День, когда остановится Америка

Фильм Скотта Дерриксона «День, когда Земля остановилась» – не очень хорошее кино. Однако, если рассматривать его как сон, в котором отразились страхи Америки, откроется много интересного.

Фильм начинается с показа звездного неба над горными хребтами и даты: 1928. Год, предшествовавший Великой депрессии. В 1928 году рост долларовой массы достиг пика, и знающие люди приготовились к грядущему краху. Далее к дате добавляется обозначение места: горы Каракорум, Индия. Каракорум – не только горный хребет, но и название столицы Чингисхана. Дальше какой-то альпинист выходит из палатки, видит светящийся шар, идет к нему, прикасается: свет, альпинист теряет сознание, а когда приходит в себя, обнаруживает на кисти руки нечто вроде стигмата.


Все, действие переносится уже в наше время и к эпизоду в горах Каракорум больше не возвращается. Кажется, этот эпизод нужен авторам лишь для мотивировки: инопланетяне взяли у верхолаза образец ДНК и использовали для создания земного тела того самого инопланетянина, который действует в фильме. Однако зачем тогда было выставлять точную дату – 1928 год? Да затем, что для начала зрителю надо было дать намек на предыдущий мировой кризис, результатом которого стали коллективизация в СССР, приход к власти нацистов в Германии, рузвельтовский «новый курс» и война.

Трудно сказать, насколько авторы фильма отдают себе отчет в том, что за намек у них получился. Они, например, могут думать, что выставили дату, так сказать, в рифму: 28–08. Но мало ли кто что думает. Поскольку кино это продукт не только сознательной, но и бессознательной деятельности большого коллектива, любой фильм можно рассматривать как коллективное сновидение. Не только сновидение авторского коллектива, но и общества в целом, поскольку киношники – носители типичных фанаберий и страхов общества, в котором живут. И поэтому по кино можно не только судить о психологическом состоянии общества, но и предсказывать, к чему оно движется. Иногда случаются поразительные пророчества. Например, в похожем на «День, когда Земля остановилась» фильме «Армагеддон» некий негр на фоне рушащихся высоток все повторяет: «Звоните 9–11». Проходит немного времени, и вот 11 сентября (9.11) самолеты врезаются в башни-близнецы. «Армагеддон» оборачивается вещим сном.

Итак, «День, когда Земля остановилась». К Земле приближается космический объект. Американское правительство собрало специалистов (в том числе и астробиолога Хелен Бэнсон, главную героиню фильма), дабы решить: что делать? Первоначально-то астрономы думали, что все обойдется, но объект изменил траекторию и теперь нацелен прямо на Землю. Точнее – на Манхэттен. До столкновения, при котором все живое погибнет, остается час с небольшим. Все напряглись в ожидании… Ведется обратный отсчет: 3, 2, 1… И?.. И ничего. Что случилось? Да, объект снизил скорость (так бывает перед крахом биржи). Пронесло? Нет, все же садится.

Из всей этой фантастической чуши выделим пока только одно: Манхэттен. Почему именно он? Потому что фильм американский? В общем – да. Американцы должны воспринимать разрушение мира как разрушение Америки. На Манхэттене паника, беготня, опрокинутая детская коляска, как в «Броненосце Потемкине» (что уже само по себе знак). Ученые в скафандрах приближаются к шару, переговариваются: радиация в пределах нормы, какие-то помехи… Но главное – чувствительное нутро. Астробиолог Хелен Бэнсон сообщает: «Я чувствую – он близко». И уже совсем изготовилась к контакту, как вдруг – шум, вой сирен. Едут спецназ, полиция, какие-то еще вояки. Слышится возглас: «Кто командует действиями?» Да никто не командует. В Америке (показанной в фильме) наблюдается полный бардак. Люди приехали, достали оружие, спрятались за автомобилями, прицелились, ждут команды. Кто-то кричит: не стрелять!

Только представить: является инопланетянин на Землю, а его там встречают по законам добра и красоты, принятым в Голливуде, наставив оружие. Сцена в сущности повторяет обычное: преступник, взявший заложников, выходит сдаваться. И, как это часто бывает в американском кино, в момент, когда кричат: «Не стрелять!», кто-то стреляет (негр, если я правильно разобрался в этой суматохе). Преступник (в данном случае инопланетянин) падает. Крики: «Отставить, отставить…» На шлеме Хелен, которая как раз протянула пришельцу руку (и тот тоже в ответ протянул), брызги крови. Инопланетянин падает, а за ним вырастает кошмарный робот, который выводит из строя все американское оружие.

Бремя белых

Потом над пришельцем колдуют земные врачи, а по телевизору показывают биржу и говорят: «Сегодня в ходе утренних торгов мировые рынки охватила паника в связи с событиями в центральном парке Манхэттена». Мы видим эту панику и опять комментарий: «Торги в Нью-Йорке были остановлены, ведется эвакуация Манхэттена, жители других городов покидают населенные центры».

Слышится голос: «Президент и вице-президент находятся в двух разных убежищах. Пока эта ситуация не разрешится, глазами президента являюсь я». Это говорит дама сурового вида, Риджина Джексон, министр обороны США. Она спрашивает у подчиненных: «Где наш спутник?» Те что-то мямлят в ответ. Мадам объясняет: «При помощи этого спутника пришельцам удалось проникнуть в наш главный компьютер и отключить систему нашей противоракетной обороны, там же – все данные, они знают о нас все…» Продолжение речи исчезает в шуме вертолета, который везет министершу на свидание с инопланетянином.

Для начала мадам объясняет ученым, вознамерившимся изучать код ДНК пришельца: «Этот код – собственность правительства США. Факт его существования засекречен». А потом приступает к допросу инопланетянина. «Вы представитель цивилизации?» Ответ: «Я представитель группы цивилизаций». Вопрос: «И где же находятся эти цивилизации?» Пришелец: «Повсюду вокруг вас». Далее на вопрос о цели прибытия он отвечает уже как политик: «Сейчас происходит заседание глав государств мира, и какова моя цель, я объясню им». Продолжение допроса, министерша:

– Боюсь, что это невозможно. И какова ваша цель, вам придется объяснить мне.

– Вы говорите от лица всего человечества?

– Я говорю от лица президента США. Итак, скажите: зачем вы прилетели на нашу планету?

– На вашу планету?

– Да… это наша планета.

– Нет, это не так.

Отсюда проясняются две важные вещи. Во-первых, американское правительство считает Землю своей собственностью («это наша планета»), а пришелец утверждает, что «это не так». А во-вторых, вовсе не факт, что инопланетянин – пришелец из космоса. Может быть, даже наоборот: он «представитель группы цивилизаций» Земли, которые находятся «повсюду вокруг вас» (людей, каковыми в этом контексте оказываются именно американцы).

Разумеется, речь не о том, что этот пришелец – представитель каких-то конкретных арабов, русских, китайцев, индийцев и прочих народов, населяющих Землю и имеющих свои претензии к США. Речь о некоем идеальном представителе цивилизаций Земли, о воплощении земной жизни вообще. Глобализм белого человека направлен на то, чтобы уничтожить земное многообразие. Какие бы возвышенные слова ни говорились о благородной миссии белых, цивилизующих мир, каждый их шаг всегда был направлен на уничтожение других цивилизаций. Прямое уничтожение, о котором известно из истории, или косвенное подавление, которое происходит сейчас под маркой продвижения западной культуры и технологии. Замена цветущей сложности жизни мертвым стандартом, который и есть высшее достижение белых. Которые сегодня ассоциируются в первую очередь с Америкой (какие бы народы в ней ни жили).

И пусть даже авторы фильма не отдают себе полного отчета в том, насколько американцы для других народов Земли – душители жизни и вивисекторы, все же они (авторы) четко показывают в своем фильме именно это: американская правящая элита по природе своей – именно душители. Это, может, и преувеличение, но смотрите: выслушав речи пришельца, министерша отворачивается и говорит: «Ему введут транквилизаторы и переведут в более надежное место». Один из ученых: «Его будут допрашивать?» Ответ: «Вполне возможно». С бабой пытаются спорить: «Он ведь хотел выступить в ООН». И тогда она популярно объясняет, что история не раз показала, к чему приводят контакты разных цивилизаций: «Как правило, представители менее развитой цивилизации бывают порабощены». За примерами далеко не идет, берет их из истории американского континента: Колумб, Писсаро, коренное население. Проецирует на инопланетян свое представление о должном. Возражений не слушает. Решает накачать пришельца наркотиками и допрашивать при помощи детектора лжи. Чего только не сделаешь ради Америки.

Препарат, развязывающий язык, вызывается ввести инопланетянину Хелен Бэнсон. Нет, она хорошая. Она просто решила обмануть безумную тетку Риджину. Вместо наркотика вводит пришельцу физраствор. И шепчет: «Бегите». Он так и сделал. Одним мановением мысли вырубил следователя, разузнал коды, положил охрану, оделся в цивильный костюм и ушел. Министерше ничего не остается, как приказать его искать: «Скажите, что это беглый преступник».

Путин недоволен

Итак, в основе фильма лежит криминальная сюжетная схема. Некто (инопланетянин) был принят властями США за преступника, попытавшегося взять заложников (человечество), и поэтому ранен, арестован, допрошен, но потом убежал. И вот он на каком-то вокзале – смотрит телевизор. В нем мелькают Ангела Меркель, Владимир Путин и папа римский. Комментарий: руководители государств подвергают США критике. И как раз в это время пришельцу становится плохо – открывается рана, нанесенная в начале фильма. Если верно, что Клаату – так представился инопланетянин – олицетворение иных, чем американская, цивилизаций Земли, то открытие раны на фоне выступлений мировых лидеров означает, что попытки Европы, России и Рима как-то вразумить американское правительство терпят крах. 

Собственно, открывая рану на груди пришельца, авторы просто хотели подключить к дальнейшему ходу сюжета отправившуюся домой Хелен Бэнсон. Ей звонят, говорят: «Вашему пациенту плохо, приезжайте». И она едет вместе со своим маленьким пасынком Джейкобом. Сама-то Хелен белая, а этот ее пасынок – негритенок (его отец, муж Хелен, погиб на войне). Этот черный пасынок белой Америки – совершенно неуправляемый мальчик. Он воспитан в лучших традициях голливудского суперменства и вырос на компьютерных играх. В первый раз он появляется на экране, когда еще ничего неизвестно о пришельцах, увлеченно играет в какую-то стрелялку. Входит мама (Хелен), дитя отвлекается… «Из-за тебя меня убили», – это его первые слова в фильме. В контексте дальнейшего звучит символично.

Так вот, забирая Клаату с вокзала, Хелен говорит ему: «Я пошла на большой риск. Может быть, это было ошибкой? Вы друг нам?» И получает ответ: «Я друг Земли». Уклончиво. Собственно, кто такая Хелен? Она что, предательница интересов человечества (американского)? Да, нечто вроде того… Больше всего она похожа на тех женщин из стран социалистического лагеря, которые в западном кино предают свою родину, влюбляясь в какого-нибудь Джеймса Бонда, посланного эту родину доконать. Этих героинь, борющихся с тоталитарным режимом, обычно изображают так, чтобы вызывать у зрителя симпатию к ним. Такова и Хелен Бэнсон. Даже не сразу понятно, что она – нечто вроде Валерии Новодворской.

Когда инопланетянин садится в машину Хелен, негритенок говорит: «Почему люди убегают? Лучше вступить в бой». Эта его первая фраза при контакте с пришельцем относится к толпам на вокзале. Хелен отвечает, что пришельцы прилетели не воевать. И тогда мальчик произносит слова, которые очень точно отражают идеологический настрой правительства, начавшего контакт с неземным существом со стрельбы и допроса с пристрастием: «Но их все равно надо убить. На всякий случай». Устами младенца глаголет сермяжная правда Америки. Инопланетянин напрягается, а мальчик продолжает: «Папа бы так и сделал».

Тут они подъезжают к Макдоналдсу, где у пришельца назначена встреча с еще одним представителем иных цивилизаций. И кто бы вы думали этот второй? Китаец! Но только не китаец из Китая, а китаец, живущий в Америке. Он говорит: «Я живу среди них 70 лет и хорошо их знаю». В сущности весь разговор с китайским пришельцем – еще одно подтверждение того, что американские фобии, отраженные в фильме, касаются вовсе не каких-то там неземных цивилизаций, а вот именно – земных. И в первую очередь – китайской. Конечно, отнюдь не случайно то, что китаец (а не араб или индиец) оказался шпионом, живущим среди американцев. Китай – воплощенная инаковость. Но этот китайский инопланетянин уже сжился с американцами, видит в них много хорошего и даже готов вместе с ними погибнуть. Это реалистичная деталь: современная китайская экономика крепко завязана на американский рынок.

В фильме не объяснено, зачем Клаату встречается с этим с китайским шпионом. Наверное, чтобы получить от него какую-то информацию. Может, и получил, хотя непонятно, зачем она, если пришелец всезнающ. В общем по логике фильма об остановке Земли этот китаец совершенно не обязателен. А вот по логике сна об остановке Америки абсолютно необходим. Ибо символизирует ту цивилизацию, которая только и может ее реально остановить. И как раз после встречи с китайцем Клаату запускает программу уничтожения человека (американца) на Земле.

Первая стадия операции – спасение всего живого: птиц, насекомых, змей и так далее… Земная тварь собирается в светящиеся шары, подобные тому, на котором прилетел Клаату. Шары взлетают на фоне Великой Китайской стены, египетских пирамид… Это опять-таки следует толковать как знак того, что уничтожению подлежит только американизм. ДНК других цивилизаций, похоже, спасается в тех самых шарах, которые летят над архитектурными символами соответствующих культур. И лишь шар, опустившийся на Манхэттен, остается на месте. Американская военщина бряцает оружием, пытается уничтожить его. Даже взяли в плен робота и – давай его сверлить.

Волшебное слово

Считать американцев патентованными злодеями, душителями жизни и природы, конечно же, несправедливо. Большинство из них – люди как люди. Вот только «квартирный вопрос их немного испортил» (как выразился русский Клаату – Воланд). И дело тут вовсе не в ипотеке, дело в том, что они зажрались на собираемых со всего мира харчах. Кто-то (представители других цивилизаций) недоедает, а кто-то жирует. Попробуйте снизить уровень потребления в Америке, и вы увидите толпы, громящие и грабящие магазины. Это не я говорю. Это показано в фильме «День, когда...»

Министерша смотрит в телевизор и видит беспорядки из-за нехватки продовольствия. Логистика нарушилась, в том числе и в США. Конечно, авторы фильма помнят беспорядки и мародерство, которые периодически возникают в Америке и по менее значительным поводам, чем явление инопланетян.

Однако мы до сих пор еще не знаем, зачем пришельцы явились. Это становится известно только из разговора между Хелен и Клаату, состоявшегося сразу после того, как он приступает к операции, ради которой и прилетел. Пришелец:

– Эта планета умирает, человечество уничтожает ее.

– И вы прилетели нам помочь?

– Нет, не за этим.

– Но вы говорили о спасении.

– Я говорил о спасении планеты.

– Вы спасаете Землю… от нас?..

Вот именно! Логика инопланетянина даже гуманна: «Если погибнет Земля, погибнете и вы. Если погибнете вы, Земля уцелеет». Но Хелен не хочет ее понимать: «Вы не знаете нас. Мы изменимся и все исправим». Да знают они вас прекрасно. Клаату говорит: «Мы наблюдали, мы ждали и надеялись, что вы изменитесь. Ситуация достигла критической точки». Тут Хелен в первый раз и произносит волшебное слово: «Пожалуйста». Детский сад. Астробиологиня умоляет пришельца: пожалуйста, остановитесь, пожалуйста, нет, мы изменимся, пожалуйста, мы исправим это… Но ответ тверд: решение принято, процесс запущен (пошел, как говаривал Горбачев).

Итак, согласно сновидческой логике фильма, Клаату спасает Землю от американцев. Экологический крен, который здесь явно проявляется, конечно, имеет значение, но все же плохая экология – только следствие того глобального порядка, который установился на Земле благодаря американской гегемонии. И как бы подтверждая это, авторы фильма прерывают моления Хелен: подъезжает полицейская машина, из нее вылезает шериф с пистолетом и начинает знакомую песню: руки на капот и т.д. Пришелец легким движением руки обезвреживает представителя закона.

Дальше весьма интересно. На слова Хелен: «Вы могли бы все остановить, верно?» – Клаату отвечает: «Я пытался вас вразумить, пытался говорить с руководителями…» И вот момент истины: Хелен выпаливает: «Это не наши руководители!» Позвольте, а чьи же? В фильме четко показано, что, оттеснив лидеров других стран от контакта, американские руководители налаживают его, как умеют, проводят полицейскую операцию. Официально ею руководит представительница президента США. Но выходит, что по-настоящему руководит не она и не президент.

Так кого же Хелен признает настоящим руководителем? А вот (продолжение фразы «Это не наши руководители!»): «Если вы хотите поговорить с таким человеком, я отвезу вас к нему». Едут… И здесь перебивка: министерша, глядя на монитор с шаром, в котором сидит осьминог (то есть Ктулху), отвечает на фразу ученого, который предположил, что пришельцы собирают образчики видов живого с нашей планеты. «Это не наша планета, – говорит она. – Так он (Клаату) заявил мне там, в госпитале». Еще раз: «не наша», значит – не американская.

Тем временем Хелен привозит инопланетянина в дом профессора Карла Бэрнхардта, получившего Нобелевскую премию за работу по биологическому альтруизму. Глядя на него, мы понимаем, как авторы фильма представляют себе истинного «нашего руководителя». Совсем не похож на политика. Лицо благородное, одет в домашнюю кофту, слушает музыку, пишет на доске какие-то формулы. Одним словом – мудрец. Может быть, даже – сионский. Он написал на доске что-то настолько мудреное, что даже инопланетянин разволновался. Правда, обнаружил ошибку. Взял тряпку, мелок, стал исправлять.

Тут и явился профессор. Незаметно так сзади подкрался, следит за ходом мысли Клаату, удивляется: «Неужели это возможно?» Да! Истинно руководящий мудрец все схватывает на лету, тоже берется за мел, начинает писать наперегонки с пришельцем. Это, надо полагать, и есть настоящий контакт цивилизаций. Под музыку Баха, от которой Клаату как бы вдруг размягчился. Но своего намерения уничтожить американцев пока что не оставляет (тем более что параллельно происходит другой контакт: военные ученые сверлят тело взятого в плен инопланетного робота). Мудрец ищет подходы к Клаату: «Но неужели у вас нет технологий, с помощью которых можно решить наши проблемы?» И узнает, что проблема не в технологиях, проблема людях, у которых нет желания измениться. Профессор: «Так помогите нам в этом». Клаату: «Это стало вашей сутью – уничтожать окружающий мир и друг друга». Профессор: «Но всякая цивилизация рано или поздно приходит к кризису».

М-да, альтруистичный биолог выбрал точное и своевременное слово: кризис. Пришелец в ответ объясняет, каков обычно бывает результат кризиса для цивилизаций:

– Большинство из них погибало.

– Но вам удалось выжить. Как?

– Наше солнце угасало…

– Значит, лишь под угрозой нависшей гибели вы стали тем, чем являетесь сейчас.

– Да.

– Ну, вот и ответ. Вы говорите, что мы на грани гибели. И вы правы. Но благодаря этому возникнет потребность измениться. Мы эволюционируем, только оказавшись над бездной. Это наш шанс. Не отнимайте его у нас. Мы близки к решению.

И ровно в этот момент американское правительство как никогда близко к решению задачи уничтожения инопланетянина. По крайней мере так оно думает. В доме профессора слышится шум. Беседующие переглядываются. Что такое? А это негритенок увидел по телевизору, что разыскивается беглый преступник, позвонил и сдал пришельца. На его поимку посланы три вертолета, они приближаются... Нет, это уму непостижимо: ведь Джейкоб уже имел случай убедиться в том, как легко Клаату расправляется с полицией. А все же звонит. Патриотизм этого мальчика просто не знает границ. Если правда, что кино выражает бессознательное отношение некоторой части народа к реальности, нам остается только соболезновать американцам.

И вот почему. В фильме этот юный афроамериканец именуется Джейкобом, но вообще-то это настоящий маленький Обамка. Играет его (Джейкоба) Джейден Смит, сын того самого Уилла Смита, который не только внешне отчасти похож на Обаму, но и участвовал в идеологическом обеспечении его предвыборной кампании (во всяком случае некоторые идеи фильма «Хэнкок», где Уилл Смит сыграл роль чернокожего супермена, пиарщики Обамы обыгрывали). Не то чтобы этот маленький стукач, повторяющий на бытовом уровне мероприятия правительства по поимке инопланетянина, символизировал еще не избранного (когда фильм снимался) Барака Обаму. Но на уровне сновидческих ассоциаций этот черный пасынок Америки отражает неосознанную, может быть, надежду авторов фильма на то, что черный президент расшибется в лепешку, наделает глупостей, подлостей, но – спасет Америку (мир).

Дядь, прости…

Вызванные негритенком вертолеты приближаются, надо бежать. Альтруистический биолог напутствует Хелен: «Переубедите его – не с помощью доводов, а поступками» (это, как потом окажется, и есть главная мудрость истинного руководителя Америки). И вот Хелен, Клаату и негритенок Джейкоб бегут по лесу. Мальчик выбегает на поляну, машет вертолетчикам: сюда, сюда… Хелен: «Что ты делаешь?» Обамка: «Его надо убить, папа бы так сделал». Ключевое слово здесь – «папа». Дальше с одного из вертолетов прыгает человек, забирает Хелен и улетает. Два других вертолета пришелец уничтожает голыми руками. Хелен скоро вернется, вот только немного поубеждает руководство в том, что остановить инопланетянина не удастся, посидит под замком... Кинематографически это выглядит довольно бессмысленно, но по логике сна очень нужно, чтобы на какое-то время негритенок остался наедине с пришельцем.

Поначалу мальчик пугается, путается под ногами у Клаату, выбегает на мост, останавливается: «Не убивайте меня». Инопланетянину не до него, он просто куда-то идет. Проходит мимо, и в этот момент доска под ногой Джейкоба ломается, он начинает падать. Пришелец автоматически подхватывает ребенка, тот говорит: «Спасибо». Секундное замешательство, и вот негритенок (подлая душонка) начинает налаживать контакт. То есть ныть: «Я не знаю, где мы. Мне так хочется домой». Это переломный момент фильма, переворот в сознании – и мальчика, и инопланетянина. Не случайно дело происходит на архетипическом мосту, над потоком. Долгий обмен взглядами между пришельцем и негритенком. Все, контакт установлен. Клаату говорит: пойдем. Рубикон перейден.

И буквально следующий кадр поясняет другую сторону контакта: к плененному роботу входит человек в скафандре, чтобы сменить пришедшее в негодность сверло, при помощи которого правительственные ученые норовят добраться до самой сути устройства пришельцев. Попросту говоря – робота пытают. Зритель по контрасту должен понять: контакт мальчика, демонстрирующего слабость, более успешен, чем контакт палача со сверлом, которого через минуту сожрут насекомые, выпущенные роботом для уничтожения цивилизации.

Между тем Хелен доставляют на командный пункт. Оборонная дама спрашивает: «Он прилетел, чтобы уничтожить нас»? Хелен отвечает, что спастись можно только в том случае, если он передумает, дайте мне переговорить с ним. Дама демонстрирует оптимизм: «У нас ситуация под контролем». Но тут как раз ей сообщают: все, наши технологии бессильны. Следующий кадр: мальчик, имеющий самые идеалистические представления об Америке, объясняет инопланетянину, что мама ничего плохого не сделала, поэтому ее должны отпустить. И сразу еще один кадр: из робота полезла масса насекомых. Армия бьет по ним из всех калибров, но – бесполезно, масса от этого лишь разрастается. Министерша спрашивает: «А куда эта масса движется?» Ответ: «Во все стороны». Это конец.

Остается, правда, последнее средство. Министерша идет к Хелен и отпускает ее: «Что ж, идите, но я вам ничего не обещаю, вам приходится действовать в одиночку. Удачи». То есть по сути Хелен получает задание убедить пришельца в том, что человечество уничтожать не надо. Авторам для того и понадобилось доставить астробиологиню на командный пункт, чтобы все дальнейшие разговоры с пришельцем были не какой-то там самодеятельностью, а – пусть и не официальным, но все же – поручением правительства. И чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это миссия, с Хелен отправляется некий ученый (он сам вызвался, но не будем наивны) из министерства обороны. В дальнейшем этот профессор в штатском ничего не делает, только маячит на заднем плане. Зачем он нужен, авторы фильма вряд ли сумеют вам объяснить. А я объясню: он послан, чтобы контролировать Хелен. И даже, возможно, чтобы передать в центр координаты, когда придет время еще раз пальнуть по пришельцу. Другого назначения у ученого нет.

А назначение Хелен – быть переговорщиком. Это тоже штамп: когда преступник захватывает заложников, к нему отправляют профессионала, умеющего перевести его из состояния аффекта (например, одержимости идеей уничтожить человечество) в состояние, когда с ним можно разговаривать, внушать ему мысль: заложники не виноваты. С профессиональными преступниками такие трюки не проходят, а вот с психически неуравновешенными любителями – вполне. Альтруистичный биолог, посмотрев на Клаату, понял, что тот явно не профессиональный преступник. И потому предложил Хелен переубедить его, но – «не с помощью доводов, а поступками». Что это значит? А «брать на жалость». То есть демонстрировать всем своим видом, что – да, я нагадил, но больше никогда так не буду, папочка, милый, прости, я хороший, не надо ремнем, ну пожалуйста… Примерно это изначально и говорила пришельцу Хелен. Но в исполнении негритенка эта детская аргументация смотрится лучше.

Поэтому Хелен и надо было временно удалить. Ведь в ситуациях, когда остается только канючить, в душе человека является бьющий на жалость ребенок. Что мы и видим в фильме. И это – весьма говорящая метафора, будто выскочившая из какой-нибудь книжки Эрика Берна по интеракционному анализу: вместо взрослой Хелен, отправившейся в родительскую сферу министерства обороны, с Клаату начинает общаться ребенок. И что, неужели американцы надеются победить кризис при помощи таких заклинаний? Похоже, что так. По крайней мере такой рецепт предлагает их истинный руководитель.

Часы министерши

Джейкоб предлагает очень пикантное место встречи с Хелен. На кладбище, где похоронен его отец. Мальчик подводит Клаату к отцовской могиле – оживите его. Пришелец вежливо отказывается: «Есть то, чего я сделать не могу». Мальчик хнычет: «Пожалуйста». Нет. Ребенок разочарован, встает на колени, начинает жаловаться своему папе на несправедливость мира… И в этот момент гефсиманских борений является Хелен со своим напарником. Джейкоб продолжает жаловаться уже ей (и теперь – на папу): «Это несправедливо… Он бросил меня тут одного». Мачеха отвечает: «Нет, тебя никто не бросил. Я вижу его в тебе. Постоянно…» Еще бы! И зритель тоже все время видит в Джейкобе этого папу. Ревность к пришельцу, стремление его убить – это действия папы в ребенке. А сейчас сын вызывает отца с того света. И, в общем, дозвался. В душе пришельца просыпается добрый «отец», и он (Клаату), как и подобает папе, которого умоляет дитя, размягчается: «В вас есть иная сторона, я вижу это». В этот момент в небесах видна туча насекомых, уничтожающих американскую инфраструктуру. Хелен спрашивает: «Так все и кончится?» Ответ: «Да». И нельзя остановить? Клаату обещает попробовать, но для этого нужно вернуться к шару.

О, наивный инопланетянин! О, наивные представители иных земных цивилизаций, дающие уговорить себя продолжать играть по американским правилам (типа: будем всем миром спасать экономику, основанную на долларе). Как глупо! Ну где это видано, чтобы испорченный ребенок вдруг сразу исправился. Пройдет немного времени, и он возьмется за старое. В фильме это показано так: Клаату, Хелен, негритенок и профессор в штатском едут к шару. И как раз в это время происходит телефонный разговор министерши обороны с президентом: «Да, господин президент… Но, при всем уважении к вам, военные действия только усугубят дело… Уверена, что мы еще можем вступить в диалог… Да, господин президент, как прикажете». Положив трубку, эта почти что уже образумившаяся дама исполняет приказ, поступивший от отца нации: расстрелять машину с пришельцем. Машина горит.

Клаату, Хелен и Джейкоб бегут от туч насекомых, которые пожирают все подряд. И которые уже забрались внутрь негритенка, он умирает. Хелен молит: спасите его. Пришелец вытягивает из мальчика насекомых, говорит: «Ваш профессор был прав – на краю гибели люди меняются». И, преодолевая бурю, идет к своему шару. Касается его и исчезает. Все, процесс остановлен, люди спасены, насекомые дохнут. Повсюду гаснет электричество. Останавливаются заводы, авто, поезда, никнут нефтяные качалки. Представитель президента Риджина Джексон смотрит на часы. Они тоже остановились.

Поговорим о времени, о тикающих бомбах, которые в американском кино обычно не взрываются, ибо за секунду до взрыва их обезвреживает герой, «спасающий мир». Это фундаментальный американский миф, отражающий ужас перед грядущим, которое должно стать наказанием, но – увы, становится избавлением. И в американском же кино есть великолепная деконструкция этого мифа. В «Криминальном чтиве» отец боксера, которого играет Брюс Уиллис, будучи в плену, хранил часы в заднице, чтобы передать их сыну. Папа боксера не дожил до этого мгновения. В фильме Тарантино часы осиротевшему сыну вручает товарищ отца. В дальнейшем сын из-за этих часов находит приключение уже и на свою задницу. И доходит почти до того, что она должна быть отодрана. Но боксера минует чаша сия, первой удар принимает зад мафиозного негра. Пикантно тут то, что все эти трагичные (и комедийные) отцы, носящие в себе тикающие механизмы, восходят к отцам-основателям Америки (архетическому началу патриотизма) и означают предчувствие конца (в самом брутальном смысле этого слова).

Конец: шар улетает. А что остается? Да полная катастрофа. Жизнь остановилась. То, что люди остались живы, вовсе ничего не значит. Хеппи-энд в данном случае – только надежда на то, что все обойдется, если хорошенько попросить прощения. Но в реальности все не так. Представьте мир, в котором безвозвратно отключено электричество, машины не ездят, нефть не качают. И не торгуют ею на бирже за доллары. И доллары никому не нужны. Это и есть смерть западной цивилизации. Пришелец все-таки сделал то, что намеревался. Только – другим способом, без туч насекомых, без лишних кинематографических эффектов. Люди живы, но завтра перебьют друг друга в борьбе за остатки пищи на складах. И приступят к каннибализму. То есть выполнят работу по уничтожению лучше, чем насекомые.

Таков итог фильма «День, когда Земля остановилась». Остается надеяться, что остановится не вся Земля, а только Америка. Но когда же это произойдет? А давайте посмотрим на остановившиеся часы на руке министерши обороны. На улице утро. На стоящем хронометре 8 часов 33 минут и 7 секунд. Девятый час. Что прямо указывает на девятый год. Вопрос только в том, как истолковать минуты? Указывают ли они на третий месяц (март), когда, как многие ожидают, обрушатся рынки? Или – на средину года (33 минуты – какие-то числа июля)? Посмотрим, время покажет.

Олег ДАВЫДОВ

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе