Анатолий Солоницын на «Чапаеве»

85 лет назад родился Анатолий Солоницын — Рублев, Гамлет, Достоевский и случайный прохожий из «Зеркала», который и появляется в кадре на минуту, но не забывается уже никогда.
«Проверка на дорогах». Реж. Алексей Герман. 1971


Публикуем дайджест по папке актера на «Чапаеве».


Анатолия Солоницына вспоминает жена Лариса: об истории знакомства, роли Андрея Рублева и картинах актера:

«Он показывал свое произведение и привычно спрашивал:

— Как ты думаешь, чего здесь не хватает?

А я привычно отвечала:

— Таланта.

И мы смеялись.

Но в этот раз на нашем столе стало появляться нечто необыкновенное. Доски разных форм и размеров, расцвеченные немыслимыми бессюжетными узорами, превращались вдруг в нечто яркое, законченное и совершенное».


«Андрей Рублев». Реж. Андрей Тарковский. 1966
● ● ●

Главная биографическая книга о Солоницыне — вышедшая в 1988 году повесть «Я всего лишь трубач» его брата Алексея Солоницына. Тогда предисловие к ней написал Андрей Плахов:

«Когда Солоницын, артист свердловских, ленинградских, московских театров, скитавшийся по общежитиям и съемочным экспедициям, был рядом с нами, мало кому приходило в голову, что о нем будут писать книги и что в его творчестве, где, как у всякого актера, столь многое зависит от случайных обстоятельств, обнаружится цементирующая цельность. Не приходило, похоже, и искусствоведам, критикам. Что ж, теперь они возьмут реванш и наверняка напишут свои исследования».

В папке актера рассказы о попытках поступить в ГИТИС:

«Его не приняли в ГИТИС прежде всего потому, что он не подходил под колодку типажей, которые тогда были в моде. Герой-любовник? Нет. Простак? Что-то как будто есть — умеет быть естественным, даже смешным. Но этот нос, это удлиненное бледное лицо…»

..и работе в свердловском театре:

«Кажется, мечта сбылась — он стал профессиональным актером. Работа начиналась в театре, где он вырос — чего же еще? Но я не помню, чтобы Анатолий хоть когда-нибудь был самоуспокоенным. Наоборот, чувство неудовлетворенности сделанным, ощущение невыполненности той задачи, какую он ставил перед собой, жили в нем всегда, до самой последней роли».

 

● ● ●

От биографии — к работам в кино. Самая пересказываемая история про Солоницына, как он, прочитав в «Искусстве кино» сценарий Андрея Рублева, приехал из Свердловская в Москву — убеждать Андрея Тарковского, что именно он должен сыграть эту роль.


Фотопробы Анатолия Солоницына на роль Андрея Рублева


О съемках фильма вспоминает Николай Гринько:

«Я, уже привыкший к необычайной требовательности режиссера, уже снявшийся в его “Ивановом детстве”, с тревогой смотрел на молодого дебютанта. Сможет ли он выполнить непростое задания режиссера? Мне очень хотелось, чтоб у него все получилось».

…и Михаил Кононов:

«После “Рублева” мы с Толей встретились на другом фильме. У Глеба Панфилова, когда он снимал “В огне брода нет”. И опять Анатолий работал с полной самоотдачей. Режиссеры конечно, должны быть ему благодарны — очень редко встретишь такого актера, который бы не спорил, не возмущался чем-то: текст там не тот или на площадке что-то не так — капризный актер всегда найдет к чему придраться».

 

● ● ●

Виктор Божович о ролях начала 70-х:

«Образ комиссара Евстрюкова, созданный Солоницыным в фильме Г. Панфилова “В огне брода нет” (1968), не так далек от Рублева, как это может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь другое время (1918 год, гражданская война), другие конфликты, другая среда, другая, наконец, творческая индивидуальность режиссера. Но Солоницыну здесь предоставлено развивать ту же тему — тему совести, тему человека, ищущего правду, которая не только разрешила бы его личную драму, но одновременно была бы всеобщей правдой — для всех людей».


«В огне брода нет». Реж. Глеб Панфилов. 1967
 

● ● ●

Еще одну главную роль у Тарковского Анатолий Солоницын сыграл в спектакле «Гамлет».

Режиссер об образе принца:

«Трагедия Гамлета в том, что, предав собственное прошлое, он оказывается на равных среди тех самых свиней, которых одинаково и последовательно презирает. И тем не менее становится таким же, как и они: приличный человек становится подлецом! Можно сказать, что он убивает уже подобных себе. И я хочу сделать так, чтобы он убивал самым подлым образом. Вот что страшно-то!».

 

● ● ●

Алексей Солоницын о подготовке к роли:

«Брат не любил говорить о том, что еще не сделано, тоже отделывался общими словами. Обычно я не надоедал, но в этот раз, видя его тяжелое состояние, пристал:

— Да что ты киснешь? Первый раз, что ли, с ним работаешь? Что такое особенное он задумал? Как будто “Гамлет” первый раз ставится, в самом деле!

— Ты прав, ничего особенного он не придумал. Просто восстанавливает текст Шекспира».

 

● ● ●

Игорь Золотусский о Гамлете Солоницына:

«Высоцкий играл, как всегда, себя, и вместо рапиры у него в руках вполне могла быть гитара. Гамлет метался, рвался на воздух, шекспировскую игру мысли покрывал крик.

Прошло несколько лет, и в 1976 году на подмостки “Ленкома” поднялся Гамлет — А. Солоницын. Это было время наиострейшего противостояния интеллигенции и власти. Но Тарковский ушел от соблазна поставить политического “Гамлета”».


Анатолий Солоницын в роли Гамлета
● ● ●

Константин Рудницкий о дуэте Гамлет — Солоницын, Офелия — Чурикова:

«То, что бурлило в сознании Гамлета, ее не касалось, не затрагивало. Тем не менее трагедия не обошла Офелию стороной. После того как Гамлет — А. Солоницын цинично и зло посоветовал: “Иди в монастырь!” — это ей-то, брюхатой, — Офелия вдруг, будто какая-то пружина в ней лопнула, со всего размаха ударила принца по лицу».

 

● ● ●

Записи Андрея Тарковского об актере в дневнике, которые к концу превращаются в историю болезни:

«22 августа 1981
До меня дошли слухи, что у Солоницына не так уж всё в порядке. Его врач говорит, что в течение года после операции можно ждать всего — и плохого, и хорошего. И что это только начало болезни.

22-23 сентября 1981
Видел Толю Солоницына с женой. Он, конечно, слаб, тяжело дышит. Но выглядит хорошо. Были с ним в райкоме.

9 декабря 1981
Лариса сказала, что Толя Солоницын в больнице. Неужели это конец? Неужели все-таки рак?».

 

● ● ●

О несыгранных ролях в «Ностальгии» и «Жертвоприношении» пишет Майя Туровская:

«Стоит обратить внимание и на имя почтальона. Можно предположить, что для Тарковского оно, в свою очередь, было “говорящим”: настоящее имя Солоницына былo Отто. И роль почтальона с его видимыми эскападами и невидимыми безднами тоже, может быть, сочинялась как бы в его память: отсутствие чего-то важного, основополагающего в мире фильмов Тарковского (минус прием, так сказать) всегда было так же значаще, как и присутствие».


«Зеркало». Реж. Андрей Тарковский. 1974
● ● ●

Ольга Суркова о том, как в Солоницыне сочеталась органика актера кино и актера театра:

«Есть, конечно, театральные актеры со своей ярко выраженной темой, но речь идет о том, что для сценического исполнителя она необязательна. Можно быть и великим театральным актером-лицедеем. Кинематограф же нацелен на собственно человеческое, присущее только этому актеру. Духовность персонажей, сыгранных Солоницыным в кино, ― это духовность одержимости, страсти, целеустремленности, идущая от личности актера».

 

● ● ●

Анатолий Солоницын об актерском мастерстве.

Из выступления перед зрителями:

«Игра актера не может быть исповедью. Исповедовать можно один раз, ну, два раза. Для меня не может быть отрешенного самовыражения во всех картинах. С моей точки зрения, актер всегда существует в стихии игры. Сюда вот вышел — уже игра. И не может быть иначе, тогда мы не были бы актерами».

…и разговоров с братом:

«Ну и пусть меня считают пижоном, “оригиналом”. Но от своей точки зрения я не отступлюсь. Актер — это функция. Конечно, функция эмоциональная, мыслящая, но функция. Актерская секция Союза кинематографистов провела дискуссию о нашей профессии. Я выступил. Так почти все были против меня. Все называют себя личностями, художниками…».

 

● ● ●

В 1979 году актер заменил Олега Борисова в фильме «26 дней из жизни Достоевского» Александра Зархи.

Об актере рассказывает режиссер фильма:

«Беззаботность не питала творчество Солоницына. Он играл роли, в которых раскрывался образ человека, внутренне обремененного противоречиями, вечного и неудовлетворенного искателя правды — нравственной и эстетической».


«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Реж. Александр Зархи. 1980
● ● ●

Фотограф Евгений Кочетов о съемках фильма:

«Анатолий знал, что картина будет сниматься в жесткие сроки. Во многом его не устраивал сценарий. Но ведь речь все-таки велась о Достоевском! Не было писателя, которого Анатолий любил бы больше».

 

● ● ●

С отказавшимся от роли Олегом Борисовым актер вскоре встретился на фильме «Остановился поезд». О работе с Солоницыным вспоминает Вадим Абдрашитов:

«Стали привозить материал, мы его смотрели вместе с Анатолием. Он был из тех актеров, которым можно смотреть снятые кадры. А есть актеры, которым этого делать нельзя — особенно актрисам. Им кажется, что они недостаточно красивы, и вот они начинают корректировать. А Толя был человек, который объективно воспринимал материал. И вот я вижу план, который неплохо бы переснять… Вдруг он говорит мне:

— Вадим, а вот этот план давай переснимем.
— Толя, ты болен… И опять в гостинице…
— Ничего».

 

● ● ●

Ответы Анатолия Солоницына на вопросы зрителей:

« — Режиссер Лариса Шепитько — очень красивая и женственная. Удивительно как она сняла такую картину, как “Восхождение”. Ваш Портнов так удачен, что просто отталкивает зрителя. Это ваша заслуга или Шепитько? Или вместе взятых?

— Тот, кто следит за творчеством Ларисы Шепитько, не удивился ее успеху. Это вдумчивый, очень серьезный художник, который от фильма к фильму набирает высоту. У нее был замечательный фильм “Крылья”. А теперь вот — “Восхождение”. Конечно, это большая редкость, что женщина — режиссер, да еще такого масштаба, да еще красавица. Но ведь любой талант — это редкость, уникальность».


Восхождение». Реж. Лариса Шепитько. 1976
● ● ●

Из писем и дневников актера:
«Возможно, копилось это годами жизни и годами работы в театре. Сейчас нервы не выдержали, взбунтовались. Быть может, я просто нервнобольной человек, а может быть, хочу истинной, необыкновенной, донкихотской жизни? И разве Дон Кихота не считали сумасшедшим? И не является ли сумасшествием требовать от себя и от других чистоты мыслей и поступков в наш, XX век?».

Хоть Андрей Плахов и предсказывал, что киноведы еще откроют для себя Анатолия Солоницына, пока о нем написано не так много. Поэтому предлагаем после заглянуть в папки фильмов, где сыграл актер: «Агония», «Проверка на дорогах», «Восхождение» и фильмов Андрея Тарковского.

Автор
Материал подготовила Мария Левунова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе