В Москве прозвучала «Эмигрантская лира»

Из ярославцев в Дом русского зарубежья им. Солженицына были приглашены лауреаты номинации "Неоставленная страна" (для поэтов-неэмигрантов) - Наталья Малинина (лауреат конкурса 2009 г., Олег Горшков - победитель конкурса -2009 г., Владимир Коркин, член жюри в номинации "Поэзия". Ярославцы произвели впечатление если и провинции, то "великолепной"(именно так - "великолепная провинция" - назвал в своих стихах наш город участник вечера - украинский поэт, член СП - Сергей Шелковый. 

Я могу бесконечно вкушать и глубинную лирику Олега Горшкова, и разноплановую, непредсказуемую - Владимира Коркина, но когда слышу, что некоторые москвичи "ехали" на конкретного ярославца - увидеть-услышать-познакомиться, становится радо и гордо))). Да и автографы раздавать - как-то необычно, но, в общем и целом, приятно-таки... В зрительном зале (во время перерыва) даже прозвучало: "А ярославцы-то, мол, на вечере "сделали" москвичей". Это, конечно, несколько эээ... эмоционально (не с руки городам поэтами-то мериться!). Однако, с удовольствием отмечу, что до классического обычая, приписанного поэтам: "в круг сойдясь, оплевывать друг друга", не дошло (да и не могло дойти по определению).

Я могу бесконечно вкушать и глубинную лирику Олега Горшкова, и разноплановую, непредсказуемую - Владимира Коркина, но когда слышу, что некоторые москвичи "ехали" на конкретного ярославца - увидеть-услышать-познакомиться, становится радо и гордо))). Да и автографы раздавать - как-то необычно, но, в общем и целом, приятно-таки...

Справа налево: Сергей Шелковый (Украина), Олег Горшков (Ярославль), Владимир Коркин (Ярославль), Александр Мельник(Бельгия), Наталья Малинина (Ярославль), Н. Переяслов, Наталья Богатова (Москва), Позади: Дмитрий Шабанов (Санкт-Петербург).

18 февраля состоялся поэтический вечер «Эмигрантская лира в Москве», организованный при поддержке Союза писателей Москвы...

В Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына 18 февраля состоялся поэтический вечер «Эмигрантская лира в Москве», организованный при поддержке Союза писателей Москвы. Как сообщил пресс-секретарь Союза писателей Москвы Александр Герасимов, участниками этого мероприятия стали поэты-финалисты Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира», проводимого с 2009 года в Брюсселе.

«Фестиваль “Эмигрантская лира” был организован нашим соотечественником, поэтом Александром Мельником, который проживает в бельгийском городе Льеже, — рассказал Герасимов. — Он совершил удачный опыт консолидации разбросанных по миру стихотворцев-эмигрантов, у которых общий знаменатель судьбы и, как следствие, схожие культурные ценности... По числу участников и масштабу мероприятия этот концерт можно сравнить с поэтическим съездом эмиграции. Тем не менее, это сугубо литературное событие, которое подчеркивает, что у русской словесности практически отсутствуют границы, но очень сильно энергетическое притяжение. Наглядной иллюстрацией является участие в конкурсном отборе фестиваля тех русскоязычных жителей стран СНГ, которые никуда не эмигрировали, но ощущают свою оторванность от России».

Участники «Эмигрантской лиры» пытаются осмыслить феномен эмиграции и жизни в чужеродной культурно-языковой среде поэтическими средствами. Важно отметить, что фестиваль объединяет не только эмигрантов, но и авторов, которые никогда надолго не покидали свою Родину. Для таких на фестивале предусмотрена специальная номинация «Неоставленная страна».

На вечере эмигрантской поэзии выступили москвичи, гости из Санкт-Петербурга, Ярославля, Саратова, Смоленска, Юрги, а также поэты, проживающие в других государствах. Музыкальное сопровождение вечера взял на себя бард Сергей Светлов, специальным гостем стала поэтесса и бард Вероника Долина.

Президент «Эмигрантской лиры» Александр Мельник считает, что противопоставлять эмигрантскую и неэмигрантскую поэзию по географическому принципу нельзя: «Мы не называем каждого нашего пишущего соотечественника за рубежом эмигрантским поэтом. Мы всего лишь берем из необъятного моря многотемной русскоязычной зарубежной поэзии несколько капель, проникнутых, так сказать, эмигрантским духом. Наш конкурс не “социальный” и не “классовый”, а тематический».

www.reshetoria.ru

Поэтический вечер в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына.

18 февраля 2011 года в "Доме Русского зарубежья" прошла встреча лауреатов и членов жюри фестиваля "Эмигрантская лира" 2009-2010. Я участвовала в качестве лауреата-2009 (номинация "неоставленная страна"). Условием было: в состав выступления включить одно своё стихотворение, опубликованное в Альманахе "Эмигрантская лира". Встреча получилась очень представительной: народ приехал из США, Финляндии, Бельгии, Украины, Юрги, Ярославля, Смоленска, Санкт-Петербурга, Самары... Я даже не ожидала, что Дом Русского Зарубежья - такой большо-ооо-ой и красивый. И встреча получилась - красивая! Спасибо организаторам! Общения только не хватило... Перерыв - маленький, а собраться до начала вечера в "буфэте" догадались не все, увы... На встрече читались стихи лауреатов творческого конкурса фестиваля "Эмигранская лира"и его судей и пелись (ими же) песни, а также происходила процедура поздравления с 50-летием президента фестиваля АЛЕКСАНДРА МЕЛЬНИКА (Бельгия). Юбилей совпал с презентацией новой книги Александра. Вот сколько событий! В заключение вечера выступила бард и поэтесса Вероника Долина. В том числе с моим "наизустиевым": "Эта книга пропахла твоим табаком..." Я даже подпевала...

Из ярославцев в Дом русского зарубежья им. Солженицына были приглашены лауреаты номинации "Неоставленная страна" (для поэтов-неэмигрантов) - Наталья Малинина (лауреат конкурса 2009 г., Олег Горшков - победитель конкурса -2009 г., Владимир Коркин, член жюри в номинации "Поэзия". Ярославцы произвели впечатление если и провинции, то "великолепной"(именно так - "великолепная провинция" - назвал в своих стихах наш город участник вечера - украинский поэт, член СП - Сергей Шелковый. 

Я могу бесконечно вкушать и глубинную лирику Олега Горшкова, и разноплановую, непредсказуемую - Владимира Коркина, но когда слышу, что некоторые москвичи "ехали" на конкретного ярославца - увидеть-услышать-познакомиться, становится радо и гордо))). Да и автографы раздавать - как-то необычно, но, в общем и целом, приятно-таки... В зрительном зале (во время перерыва) даже прозвучало: "А ярославцы-то, мол, на вечере "сделали" москвичей". Это, конечно, несколько эээ... эмоционально (не с руки городам поэтами-то мериться!). Однако, с удовольствием отмечу, что до классического обычая, приписанного поэтам: "в круг сойдясь, оплевывать друг друга", не дошло (да и не могло дойти по определению).

Безусловно, в этой шутке о-о-очень много шутки, хоть и лестной для ярославской троицы, потому что некоторые москвичи произвели просто замечательное впечатление: Наталья Богатова, Илья Рубинштейн, Александр Асманов и те, которых я смогла услышать, отойдя от "стресса сцены" - были хороши! Многих раньше читала, а вот слышала впервые. Люблю накладывать впечатления - своё прочтение стихов - на авторское: иногда случается потрясающий эффект знакомого незнакомца)... Очень люблю лирику Сергея Шелкового (Украина) и неподражаемую поэзию Владимира Лаврова (Смоленск), рада была их услышать "воочию". Владимир, член СП, вручил мне двухтомник "Под часами", альманах Смоленского отделения Союза российских писателей, с условием, что на поэтический том я напишу свой отзыв. Конечно же, напишу... Благодарна пришедшим на встречу авторам, которые подарили мне свои книги: давно мечтала получить вторую книгу от Елены Кабардиной ("Дама и её багаж"), Ольги Разумовской ("Десять поцелуев"), рада узнать в новом амплуа (сказки) Наташу Богатову, благодарна Илье Рубинштейну, поэту и прозаику, творчество которого явилось для меня открытием. Спасибо! Мне дорого и внимание, и некое родство, которое объединяет людей с сумасшедшинкой в душе, условно понимаемой как поэтическое мироощущение... Ну и, конечно, рада была новым для себя авторам, стихи которых звучали на сочном русском, а имена, вкупе с местом жительства, на "странном иностранном" :) 

Стихи ярославцев - Олега Горшкова, Натальи Малининой, Владимира Коркина опубликованы в альманахе международного фестиваля "Эмигрантская лира", который успешно продавался в фойе Московского дома русского зарубежья. Зал был полон и... благодарен. Ко мне подошли несколько человек из публики с персональным "спаси Вас Бог за Ваши стихи!" ... и один человек с вопросом - а замужем ли я:)Как оказалось, Дом русского зарубежья ведёт широкую концертно-просветительскую деятельность, программа вечеров публикуется в инете и афишных изданиях, и, против обыкновения, поэты выступали не только перед поэтами:). Во всяком случае, дама, сидевшая рядом со мной, держала спечатанную программу вечеров и рассказывала, что очень любит бывать в концертных залах и библиотеке этого Дома.

...От номинации "НЕОСТАВЛЕННАЯ СТРАНА" я прочла вот это:

Из цикла "Ярославль"

ПОКРОВ КОЛОКОЛЬНЫЙ*

"Мы — звуколюди" (В. Хлебников)

Мы были снова меж собой - враги.
И в каждом Бог молился одинокий.
Нам чёрные монашьи клобуки
Казались лицемерием жестоким.

Я поднимала взгляд на звонарей -
Поводырей колоколов упругих;
А звуки - стаей диких сизарей -
Взмывали в небо - ломкое - из рук их.

И Набережной плавная скоба,
В подкову сжавшись, снова разгибалась,
Когда - с разлёта, медленно опав,
Молитва колокольная читалась.

И откликался Толгский монастырь,
Казанскому заносчиво переча,
А между ними - Волги глыбь и ширь
И в облацех - завещанная встреча.

И длился с небом трудный разговор,
И мы с тобой - под звуковым покровом -
Богов своих отчаянный раздор
Забыли под крещендо тайны новой.

Всеградский колокольный звон
Прощал и обвинял.
Брал на поруки.
И - сонмом алчных птиц - со всех сторон -
В мои стихи врывались эти звуки.

* «Покров колокольный» - явление, бытующее в Ярославле и других городах «Золотого кольца» — "всеградский" колокольный звон, когда звонят во всех храмах города и звоны словно «покрывают» город.

Из цикла "Кисельны берега парного детства" (Середа)

1.ГДЕ МАМА ПЕЛА

………………………………………Брату

Горел в печи огонь, она гудела –
В том доме под горой, где мама пела.
Тянул в окошки сад свои ладони,
Локтями опершись о подоконник.
Под жаром утюга гордячкой спелой,
Простынка с чердака слегка хрустела,
И испускала дух в горячем паре:
Ласкался к ней утюг –
В хмельном угаре...
Ты был ещё так мал, но неумело
Тихонько подпевал, и мама пела...
О ржи, о васильках, о женской доле,
О ласковых глазах красотки Оли,
О смерти, о любви...
Но в том и дело,
Что мне не повторить,
Как мама пела…
От этого родства куда нам деться?
Кисельны берега парного детства...
Где сад глядит в окно –
Морозно-белый.
Где жар над утюгом.
Где мама
Пела.

2. ОТДЕЛ ПРОПАЖ

Я могла бы найтись, отозваться на имя – ори!
Только нет у тебя ощущенья утрат и потерь;
А молчанье твоё поселилось внутри, внутри
Клетки моей грудной, словно запертый силой зверь.
Я могла бы найтись. Ведь пропажей быть – вовсе не мёд...
Помнишь клейкий прополис, который нас всех лечил?
Мама поит настойкой, и тает окрестный лёд,
Папа держит погоду в доме огнём печи.
Ты белёсой головкой – до слёз – мне и дорог, и мил!
На колени пристроишь кудряшки, и тянешь: "На-та-а-а-ш…"
Я найдусь, мой братёнок... ребёнок...
Ты адрес возьми.
Вот он:
Детство. Сестрёнка Наташка. Отдел пропаж.

3.НЕ ДЕТСКИЕ СКАЗКИ ИЗ ДЕТСТВА

Бабушкин дом в деревне; скрипучий ставень
Машет гостям приветно в проулке тихом,
Белый жасмин из детства – неувядаем;
Крестики на погосте с вьющейся повиликой.
Сделаем крюк привычный, когда приедем,
Мама поплачет, отец опрокинет стопку,
Проса насыплем птицам, конфеток – детям,
Выполем клумбу, расчистим к могилкам тропку...
Каялись руки взрослых: и непривычны
Брату и мне их объятья в траве по пояс;
Злость и обиды канули в земляничный
Воздух, не подавая больше скрипучий голос...
В башнях своих бетонных мы глухо тужим:
Сны наши, знаешь сам ведь, не здесь ночуют!
Город, в котором мы кем–то кому-то служим,
В плен наши жизни – обе – забрал впустую.
Плавать в протухшей воде (отмирают жабры):
Та, родниковая, в пластик давно разлита;
Из полумёртвой речки рыбу спасать пора бы –
И поселить в том самом – бабушкином – корыте.
...Как же призывно машет скрипучий ставень
Родом из детства, как однокрылая птица;
Точно такой же птицей cовесть моя и память
В окна чужие каждую ночь стучится.

ВЕРХНИЙ ОСТРОВ (или "Из другой главы")

Тихий голос моей любви - слишком тих, чтоб он был услышан;
На ладони твои легли лепестки облетевших вишен;
Белой замятью - те слова, что цвели, да на землю пали!
...Ненаписанная глава молчаливой моей печали:
Залит солнцем июньский сад – узловатых стволов узоры,
Где бликующий долгий взгляд и застольные разговоры
Меж деревьями - о стихах, о растущих цветах и детях,
Где моё счастливое «а-ах!» и твоё «больше-всех-на-свете»;
Впереглядку - душистый чай, вперемешку - поток признаний
С поцелуями невзначай на смешливом хромом диване;
Где сбывается тайный сон - задохнуться в тугих объятьях,
Где прерывистый тихий стон объявляет «нон грата» платью;
...Мелких пуговок стройный ряд устоит под твоим напором,
Но трофеем в сраженье скором упадёт мой дневной наряд;
...Где в упругом согласье тел приоткроется суть сиамства,
Где шмелёвому постоянству - лип дурманящий беспредел;
...Где заливистый смех воды в час полива над садом грянет;
Где ещё не боюсь беды, что не в этой главе настанет...

Завершалась моя отхронометражированная подборка стихотворением "К портрету", которое ассоциируется для меня с замечательным уголком Сергиев-Посада (где, собственно, и выполнен сам портрет) силами и камерой замечательного поэта-барда-и-человека - Елены Кабардиной, личности не просто одарённой, а одарённой "во всех отношениях"... Встрече с ней на этом вечере я особенно была рада. Без её поддержки в некоторые моменты своей жизни я, наверное, просто не смогла бы распрямиться под гнётом "многия печалей"...

К ПОРТРЕТУ

Запомните меня, прошу – такой:
наивно-пухлогубой, подвенечной -
и щёк ещё не выпитую млечность,
и глаз нерасплескавшийся покой.
Запомните меня, прошу – травой,
а не тропинкой, заплутавшей в чаще;
запомните - и вспоминайте чаще
тот голос мой, цикадами звенящий,
а не обиды дерзкой тетивой.
Запомните, что я была – река.
Её вода, не ведая плотины,
не задыхалась от осклизлой тины,
в зелёной рясе мёртвого пруда.
...Запомните кленовою листвой,
венком на волосах - вульгарно-рыжим!
"Запомните меня!" - прошу бесстыже
и никну виноватой головой.
Запомните мой сентябрёвый цвет,
и эту, вам даримую, улыбку,
и этот миг - нечаянный и зыбкий,
который опрокинут на портрет.
...Запомните меня, прошу, такой!
Ведь я такой себя уже не помню:
венец кленовый рдеет вероломно
на голове натурщицы другой…

Вот такие девять минут "НЕОСТАВЛЕННОЙ СТРАНЫ". Девять минут, 6 стихотворений и переливы чувств, волны очарованных кварков, пойманных и излучённых... Как выразилась Белла Ахмадулина "Всех обожаний бедствие огромно", но с этим бедствием я справлюсь как-нибудь... Радо и гордо мне за тех, у кого хватает сил, нервов, энергии, харизмы и Бог знает чего ещё, чтобы такие "бедствия" иногда мне устраивать...

Александра Мельника ещё раз -с юбилеем, а идее его и детищу - много-много поэзии - в стихах и в жизни.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе