«Развяжи мои губы словом…»

Литератор Марина Кудимова о художественном осмыслении подвига защитников Донбасса.
Художественное осмысление войны Гражданской и войны Отечественной в республиках Донбасса и наиболее полно выраженное в сборнике «Время Донбасса» — стало заметным явлением русской литературы. 
Фото: обложка книги «Время Донбасса»


Об этом рассказывает известный российский литератор, заместитель главного редактора «Литературной газеты», поэтесса Марина Кудимова.


Альманах Союза писателей ЛНР «Время Донбасса» выстроен по всем правилам подобных сборников: тематически объединенные стихи, проза и драматургия под одной обложкой. Вот только повод для издания особый: Война. Само это слово и обстоятельства, в нем скрытые, подспудно предполагают некую журналистскую или пусть художественную, но торопливо слепленную канву. Ведь донбасская война с героическим сопротивлением народных республик нацистской экспансии продолжается. И нет пока паузы на художественное осмысление подвига Донбасса, на взгляд с порядочной временной дистанции. Недаром Елена Настоящая пишет:

Нет, это не «Тихий Дон».

И даже не «Война и мир».

Хотя похоже…

Конечно, прежде всего, в истории останется сам этот подвиг. Чем бы ни закончился русский бой за самостояние Новороссии, память народа сохранит его героический посыл. Но подвиг без литературного осмысления, без художественного освоения и запечатления мало-помалу превращается в миф. И только литература гарантирует ему адекватное содержание и форму.

Ни в малейшем критическом снисхождении сборник не нуждается. Публикации отличаются высоким литературным качеством практически без исключений. Чрезвычайно интересна проза, где самые популярные писатели — Сергей Шаргунов, Герман Садулаев и другие — предстают в новой для себя и читателя ипостаси. Особого внимания заслуживает раздел драматургии с интереснейшим опытом Глеба Боброва «Оглашение Крама». И все же я позволю себе остановиться подробно на поэтической рубрике. Потому что именно в поэзии — наиболее оперативном, нервном и емком жанре литературы — отражается, словно в капле, преломленный опыт человека и народа. Только поэзия способна увидеть «небо в чашечке цветка» и весь современный мир — в поле «жаркой бойни, скосившей злак» (Вера Агаркова).

Русская военная поэзия — от Державина до Симонова и от Пушкина до Межирова — тема неисчерпаемо огромная. «Во дни торжеств и бед народных» она была траурным эскортом, сопровождающим погибших, и знаменем, возвышающим живых. Стихотворение «Жди меня» стало своеобразной гражданской молитвой, которую повторяли из уст в уста и которой перекликались фронт и тыл. Я уверена, что многие стихи «Времени Донбасса» напрочь опровергают десятилетиями внедряемое мнение о якобы утраченном интересе к поэзии и катастрофически внутрикорпоративном ее бытовании. Эти стихи доказывают совершенно обратное!

Только поэтическое слово способно на мгновенную сверхэмоциональную реакцию в ситуации, когда «Тихий Дон» писать попросту некогда — разбомблен кров и расщеплен снарядом стол, за которым может быть создана трудоемкая эпопея. А стихи пишутся где и когда угодно, не требуя ни комфорта, ни документальной оснастки, ни большого времени. Они складываются в походе и на пожарище, как «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», у дорогой могилы, как «Враги сожгли родную хату», прямо среди боя, как лучшие главы «Василия Теркина». Безусловно, есть великая поэзия, рассчитанная на долгую историческую память — Пушкин не участвовал в Полтавской битве, а Лермонтов — в Бородинском сражении. Но пушкинский «Делибаш» и лермонтовский «Валерик», написанные по непосредственным впечатлениям, равновелики «Полтаве» и «Бородину». Стихи альманаха рождены разрывами и ночными обстрелами, моментальными смертями и командирскими решениями. Тем они и бесценны — при всем ужасе совершающегося.

Великую поэзию рождают не только великие победы. Поражения и отступления, неизбежные во всякой войне, тоже способствуют вдохновению, ибо его природа неуловима и никем не определена. Почему Афган и Чечня не оставили сколь-нибудь заметного следа в поэзии? Почему сложнейшая затяжная Кавказская война родила непревзойденные шедевры? Почему малоудачная Крымская война создала целый новый жанр — военную прозу Льва Толстого? Вразумительного ответа нет. Но лишь два типа войн неизменно оставляют после себя полярную, непримиримую на поверхностный взгляд и несокрушимо подлинную литературу — война гражданская, где, как пишет автор сборника Валерий Сурненко, «У всех своя правда, и все не правы», и война за Отечество. А битва за Новороссию соединяет и то, и другое в одном страшном и прекрасном лике.

Здесь нет выбора — что лучше: без стихов, зато без войны или с войной, но со стихами. Мы не выбираем историю — она беспристрастно выбирает нас. Вот стихи Сигиды-старшего и Сигиды-младшего. Старший пишет:

…в нашем рабочем посёлке

каждая хата — блокпост

Младший с молодым темпераментом вторит:

Те, кто не спился в девяностых,

Кто не сторчался в нулевых,

Не сгинул в наркохолокосте

От огнестрельных, ножевых —

Сегодня здесь.

Сильнейшее впечатление от поэзии сборника — ее соприродность, неотделимость от крови и почвы, пропитанной этой кровью. Елена Заславская, чья подборка представляется одной из самых мощных, воплощает эту неразрывную взаимосвязь:

Последний пласт. Из недоступных недр.

Наверх. Из самой преисподней.

История желает перемен

И крутит, крутит, крутит чёрный жёрнов.

Мы стали чёрным хлебом на войне,

А были… были золотые зёрна.

Тему продолжает вопрошание Светланы Сеничкиной:

Как, если корни вырвешь из земли,

Живым остаться?

Вот в этих корнях вся сила — и истории, и литературы! С течением времени любые противоречия сглаживаются, и остается единое тело народа, воплощенное в национальной словесности. Но что останется от Майдана? Неумелые косноязычные вирши «Никогда мы не будем братьями»? А от Времени Донбасса — без кавычек — останутся, в этом нет сомнений, обильные страницы, заполняющиеся на наших потрясенных глазах.

Я не случайно назвала свои беглые заметки строкой Анны Ревякиной «Развяжи мои губы словом…» Обезвоженная постмодернистскими тщетными ухищрениями русская поэзия в лице молодых республик обретает новый голос. Так Великая Отечественная вдохнула жизнь в советскую поэзию, дала свежие имена, изменила интонационный строй. Словесное запечатление трагедии и подвига Донбасса не утешит всех обездоленных и уж точно не воскресит безвинно погибших. Но в будущем — и утешит, и воскресит, и вдохновит пока неизвестных нам и бессловесных творцов. Ведь, по слову уже цитированной Елены Заславской:

Эти русские мальчики не меняются:

Война, революция, русская рулетка.

Умереть, пока не успел состариться,

В девятнадцатом, двадцатом,

Двадцать первом веке.


Великое дело сделано Глебом Бобровым сотоварищи — без скидок великое!

Марина Кудимова — известный русский поэт, прозаик, эссеист, историк литературы. Член Союза писателей СССР и член Союза писателей Москвы. Лауреат ряда литературных премий, включая «Бунинской» и Международной премии «Писатель XXI века». Заместитель главного редактора «Литературной газеты», шеф-редактор отдела «Литература».
Автор
Марина Кудимова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе