Откуда родом «Антилопа-Гну»?

90 лет назад были написаны первые страницы «Золотого теленка»

С чего начинается вторая книга знаменитой сатирической «прохиндиады» Ильфа и Петрова, помните? С эпиграфа – выписки из правил уличного движения, впрочем, явно не устаревшей и в наши дни: «Переходя улицу, оглянись по сторонам».


И сразу читаем в романе легендарную тираду о пешеходах. О том, как надо их любить и уважать, этих старожилов Земного шара. Хотя бы за то, что именно они обустроили мир, и что автомобиль тоже был изобретен им, пешеходом. Есть там кое-что и о господах автомобилистах. Появившихся на нашей родной планете, когда всё уже было готово, и трудами пешеходов приобрела она сравнительно благопристойный вид.

Быть упомянутыми ильфовские пешеходы и автомобилисты вполне заслуживают в этих заметках по праву наших с вами земляков. В рукопись «Золотого теленка» попали они из ярославской, июня-июля 1929 года, записной книжки Ильи Ильфа.

Напомним, что сатирики прибыли сюда с кратким визитом – освежить жизненные впечатления перед тем, как писать продолжение «Двенадцати стульев».

Лет тридцать, а то и больше тому назад ярославский краевед и коллекционер Валентин Лепешкин рассекретил загадочную запись в блокноте Ильфа: «Шофер Сагассер».


С документами и фотографиями в руках доказал, что никто иной, как первый ярославский таксист, а до революции легковой извозчик-ас Осип Карлович Сагассер стал прототипом одного из героев «Золотого теленка» - родоначальника автомобильного дела в достославном городе Арбатове, хозяина многострадальной «Антилопы-Гну» Адама Козлевича.

По визитной карточке из фондов Музея истории Ярославля с именем Сагассера, чеха по национальности, осевшего в России после Первой мировой войны, нетрудно догадаться, что прототип с его видавшей виды иномаркой по набору услуг просто утрет нос и кое-кому из таксистов эпохи Интернета.

Его легкое на подъем авто можно было вызвать к пароходу, к поезду, на маршруты, свадебные и прогулочные загородные. Сагассера заказывали по его домашнему телефону. Причем подача такси по адресу была бесплатной. Не мудрено, что автомобильная тема проходит через весь ильфовский ярославский блокнот.

Полистаем? «Девушка без мотора»; «Шофер блуждал на своей машине в поисках потребителя»; «Автомобиль имел имя. Его часто красили». Или вот еще: «Детская любовь к машине. Уверенность в том, что она может сделать всё». Это ведь тоже об Осипе Карловиче.


Первое такси Ярославля.

Судя по тому, сколько места в арбатовских главах «Телёнка» занимает персонально Козлевич и его судебные разборки с растратчиками, рьяными любителями загородных прогулок при луне за казённый счет, пионер провинциального автосервиса произвел на Ильфа неотразимое впечатление.

Как, впрочем, и сам Ярославль с его «августейшими липами» бульвара и белыми башенными воротами местного кремля. Его-то, любимый город, хочешь - не хочешь, а придется ведь, придется нам, пешеходам и автомобилистам нового цифрового тысячелетия, узнавать в достославном Арбатове. Вопреки тому, что своим «Нет, это не Рио-де-Жанейро!» Остап Бендер буквально с порога так безжалостно припечатал его к стенке.

Так мы об «Антилопе-Гну». Следуя блокнотной заготовке Ильфа «20 сыновей лейтенанта Шмидта. Двое встречаются», именно там, у ворот того самого летнего сада, где пиво наливали исключительно членам профсоюза, великий комбинатор впервые видит сие чудо техники. Зеленого, а по Ильфу и Петрову «ящеричного» окраса. С музыкальным сигналом! На мотив уже тогда считавшийся старомодной бразильской польки – бесшабашно веселого матчиша.

Предысторию раритета мы тоже узнаем из записных книжек: «Он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на базаре можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея». Сам-то Адам Казимирович, если помните, утверждал, что это элитный «лорен-дитрих». А в качестве неопровержимого доказательства простодушно приколотил к радиатору медную бляшку с нужной фабричной маркой.


Что ж, поверим ему на слово. Хотя бы потому, что в Арбатов, полностью лишенный автомобильного транспорта, Козлевич попал не из какой-то сверхдалекой глухомани, а из Москвы. По его собственным словам, спасаясь от конкуренции, когда в столицу как раз прибыли «сто двадцать маленьких, черных, как браунинги, таксомоторов «рено».

Настоятельно посоветуем нашим читателям не отказывать себе в удовольствии – открыв роман, еще раз пережить берущую за душу судьбу Адама Казимировича и его «Антилопы-Гну». С ее доблестной гибелью на ближайших подступах к Восточной Магистрали, где на великой стройке пятилетки скрывался, тщетно пытаясь перехитрить судьбу, тайный миллионер товарищ Корейко.

Что же до самого Козлевича, то с легкой руки Ильи Ильфа у хозяина «Антилопы-Гну», человека с вольнолюбивой душой шофера, по - прежнему остаются (да-да, по праву земляка!) вернейшие шансы на ярославский памятник своей персоне, как и вообще на наше благодарное читательское внимание к ней, что, конечно, еще важнее.

Неизвестно, как у Петрова, а у Ильфа тем далеким ярославским летом настроение, судя по записям, установилось хоть куда. Даже стихами себя побаловал («Кончен, кончен день забав, стреляй, мой маленький зуав»). А с чего было хмуриться? Здесь они узнали, что в Париже только что вышел в свет их роман «Двенадцать стульев». И внешне Ильфу город понравился: «Узнавание Москвы в различных частях Ярославля. Очень приятное чувство». А главное, теперь наконец-то уже можно было садиться за второй роман. Что они и сделали, вернувшись в столицу.


Ярославль. Ул. Кирова. 30-е годы.

Впрочем, не сразу. В конце июля сочинили «Двойную биографию» и только ближе к зиме появились первые строки нового сочинения. Многие ярославские записи попали в черновик, переписанный рукой Евгения Петрова и озаглавленный «Аттракционы и отыгрыши», со сжато намеченными сюжетными ходами и ситуациями. Весь следующий год стал у них годом «Золотого телёнка». В печать пошел он прямо с рабочего стола – главы второй книги дилогии публиковались в журнале «30 дней», из номера в номер, в течение всего 1931 года.

Постскриптум для любознательных. По воспоминаниям младшего коллеги Ильфа и Петрова Виктора Ардова в черновиках начало «Золотого теленка» (как и само название романа - «Великий комбинатор»), было другим.

Со здоровенной лужей на вокзальной площади в Арбатове, куда прибывает по воле авторов воскресший из мертвых Остап Бендер.

Некто устроился у лужи профессиональным рикшей – за плату перевозил на себе желающих не замочить ноги.   Находчивый рикша тоже попал под перо авторам «Телёнка» из ярославской записной книжки Ильфа. «Заработок, - читаем в ней, - переносил людей через грязную улицу – брал 2 копейки. За право перехода по доске – 1 коп».

В черновом варианте начала романа Остап вальяжно устраивается на спине у рикши, а на землю спускается со словами: «За неимением передней площадки схожу с задней».

Нет, не суждено было Остапу Ибрагимовичу одарить читателей такой жизнерадостной репликой. Его крестные отцы вовремя спохватились и вариант с лужей оставили в рукописи. Предполагаем, смущенные грозной тенью Гоголя, почти на целое столетие опередившего их со своей невысыхающей лужей в Миргороде.

Картинки по запросу золотой теленок машина

Все же с транспортом нашим сатирикам, согласитесь, особенно повезло. После знакомства с первым ярославским таксистом отправили в дальний путь Козлевича и его «Антилопу-Гну», может быть, самое знаменитое авто во всей мировой художественной литературе.

Автор
Юлиан Надеждин, член Союза журналистов России
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе