Игорь Меламед (1961-2014)

Под вечную кровлю

Этот выпуск «Строф» мы посвящаем отошедшему недавно ко Господу поэту Игорю Меламеду. Складывая свое вступление к подборке стихотворений моего дорогого старшего друга, чьи стихи издавна находятся в постоянном круге моего чтения, — я размышляю о бытовании его боговдохновенной, обжигающей, сердечной поэзии в будущем. 

Несомненно, она — долгожительница. Вот только самого Игоря — нет. Не услышу я больше в телефонной трубке его гудящий голос, не услышу сдержанных сетований на постоянные боли и бессонницу (после травмы спины Игорь годами не выходил из дома), мы не обсудим литературные новости, не условимся о грядущей встрече на его легендарной кухне. Наконец, — и это писать особенно невыносимо: не утешит он, болящий, меня, здорового, с моими нелепыми скорбями на нашем «культурном поле». Господи, Боже мой.

Фото Александра Барбуха

В последние месяцы и недели Игорь последовательно, одно за другим, начал выкладывать старые и любимые его читателями стихи — в социальную сеть, «разбавляя» их архивными фотографиями, где рядом с ним — собратья-поэты, ровесники и старшие. Теперь я понимаю, что это было начало прощания.

Так светло свершалось отпеванье,

точно это было упованье

на него, обласканного т а м…

Словно отделенные стеною,

целованье клали костяное

на чело, открытое устам…

Это зачин стихотворения Меламеда «Памяти Арсения Тарковского» (1989).

Игоря отпевали в храме святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице, чин погребения совершал священник (и поэт) отец Константин Кравцов, который несколько лет тому назад крестил усопшего. Стояла Великая Суббота.

«Вот — гроб Господень, — сказал отец Константин, глядя на не погребенную ещё Плащаницу Христову. — И вот — Игорь.

Он рядом с Христом». После этих слов ко мне в сердце вошло, помню, ощущение высоты.

Три стихотворения, завершающие нашу подборку, выходят впервые.

* * *


Может быть, оттого не должны

умирать мы по собственной воле,

чтоб на тех не осталось вины,

кто не смог защитить нас от боли.

Может быть, оттого и должны

мы забыть об отравленных чашах,

чтобы меньше осталось вины

на невольных мучителях наших.

И должно быть, затем не вольны

мы покинуть земную обитель,

чтобы меньше осталось вины

и на тех, кто нас гнал и обидел…

1988

* * *

В больничной ночи вспоминай свое детство и плачь:

и жар, и ангину, и окна с заснеженной далью.

Придет Евароновна к нам, участковый мой врач,

и папа ей двери откроет с бессонной печалью.

И мама грустна. И в глазах ее мокрая муть.

Одна Евароновна с радостью необычайной

то трубкой холодной вопьется мне в жаркую грудь,

то в горло залезет противною ложкою чайной.

Я с ложкою этой борюсь, как с ужасным врагом.

– Ты скоро поправишься, — мне говорят, — вот увидишь…

Потом Евароновне чаю дают с пирогом,

и с мамой веселой они переходят на идиш.

Ах, Ева Ароновна, если ты только жива,

склонись надо мной, сиротою, во тьме полуночной.

В больничном аду повтори дорогие слова:

– Ты скоро поправишься с травмой своей позвоночной.

Попей со мной чаю, а если ты тоже в раю,

явись мне, как в детстве, во сне посети меня, словно

ликующий ангел, — где чайную ложку твою

приму, как причастье, восторженно, беспрекословно.

2000

* * *

Глядишь с икон, со снежных смотришь туч,

даруя жизнь, над смертью торжествуя.

Но вновь и вновь — «Оставь меня, не мучь!» –

Тебе в ночном отчаянье шепчу я.

Прости за то, что я на эту роль

не подхожу, что не готов терпеть я, –

Ты сам страдал и что такое боль

не позабыл за два тысячелетья.

Прости за то, что в сердце пустота,

за то, что я, как малодушный воин,

хочу бежать от своего креста,

Твоей пречистой жертвы недостоин.

* * *

В ненадежных и временных гнездах

и тела обитают, и души.

Но Спаситель приходит, как воздух,

посреди мирового удушья.

Посреди мирового мороза,

в безысходных глубинах страданья,

раскрывается сердце, как роза,

от Его дорогого дыханья.

Все оплачено было сторицей

и искуплено страшною кровью,

чтобы ты бесприютною птицей

возвратился под вечную кровлю.

* * *

Памяти М. Г.

И облик твой, и нежный голос твой,

и всё, чего с волнением и страхом

касался я, давно уж стало прахом

в бесчеловечной урне гробовой.

Но если вдруг когда-нибудь опять

в ином краю, в пространстве неизвестном

мы возродимся в образе телесном –

как прежде я смогу тебя обнять?..

Терцины

И вот, когда совсем невмоготу,

когда нельзя забыться даже ночью,

– Убей меня! — кричу я в темноту

мучителю, незримому воочью,

зиждителю сияющих миров

и моего безумья средоточью.

Убей меня, обрушь мой ветхий кров.

Я — прах и пепел, я — ничтожный атом.

И жизнь моя — лишь обмелевший ров

меж несуществованием и адом.

* * *

Всю ночь он мучился и бился,

и жить недоставало сил.

И Богородице молился,

и милосердия просил.

И милосердие Марии

сняло страданье как рукой.

И он за много лет впервые

обрел желаемый покой.

И веки он сомкнул в истоме,

и вновь увидел как живых

отца и мать в родимом доме,

и, словно в детстве, обнял их.

И плакал он во сне глубоком,

своих не ощущая слез,

как бы вознагражденный Богом

за всё, что в жизни перенес,

помилованный и прощенный…

И мрак ночной редел над ним.

И сладко спал он, освещенный

лучом почти что неземным.

Рисунок Марии Заикиной

Автор: КРЮЧКОВ Павел, заместитель главного редактора журнала “Новый мир”

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе