, кто же, по – твоему, и зачем дал такую отсрочку двум гениям, создавшим после «книжных самоубийств» памятники мировой литературы - «Фауста», «Мастера и Маргариту»?

- Самая знаменитая фраза романа: «Рукописи не горят!» Булгаков действительно сжег первый вариант в марте 1930-го. Как его любимый Гоголь - второй том «Мертвых душ». Духовник сказал Николаю Васильевичу, что за каждое свое слово он ответит перед Богом на Страшном суде. Тот, посчитав продолжение «Душ» соблазном, уничтожил его.

А какой страх двигал внуком священников по отцовской и материнской линии, сыном доктора богословия Киевской духовной академии? Явно не Божий, как Гоголя, ведь он еще в молодости выбрал неверие. У его страха была вполне земная причина. Первоначально роман назывался «Копыто инженера». В народе говорят - «копыто» в виде сросшихся пальцев - примета дьявола. Только сочинил Булгаков книгу, как по Москве пошли слухи, что у Сталина - сатанинское «копытце»!

- В полицейском донесении 1904 года были особые приметы революционера Джугашвили. «На левой ноге 2-й и 3-й пальцы сросшиеся». При ходьбе ЛЕВАЯ нога заметно отбрасывалась в сторону.

- Рукопись Булгаков сжег. А позже в новом варианте от греха подальше убрал у Воланда это красноречивое уродство, чтобы никаких параллелей с усатым вождем. Оставил лишь намек: Маргарита массирует Мессиру больную ногу, которую падший ангел, как известно, покалечил, когда его сбросил с небес Архангел Михаил. И на бал вышел в стоптанных туфлях.

- У Сталина тоже болели ноги. Вот и ходил в разношенных сапогах.

- Демонического вождя СССР некоторые всерьез считают прототипом Воланда. Но вот дневник жены писателя: «Миша читал «Мастера и Маргариту». Впечатление громадное. Миша спросил после чтения - а кто такой Воланд? Виленкин сказал, что догадался, но ни за что не скажет. Я предложила ему написать, я тоже напишу, и мы обменяемся записками. Сделали. Он написал: сатана, я - дьявол». Булгаков не поправил дешифровщиков. Значит, усатого вождя не имел в виду. Мастер - сам Булгаков, сжегший первый вариант романа.

- Однако!

- Еще один важный ключ к расшифровке - бедняга Берлиоз, которому отрезал голову трамвай. За что такая ужасная смерть? Ведь главному реальному гонителю Булгакова критику О. Латунскому (в жизни О. Литовский!) Маргарита лишь разгромила квартиру.

- Литературоведы угадывают в Берлиозе Луначарского, редактора «Огонька» Михаила Кольцова и даже поэта-безбожника Демьяна Бедного.

- Многие интеллигенты зациклились на угадывании реальных современников автора, видя в романе лишь блестящую сатиру на строительство социализма, этакую любимую ими «фигу в кармане» власти. Действительно, по слегка зашифрованным фамилиям типа Латунского-Литовского угадываются и другие деятели-интеллигенты той поры. Но сатира на сталинский тоталитаризм - лишь яркий фантик. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал и сам говорил: при его жизни роман не напечатают. Значит, все намеки на Луначарских, Горьких и прочих Бедных устареют. Это лишь развлечение, мелкая месть недругам типа потопа в писательском доме. А Булгаков, или тот, кто водил его рукой, работал на Вечность.

- Водил его рукой?!

- Именно. 2 августа 1933 года Михаил Афанасьевич напишет Вересаеву: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю». Гете тоже признавался по поводу Вертера: «Так как я написал эту книжку почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее». Кстати, что тебя самого больше всего зацепило в романе?

- Году в 74-м мне в общаге дали на одну ночь журнал «Москва» с модным романом. Честно скажу, мороз по коже, когда читал про Понтия Пилата, древний Ершалаим. До сих пор помню странное возбуждение. Больше никогда не испытывал такого потрясения при чтении книг.

- И при чем здесь тоталитаризм, луначарские, горькие, сталины? Лукавые игры литературоведов. В сожженной рукописи глава о событиях в Ершалаиме называлась «Евангелие Воланда» (потом «Евангелие от дьявола»). Позже автор замаскировал вызывающее название на нейтральное «Понтий Пилат». Действительно, самое сильное впечатление у многих остается именно от этой главы. Странное ощущение, что все описывал свидетель событий двухтысячелетней давности. Впрочем, ее и рассказывает сам Воланд, называющий себя очевидцем.


Обложка книги «Бумагия»

- А что там с Берлиозом?

- Композитор Гектор Берлиоз в противовес модному роману Гете, прославлявшему Мефистофеля, сочинил свое знаменитое произведение «Осуждение Фауста». Приговорив того вместе с Мефистофелем к низвержению в преисподнюю. Там их встречает бесовским гимном хор демонов. Великому композитору этого не простили. И рукой Булгакова та самая сила, диктовавшая роман, вынесла и привела в исполнение приговор Берлиозу: отрезала голову, проделала с ней колдовские ритуалы на сатанинском балу. Заодно превратила автора оратории «Детство Христа» в главного безбожника романа, Христа отвергающего. И при чем здесь Демьян Бедный, мужик вредный? Кто помнит этого безбожника рифмоплета? В романе для Вечности нет ничего случайного!

- Стоп, стоп, Воробьевский! Не гони жуть, Юра! Это я по старой дружбе говорю, хоть ты и известный писатель. Мы же с тобой в студенческой общаге в одной комнате жили, вместе пиво пили…

- Это дьявол был жутью в давние времена. С рогами, копытами, хвостом. Чистое исчадие ада! Гете первым изобразил человечного Мефистофеля. Его пример заразил многих мастеров культуры, включая Лермонтова и Врубеля - певцов Демона. Ну, а главную оду печальному духу изгнанья сотворил, конечно же, Булгаков. Кстати, он еще в молодости много раз слушал оперу «Фауст». Первая жена вспоминала, что в 20-е годы Булгаков часто изображал на листках бумаги Мефистофеля, раскрашивал цветными карандашами. Такой портрет всегда висел вместо иконы над его рабочим столом. Не случайно явление Мефистофеля и в «Театральном романе». Так что Булгакова в авторы романа выбрали не зря.

Его Воланд - самый что ни на есть обаятельный и привлекательный, романтичный красавец, герой умный, творящий закон, карающий зло. Академик Дмитрий Лихачев подметил: «Воланд в романе изображен настолько реалистично, что теперь трудно сомневаться в существовании Сатаны».


Советский писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940).
Фото: РИА Новости

Это, похоже, и было задание инфернальных сил для Гете и Булгакова, плата за чудесное исцеление. Прославить Мефистофеля-Воланда. А самоубийства литературных двойников давали время авторам для исполнения задания. Исполнив его, они быстро умирали. Гете работал над «Фаустом» почти 60 лет. «Главное дело» всей жизни завершил летом 1831 г. Уже в марте 1832-го простудился и скончался.

- А ведь точно! Булгаков трудился над «Мастером» более 10 лет. Закончил диктовать правки 13 февраля 1940 г. как раз в главе о похоронах Берлиоза. А спустя месяц реальные московские писатели точно также шли за гробом самого Михаила Афанасьевича. Вот это совпадение!

- Напомню, Берлиоза в романе ждал крематорий. И Булгакова - в жизни. Хотя это не православная традиция - сжигать покойников. Связь двух памятников мировой литературы тоже самая прямая. Начиная с эпиграфа к «Мастеру» из «Фауста»: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Тот же черный пудель, сопровождавший Мефистофеля, обернется черным набалдашником на трости Воланда и большим медальоном на груди черной королевы сатанинского бала Маргариты. И, конечно, имя. У Гете промелькнет Voland. Однако на визитке незнакомца, напечатанной иностранными буквами, ­Бездомный разглядит двойное «W» .

- Банальная ошибка.

- Но Булгаков сознательно подчеркивает разночтение с первоисточником. Глубокий смысл заложен в написании имени сатаны как Woland. У Мастера на черной шапочке Маргарита вышила букву «М». Перевернутое «W». Связь Мастера и Воланда. Перевертыши - любимый прием оккультистов. Кстати, у самого сатаны – 96 имен (число-перевертыш).

Таких перевертышей в романе немало. Вспомним знаменитое: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами дадут». Произнесено в пику известным словам Писания: «Просите, и дано будет вам, ибо всякий просящий получает». Фактически фраза Воланда ставит крест на молитвах, всегда содержащих просьбу. Вот другие перевертыши, выворачивающие наизнанку Новый Завет. События в Москве разворачиваются, как в Ершалаиме, в Страстную седмицу. Воланд и его бесовская свита объявляются в столице в Великую среду. В то время, когда в храмах читается евангельский текст о женщине, разбившей сосуд с миром (маслом), чтобы возлить его на голову Христа, Аннушка разбивает бутыль с маслом. Отрезана голова Берлиоза. Миро на главу Спасителя возлила ПАДШАЯ женщина. Разлившая масло Аннушка в переводе - «БЛАГОДАТЬ». Просматривается четкая аллюзия: голова Христа - голова безбожника Берлиоза. Похороны Берлиоза, вынос тела происходит в пятницу пополудни. Когда на богослужении совершается вынос Плащаницы, символизирующей тело Христово. В пятницу ночью начинается бал у Воланда. Когда Христа нет на земле, сатана правит бал, обретающий в романе смысл антилитургии. Чаша с причастием - символ агнца Божьего Иисуса Христа. У Воланда будут пить вино (причащаться) из чаши - головы Берлиоза. Она прежде исчезнет из гроба и появится на балу. Аллюзия с обретением главы Иоанна Предтечи. Есть и другие признаки черной мессы.

- Но роман прославляет Христа!

- Человек, похожий на Иисуса, вроде бы с симпатией изображен. Хотя и производит меланхоличное впечатление, тихо бубня себе под нос, что ученики-де все напутали. Фамилия Иешуа или кличка - Га-Ноцри. В ней-то собака и зарыта, тот самый черный пудель. Булгаков ее не выдумал, а взял из талмудических легенд. Безличный термин ha-nozri по отношению к Иисусу там означал «другой, некто». Которого нужно превратить в пустое место. Христос – Сын Божий, мать его - Мария. А в романе Га-Ноцри - подкидыш, сын неизвестных родителей. Обрати внимание – в романе нет и воскрешения Иешуа. Значит, по Булгакову, не будет и второго пришествия Христа, с которым кончится время сатаны. По этой логике Воланд вечно будет править бал на земле.

- Зачем тогда вообще потребовался Иешуа в романе?

- Без Бога нет дьявола. Поэтому надо принизить, опустить Га-Ноцри и на его бледном фоне возвеличить Воланда. Кстати, откуда появился сожженный роман, когда Воланд произносит: «Рукописи не горят!»

- Честно, не помню. Это так важно?

- Из-под хвоста кота-беса.

- Не может быть!

- «Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду». Внимательнее надо вчитываться в строки удивительного романа, полного шифровок. А не искать сходство Берлиоза с никому не нужным луначарским. Прежде чем навсегда уйти­ в мир иной с Воландом, «Мастер выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем». Я не всегда разделяю взгляды богослова Андрея Кураева, но тут не могу не согласиться с ним. «Это не рукопись самого Мастера, а именно книга. В обоих случаях книга не названа. Однако только одна книга в европейской традиции не нуждается в уточнении названия и называется просто Книгой. Библия. Вот она-то и горит - в отличие от пришедшего ей на замену манускрипта».

- Манускрипт «Мастер и Маргарита».

- Понятно теперь, почему роман возродился из небытия в 60-х, спустя 26 лет после смерти автора?

- Хрущевская Оттепель!

- Хрущев был большой богоборец, крушил храмы по всей стране. В 1966-м Никиты уже не было в Кремле. Гонения на церковь в СССР ослабели, народ потянулся в уцелевшие храмы. Вот тогда и опубликовали в журнале «Москва» запретный роман, лукаво смещающий акценты с Христа на Люцифера.


Фотография писателя Булгакова в его доме-музее на Садовой
Фото: Евгения ГУСЕВА

- Лучше б я пиво сейчас пил, Юра, чем с тобой о Булгакове говорил. Тоскливо на душе стало… А ты уверен, что именно так все и было?

- Я, как человек воцерковленный, вижу ситуацию именно так. Есть Господь - есть и его противник. О чем часто не задумываются даже верующие. Мол, сидит на небе добрый Боженька, а нечистый - сказки. В молитве «Отче наш», с которой начинают день православные, не случайно говорится: «… Но избави нас от лукавого!» Того самого Воланда, прячущегося за 96 именами. Хотя, конечно, гораздо спокойнее считать все это галлюцинацией, как признался Мастер Воланду при первом знакомстве. А потом поверил в него. Каждый имеет право на свое видение романа. Можно приписывать все исключительно гению Булгакова, его удивительному прозрению и т. д.

А в уныние, тем более отчаяние впадать не надо. Смертный грех! Это Мастер обречен на небесах на вечное уныние. А на земле сейчас Великий пост. Так что про пиво забудь. Скоро наступит Пасха. Обязательно. Помнишь, Азазелло забирает Маргариту из особняка. Увидев беса, кухарка решила перекреститься. Азазелло закричал: «Отрежу руку!» Грозная нечисть, а боится крестного знамения простой кухарки. Воланд и его демоническая свита покинут Москву в субботу на закате солнца. Ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус­ Христос воскреснет и будет Его торжество на земле. Потому и спешила нечисть исчезнуть перед Пасхой из Белокаменной в свой мрачный мир. А наутро люди приветствовали друга друга: «Христос Воскресе!» Это должно вселять надежду. Так что будем жить!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Юрий Воробьевский, 59 лет.
Член Союза писателей России. Был политическим обозревателем ТАСС. Основоположник отечественного жанра телевизионных конспирологических расследований (программы "Черный ящик" и "Тайны века" на канале "Останкино» ). Один из создателей журнала "Русский дом". Автор двух десятков публицистических книг и такого же количества документальных фильмов.

Евгений ЧЕРНЫХ
Автор
Евгений ЧЕРНЫХ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе