Отечество тебе колыбель и могила

Владимир Даль о друзьях и врагах России.

Если бы люди жили очень долго, Владимир Иванович Даль сегодня отпраздновал бы 220-й день рождения. В этот день мы решили перечитать его сочинения и выбрать для нашей рубрики «Инструкция по выживанию» самые яркие высказывания от автора «Толкового словаря живого великорусского языка».



Об исторической памяти

Память нашего народа коротка — в этом упрекают его не без основания: редко и мало можно услышать у него исторических преданий, особенно преданий древних. Но есть небольшое число замечательных лиц минувших веков, лиц, обратившихся в баснословные видения и живущих в памяти народной в течение нескольких веков: сюда принадлежат, из самых древних, Владимир-князь, а затем и Грозный-царь.



О литературном процессе

А что читать нашим грамотеям? Вы мне трех путных книг для этого не назовете. А что писать нашим писакам? Разве ябеднические просьбы и подложные виды?

***

Не знаю, откуда берется у писателей наших — особенно у молодого поколения — этот нерусский склад речи, это непростительное искажение нашего языка, который постепенно слабеет и пошлеет при насильственной перетяжке его на немецкую колодку. «Сказка имеет свои двойники» — «роль играть» — «характеры» — «мотивы» — «аккомпанировать» — «чабаны играют пасторали» — «ласковость (вместо ласка)» — «грунт земли» — «имеет вид» — «материалы» — «интересный» — «тома рассказа» — «обладающий талантом» — «у меня имеется» — «сюжет» — «мелодическое пение» — «не один интерес движет им». Вот что гладит слух мой против шерсти и я не понимаю, для чего так пишут. Неужели это краше?

Писателю надо изучить церковный язык наш, также старинный, а всего более народный. Думаю, что без этого на поприще словесности нашей нельзя ступить шагу.



О целях и средствах

Нож и топор — вещи необходимые; а между тем сколько было зла от ножа и топора? Пример этот крут; чтобы показать степени в этом деле, примените то же рассуждение к пороху, к пару, к самой грамоте, и вы, конечно, согласитесь, что для доброго, полезного приложения изобретений этих к делу, нужно быть приготовленным, приспособленным; нужно пройти через низшие степени к высшим, нужно понять опасность обращения с таким товаром и не только умом и сердцем желать добра, но и не заблуждаться насчет последствий; а заблуждение это именно тогда вероятно, когда мы слепо и бессознательно подражаем.



О деревне слесарей

Я знаю деревню, населенную сплошь слесарями; все, стар и мал, занимаются этим ремеслом; дело, кажется, не худое; а между тем от слесарей этих никакой замок не уцелеет; есть спрыг-трава, есть отмычки на все руки, и слесарей моих боятся на всю округу, как огня.



О всеобщем образовании

Грамота, сама по себе, ничему не вразумит крестьянина; она скорее собьет его с толку, а не просветит. Перо легче сохи; вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие, норовит в ходоки, мироеды, а не в пахари; он склоняется не к труду, к тунеядству.



О врагах русского человека

Есть у русского человека три врага, три супостата вековечных, которые губят многое множество православного народу: бойся их и берегись. Уберечься от них можно всякому, потому что они лицом к лицу ни на кого не кидаются — нет у них на это ни силы, ни смелости; а стараются они подстеречь да исполошить нашего брата краснобайством; и тогда никому не спустят.

Три супостата эти — три родные брата; один называется авось, другой — небось, а третий — как-нибудь.



О животных

Нисколько не удивительно, что человек, вообще умеющий жить на чужой счет, прикармливает животных, и после заставляет служить безответную службу; не станем удивляться и тому, что человек смиряет и подчиняет себе таких животных, которые во сто раз его сильнее; перевес нравственный, духовный, всегда и во всем берет верх, и где только есть сильная воля, там плоть покорствует. Но каким образом власть человека могла покорить себе целый вид животного и завладеть им до такой степени, что природа должна была передать его, до последней головы, в руки победителя?

Это непонятно, и этому не найдем мы ни в одном писателе удовлетворительного объяснения.

***

Что домашняя свинья наша не может происходить от дикого кабана или вепря, давно признано учеными, которые поэтому и стали предполагать, что она могла бы происходить от бабируссы.

***

Наружность верблюда неуклюжа, даже безобразна, или по крайней мере очень неблаговидна. Круглое, как сороковая бочка туловище, на толстых узловатых ногах; непомерно длинная шея, свесившаяся дугою вниз и подымающаяся опять дугою кверху; голова с круглыми ушками; лицо, выражающее вялость, нихоть, тупость; горб или два на хребте, ничтожный в сравнении с громадным телом хвостик и косматая шерсть, борода или подгривок с исподу шеи, хохол или тупей — все это боле странно и смешно, чем красиво.

***

Акула, или, как ее иногда называют, шарка, — это самый злой и кровожадный зверь из всех жителей морской глубины.



О евреях, цыганах и украинцах

[Здесь мы воздержимся от цитирования Владимира Ивановича.]



О научном методе

Чему верить в науке, если и самый опыт не может служить руководителем нашим, если нет пробного оселка ни на что, между тем как здравый смысл, рассудок нам говорит, что дело подлежит опыту, чувствам, только один опыт и чувства эти могут решить недоумение? Неужели мне слепо верить словам и не добиваться того, чтобы ощупать вещь и дело пальцами, глазами, ухом, если дело это подлежит проверке чувств моих? Неужели ссылаться всегда только на то, что говорили и испытали другие, а самому сидеть сложа руки?

***

Шиллер сказал: «и в детской игре кроется иногда глубокий смысл» — а Шекспир: «на небе и на земле есть еще много такого, чего мудрецы ваши не видывали и во сне». Это можно применить к загадочному предмету, о коем мы хотим поговорить. Дух сомнения составляет свойство добросовестного изыскателя; но само по себе и безусловно качество сие бесплодно и даже губительно.



О гомеопатии

Взгляните на Германию, на Францию, Англию, Швейцарию, Италию, Данию, Северную Америку, просмотрите списки гомеопатов, остановитесь на каждом имени, известном в ученом мире, и спросите себя: «И этот лжет или блуждает?», и вы устанете, господа, а может статься и покраснеете невольно и призадумаетесь. Взгляните на каталоги бездны гомеопатических книг, журналов, газет, дайте сами себе отчет: возможное ли, сбыточное дело, чтобы все это было соткано из обмана, плутовства и заблуждений? Не забудьте, что у гомеопатов теории еще нет, а есть одна только практика, опыт; что много, и с году на год более, врачей переходит от старого учения к новому, но не слыхать что-то о переходах обратных: кто испытал однажды и убедился, того сбить с пути и воротить трудно!



О водяном

Водяной довольно робкий старик, который смел только в своем царстве, в омуте, и там, если осерчает, хватает купальщиков за ноги и топит их, особенно таких, которые ходят купаться без креста или же не в указанное время, позднею осенью. Он любит сома и едва ли не ездит на нем; он свивает себе иногда из зеленой куги боярскую шапку, обвивает также кугу и тину вокруг пояса и пугает скотину на водопое.



О том, как увидеть домового

В народе есть поверье о том, как и где домового можно увидеть глазами, если непременно захотеть: должно выскать (скатать) такую свечу, которой бы стало, чтобы с нею простоять в страстную пятницу у страстей, а в субботу и в воскресенье у заутрени; тогда между заутрени и обедни, в светлое воскресенье, зажечь свечу эту и идти с нею домой, прямо в хлев или коровник: там увидишь дедушку, который сидит, притаившись в углу, и не смеет тронуться с места. Тут можно с ним и поговорить.



О природе оборотня

Днем очень редко удается его увидеть, но уже в сумерки он начинает проказить и гуляет всю ночь напролет. Перекидываясь или пропадая внезапно вовсе, он обыкновенно мечется, словно камень из-за угла, со странным криком, мимо людей. Некоторые уверяют, что он-то есть коровья смерть, чума, и что он в этом случае сам оборачивается в корову, обыкновенно черную, которая гуляет со стадом, под видом приблуды или пришатившейся, и напускает порчу на скот. Есть также поверье, будто оборотень — дитя, умершее некрещеным, или какой-то вероотступник, коего душа нигде на том свете не принимается, а здесь гуляет и проказит поневоле. В некоторых местах, на севере, оборотня называют кикиморой; ведьме и домовому иногда приписывают также свойства оборотня. Из всего этого видно, что если мужик видел что-нибудь в сумерки или ночью и сам не знает что, — то это бесспорно был оборотень.



Об экономике и экономистах

Посмотрите, что у нас пишут об этом деле, следуя в точности науке, как ясно и положительно доказывают пользу так называемого разумного хозяйства! Читая все эти благонамеренные поучения и наставления, разумеется, взятые целиком из сочинений иностранных, поневоле придет в голову: Господи, за что же Ты всех нас наказуешь упорством и слепотою? Для чего мы поголовно, будто по заговору, отказываемся от своего блага, от очевидной пользы этих разумных наставлений? Неужто одна косность наша, упорство, тупость и лень одолевают все благие учения учителей наших и погружают нас в безвыходный омут невежества и нищеты?

Но вслед за тем, какой-то внутренний голос посылает сомнение; осведомляешься о том, о другом учителе хозяйства, спрашиваешь, в каком положении у него свое хозяйство, где он, конечно, уже успел доказать на деле рациональность своего учения; и что же? к крайнему изумлению слышишь, либо — что у него никакого хозяйства не бывало и сам он никогда и ничем не хозяйничал; либо — что вотчина его разорена и расстроена в пух, что он давно уже просеялся, промолотился и проварился, и с тех-то пор именно и посвятил себя с жаром обучению других тому, что сам так удачно исполнил на деле.



О тех, кто выставляет хазовые концы

Кто с умыслу скрывает худое, выставляет одни хазовые концы и нагло отрекается от всякого худа, которое не умеет или не в силах исправить, тот предатель.



О гласности

Даруй, Господи, долголетие и благоденствие Правительству, которое дозволяет говорить правду и стоять за нее. Одна только гласность может исцелить нас от гнусных пороков лжи, обмана и взяточничества и от обычая зажимать обиженному рот и доносить, что все благополучно. В этом смысле у нас должна возродиться и русская община, мир; он обязан клеймить опалою и позором негодяев, сымать с них шапки и сгонять с базару, чтоб им нигде нельзя было показать глаз.



О родине

Отечество тебе колыбель и могила.

Автор
Эдуард Лукоянов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе