В сторону доброты. О детской литературе

Однажды ее встретил в коридоре Правления Союза писателей России известный советский детский поэт и прозаик Георгий Афанасьевич Ладонщиков.

Остановил и сказал: «Я читал ваши публикации в газете. Это хорошие, добротные зарисовки о природе и животных… сразу ощущается по ходу повествования, что автор – добрый человек. А это очень важно в литературе для детей. Попробуйте писать для детей. Уверен, у вас получится…»!.. И она попробовала… Кто знает, может, если бы не та судьбоносная в творческом смысле встреча, не имели бы сегодня мы в лице Светланы Васильевны Вьюгиной одного из самых добрых и светлых писателей, пишущих для самого «трудного» читателя – для детей.


В чем миссия детского писателя? А в том, что во многом от него зависит не только то, каким вырастет маленький человечек, потому что плохие книги могут испортить нас не меньше, чем плохие друзья. Но зависит, вырастет ли человек читающим, любящим и ценящим книгу, ищущим в хорошей литературе ответы на многие вопросы жизни. Наше нынешнее время не назовешь светлым. Вроде и храмов стало больше, но хамов меньше почему-то не становится. В такое сумеречное время особенно важны доброта и свет, что исходят от страниц книг.  В особенности – книг для детей! Не одно поколение испортили «вредные советы» и прочие заходерзости, ведь все мы родом из детства.

Если человеком, который направил Светлану Вьюгину в детскую литературу именно в преддверии того, как этой литературе особенно понадобится свет доброты, был Георгий Ладонщиков, то первым журналом, который отметил приход Вьюгиной в детскую литературу, напечатав рассказ, был знаменитый журнал «Мурзилка». Почин «Мурзилки» в отношении публикаций Светланы Вьюгиной подхватили знаменитые журналы «Юный натуралист», Веселые картинки», «О русская земля», «Простоквашино»… От них не отстают и журналы, где печатается литература для взрослых читателей – «Дон», Русское эхо», «Север», «Балтика»… Даже по названиям журналов видно, насколько широка география публикаций Вьюгиной! А названия ее книг настолько «вкусны», что каждое название — замечательный добрый образ, который питает детскую душу, развивает и неназойливо учит доброте и заботе о ближнем. Вслушайтесь в эти замечательные названия книг – «Конопастик», Сибирский Валенок», «Рыжий снег», «Черемуховое крылечко»! И вы словно сами окунетесь в детство, которое является для каждого ребенка тем золотым запасом человеколюбия, который согревает человека всю жизнь.

В творчестве Светланы Вьюгиной, светлой, улыбчивой и скромной женщины, есть ощущение таинства первооткрытия  мира и свежесть детского восприятия окружающего. Этому не научат ни в одном литературном институте. С этим надо родиться, ведь это – дар свыше. Вот мнение известного писателя Михаила Годенко о неповторимости вьюгинского литературного почерка:

«Далеко не всем удается так искренне и просто писать для малышей о красоте и сложности нашего бытия, о его многообразии. Каждая мелочь волнует автора, словно впервые увиденная глазами ребенка. Вот на травинку опустился тяжелый жук… А вот на ладонь вспрыгнул изумрудный лягушонок – и целый мир отражается в его выпуглых глазах. Кто-то в спешке не заметит, пройдет мимо, а то и раздавит. А у писательницы из каждой такой встречи рождается рассказ. Вроде бы легко и просто написано, никаких «художественных ухищрений», а так и видишь перед собой тихий деревенский пейзаж, любопытную птицу или лесного зверя, чувствуешь тепло деревянного крылечка или горьковатый запах черемухи. А все дело – в особом чувстве слова… Рассказывая о природе, писательница на самом деле говорит о людях, какие они: добрые, отзывчивые, внимательные или, наоборот, злые, равнодушные, бестактные. Светлана Васильевна живет в Москве – городе шумном, переполненном людьми и машинами. Но даже здесь, гуляя с любимым псом Диком или спеша по делу, она всегда увидит нечто такое, что остановит ее внимание: умную ворону-москвичку, первые желтые цветочки мать-и-мачехи или только что прилетевших селезня и уточку на городском пруду. А уж сколько радостных событий ждет летом на даче! Здесь и добрые соседи, и своенравная корова Зозуля, и деревенские собаки, кошки, куры. Думаю, вы с удовольствием познакомитесь и с юными героями рассказов: Вовой, Ваней, Машей – и подружитесь с их домашними питомцами: попугайчиком Ромой, щенком Диком, филином Угошей и другими…».

Вот уже много лет ни одно литературное событие в курском соловьином крае (это малая родина ее покойного мужа – писателя Ивана Тертычного), не обходится без участия Светланы Вьюгиной. Литературные праздники на родине предков Вьюгиной в Судже, встречи с земляками покойного супруга-писателя в Обоянском районе, международный фестиваль литературы и искусства славянского порубежья в Курске, книжная ярмарка, съезды курских литераторов… Однако особая забота Светланы Васильевны – это литературный лицей при Доме литератора. Всякий приезд Вьюгиной в этот лицей означает, что книжные библиотечные собрания ощутимо пополнятся!

Детский писатель Радий Погодин, видимо, с учетом современной российской моды на все японское, считает, что нам не грех поучиться у этой просвещенной нации: «В основу детской литературы полагается доброта. Японцы переводят почти все детское, что издается у нас в России, кроме книжек с уголовщиной и прочими социальными проблемами. Они считают, что каждому возрасту свой напиток: детям – молоко, взрослым – пиво. Но если дети пьют пиво, то взрослые глотают слезы».

А еще недавно говорили по телефону с одной поэтессой и речь зашла о премудростях литературного процесса. И собеседница моя сказала мудрую вещь, что мы живем, по сути, в одном доме. Литературном доме! А в доме всякое бывает. Но при этом мы не должны понимать, что не все, что говорится и делается на кухне, в спальне и в туалете, должно доноситься до слуха в гостиной. Про детскую комнату поэтесса не упомянула почему-то, а я сразу подумал именно про детскую комнату! Ведь и до слуха в детской далеко не все, что говорится и делается в спальне, туалете и кухне, должно доноситься.  Взрослая жизнь непроста и противоречива. Когда в детской комнате слышен мат-перемат, доносящийся из кухни, где взрослые пьют пиво, ничего хорошего дом и семью не ждет.

Но очевидно ведь и то, что ребенок однажды покинет детскую, и ему надо будет жить во взрослом мире. И это налагает на взрослых особенно непростую задачу. Научить ребенка отличать добро от зла. Чтобы присоединяясь к добру – он творил благо для себя и окружающих. Чтобы все его движения души и поступки были в сторону доброты. Чтобы постиг он православную мудрость: «Отойди от зла и тем сотворишь благо». Потому писать для детей очень непросто. А уж писать детей «трудного» возраста – вдвойне трудно. Сюсюканья взрослеющие дети не терпят, и недоговоренностей в силу максимализма подросткового не любят.

Об этом думается, когда берёшь в руки новую книгу Светланы Вьюгиной «Волшебное словечко». Книга вышла в московском издательстве «Ихтиос» в 2019 году. Я бы определил ее, как книгу для самого непростого читателя – для подростков, которые выходят из золотого детства, пронизанного доверием к миру. И открывают для себя мир взрослый – непростой, трагический, противоречивый. Мир, который требует от них нравственного выбора в самых непростых ситуациях. И тут даже дело не в том, что надо уметь отличать зло от добра. Потому что и зло, и добро – понятие относительные.

До сих пор ведь наше общество расколото отношением к поступку Павлика Морозова, который из-за своих коммунистических убеждений фактически предал отца и близких людей. Хотя, когда вспомнишь, что эти взрослые люди сделали потом с мальчишкой, то как то отпадает охота осуждать Павлика! Общество спорит на тему нравственной оценки поступка этого мальчика. То ли он предатель, то ли убежденный идейный мальчик? И ответа однозначного на этот вопрос нет! И, похоже, не будет.

В рассказе Светланы Вьюгиной «Папа не пил…» перед подобным выбором – предать или не предать одного самого близкого человека – отца – другому самому близкому человеку – матери – сталкивается девочка, которая примерно возраста Павлика Морозова. Мама отправляет дочку сопровождать папу в магазин, наказывая, чтобы дочь не позволяла отцу выпивать с друзьями. Но у отца свои резоны. Накануне Праздника Победы отец, недавний фронтовик, считает обязательным встретиться с друзьями, со многими из которых он прошел трудными дорогами войны. И вот уже дочка сидит в пивной и ждет, пока папа выпьет и поговорит с друзьями. Она не осуждает отца. Хотя, конечно, ситуация ее удручает, она думает, что же скажет потом маме, которая велела ей не позволять отцу выпивать?

В пивной, где ребенку, конечно же, не место, дочка видит фронтовиков-инвалидов на колясках. По росту они, поскольку сидят в колясках, равны девочке. И тут она вдруг осознает, что видит окружающее с их ракурса, как бы их глазами, глазами инвалидов-фронтовиков. Читаешь и думаешь: «Какой же тонкий психолог Светлана Вьюгина! Как филигранно она небольшими деталями сказать о таких глубоких философских вещах, о которых иногда и в целой книге сказать не скажешь?».

И вот уже папа, радостный после встречи с друзьями, идет с дочкой домой. А дома мама, увидев, что папа вроде бы слегка навеселе, начинает допытываться у дочки – пил ли папа? Вот тут девочке и приходится сделать выбор, который непрост даже для взрослого человека, а уж для ребенка — тем более.  И выбор этот в нравственном отношении даже потруднее выбора Павлика Морозова. Потому что сказать правду о папе, значит фактически предать папу. А не сказать правду – значит, обмануть маму. Ребенку приходится делать выбор даже не между добром и злом, как ни размыты эти понятия в наше время. Ей приходится выбирать между бОльшим и меньшим злом.

Девочка, видевшая фронтовиков и понимающая своего отца не просто как главу семьи, но как защитника родины, для которого фронтовое братство – не просто поход в пивную, твердо говорит маме: «Папа не пил…». И стоит на своем так крепко, как, наверное, в свое время насмерть стоял на рубежах родины отец, защищая свою будущую, еще неродившуюся дочь…

В другом рассказе «Пионер» все дети тоже так или иначе делают свой личный выбор в момент, когда с одноклассника срывают пионерский галстук за то, что он, советский пионер, справлял Пасху вместо того, чтобы собирать металлолом. Видимо, речь идет о том времени, которое можно назвать православным социализмом. Времени 70-80-ых годов, когда вера в коммунизм не мешала советским людям на Пасху красить яйца и печь куличи. Но вот, как видим, некоторые особо идейные пионервожатые не дремали, проявляя атеистическую бдительность… Повествование ведется от имени девочки, которая с недоумением примеряет ситуацию на себя, зная, что многие дети едят на Пасху крашеные яйца и помогают маме печь куличи. Девочка, которая могла отмолчаться, как все, делает свой выбор – пытается, пусть неловко, оправдать одноклассника. И все дети, как мы видим из повествования, делают аналогичный выбор — в сторону добра. В противном случае возникла бы ситуация почти билейского смысла – Распни его!

Жаль, что я не работаю в Министерстве образования. А то бы непременно постарался, чтобы рассказы Светланы Вьюгиной стали предметом чтения и темой дискуссий в подростковой среде. Ведь от того нравственного выбора, что сделают наши внуки и дети, зависит не только будущее наших семей, но и будущее страны. Очень бы хотелось, чтобы этот выбор был в сторону доброты.

Автор
Эдуард Анашкин, член Союза писателей России, Самарская область
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе