Бизнес в искусстве — это веяние времени

Режиссер Александр Митта — о будущем российского кино.

В последнее время вокруг российского кинематографа не утихают споры. Те ли проекты финансирует государство? И есть ли вообще будущее у российского кино? Скептики как мантру повторяют, что советское кино на порядок выше нашего современного. Но правильно ли делать такое противопоставление? И так ли у нас все плохо сейчас?

Во времена СССР у кинематографа были свои проблемы. Существовало давление, которое мешало работе. Многие хорошие фильмы, позже полюбившиеся зрителями, прошли драматический период, когда их закрывали, находили «недостатки». Яркий пример — «Белое солнце пустыни», выдающаяся картина, созданная режиссером Владимиром Мотылем в 1970 году. Ее два раза закрывали, и каждый раз находили новую причину для этого: то сценарий не устраивал, то идея, то дисциплина на съемочной площадке...

Были даже разговоры о том, чтобы передать незаконченную работу другому режиссеру. Конечно, сценарий «Белого солнца пустыни» нетривиальный, нетрадиционный, и его оценили не сразу. Директор «Мосфильма» остался недоволен готовой картиной, не подписал акт о приёмке. Но потом фильм неожиданно посмотрел Брежнев у себя на даче и пришел в восторг. После этого ленту выпустили в прокат. И, в конце концов, все признали, что у авторов получилась отличное кино.

Плюсы тоже забывать нельзя. «Мосфильм» был огромной фабрикой кино, работавшей на самом высоком международном уровне. Там создавались замечательные фильмы, и что особенно хорошо, молодежь, приходящая на киностудию, сразу попадала в прекрасную атмосферу — в объединения, которыми руководили действительно заслуженные мастера. И из каждой картины еще на стадии подготовки выжимали все, что можно, режиссеру действительно стремились помочь. В частности, устраивали коллегиальные просмотры, где присутствующие могли высказать свои соображения создателям. Мне нравились подобные мероприятия, потому что если там звучала критика, то чаще всего не злая, а доброжелательная.

Режиссеры подходили к работе очень серьезно. Например, Алексей Герман посылал ассистентов по всем театрам России — на Урал, в Сибирь... Нужных актеров для фильмов искали действительно тщательно. И результат был. Найденные Германом актеры потом блистали во многих других фильмах.

Кроме того, что во времена СССР картины печатали большим количеством копий и рассылали по всей стране, а следовательно фильмы имели возможность посмотреть огромное количество зрителей. И не было вот этого откровенного и циничного подхода, который мы часто наблюдаем сегодня со стороны продюсеров и студий: «Раз мы платим деньги, мы диктуем правила». Конечно, цензура существовала, но проявлялась не так явно. Создавалось ощущение, что у художника есть возможность самовыражения. А сейчас все стало просто и цинично: «Сделай мне то и это, и ни о каких твоих идеях не может быть и речи».

В СССР режиссеру, создающему картины, казалось, что он занимается важным делом, что фильм — часть образовательно-воспитательного государственного процесса, и зрители, смотря твою картину, не просто развлекаются, но духовно обогащаются. Все художники в это верили. И работа наполнялась новым смыслом, осознанием, что делаешь что-то серьезное, поэтому халтурить не надо, в торопливую поделку фильм превращать нельзя.

А сейчас в кино пришел бизнес. Это веяние времени. Я считаю, в этом нет ничего страшного — вполне нормальный процесс развития индустрии. Благодаря этому появляются такие жанры, как многосерийные кинороманы — киноистории, которые идут сезонами. Раньше такое было невозможно.

Да, киноиндустрия все больше склоняется в развлекательную сторону. Но отвечая на вопрос, заданный в начале колонки, я все же говорю однозначно: будущее у нашего кино есть. Посмотрите, какая молодежь растет! Наши картины получают премии на крупнейших фестивалях. Да и на российских смотрах немало интересного. Основная конкурсная программа «Кинотавра» в этом году состояла из 14 фильмов, и многим режиссерам не было даже 30 лет. Времена меняются, проблемы уходят и появляются, а кино остается. И стремление молодых снимать фильмы — тоже. А значит, за будущее можно не беспокоиться.


Автор — советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер. Народный артист России.

Автор
Александр Митта
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе