Федор Бондарчук и война миров

Впечатления от фильма «Сталинград» можно охарактеризовать одним словом — «странные»

Лишь вчера из-за двухнедельного отсутствия в Москве поглядел «Сталинград» Федора Бондарчука, выдвинутый от России на «Оскар». Несмотря на ненависть к стереоскопическим очкам, заставил себя пойти на оригинальную версию 3D.

Фильм отрецензировали уже многие, поэтому перед просмотром огородил себя плотной завесой молчания. Домашние пытались терроризировать меня разговорами: «А знаешь, что сказали про “Сталинград” Б., Д., З., К., П.? А хочешь послушать, что пишут на фейсбуке?» «Не хочу ничего слышать!» — рявкал я в ответ, желая сохранить девственное восприятие.

Главный сюрприз — фильм оказался почти камерным. Нет стратегического взгляда на сталинградские события.

© WDSSPR

В итоге добился невозможного для представителя своей профессии: на пятый день проката «Сталинграда» я не знал о нем ровным счетом ничего. Так что в первые минуты сеанса, обнаружив на экране не разрушенный войной город на Волге и солдатские подвиги, а разгромленную землетрясением Японию 2011 года и профессиональный героизм нашего МЧС, я подумал, что ошибся залом.

Я увидел не ту картину, какую ожидал. Остается решить для себя: достоинство ли это «Сталинграда» или его недостаток.

О чем это

О том, как поздней осенью 1942-го группе наших разведчиков удалось захватить дом на окраине Сталинграда вблизи переправы через Волгу и удерживать его более двух суток.

Жестокие эпизоды рукопашной, когда главное оружие — это штык-нож, а главная цель — горло врага, перемежаются лирическими и даже мелодраматическими отступлениями. На сером фоне войны развиваются две любовные истории: рассказ о влечении немецкого капитана, который обязан отбить дом у наших разведчиков, к русской красавице-блондинке, обитающей в одном из окрестных подвалов, и сказ о высокой любви пяти воинов во главе с другим капитаном, нашим, к 18-летней светлой и святой девушке. Она хозяйка того самого полуразрушенного сталинградского дома, который они отбили у немцев, можно сказать — его душа. Она продолжает жить в нем, несмотря на гибель всех родных и соседей.

Немец, конечно, не сравним с нашим ни моральным обликом, ни духом. Он лучше других фрицев, но все равно фриц

Чем закончится порочная интернациональная история страсти, выдавать не стану. А наша завершится чудом. Девушка станет матерью того самого представителя МЧС (это понятно с первых кадров), который спасает людей из-под завалов после японского землетрясения, причем не каких-то людей, а немецких подростков-туристов — потомков тех, кто организовал кровавую сталинградскую бойню. Ведь все люди теперь братья. Чтобы отвлечь подростков от страшных мыслей, когда те лежат в ловушке под бетонными обломками, эмчеэсовец рассказывает им историю своего рождения. Его отцами мать считала всех пятерых русских воинов во главе с капитаном, которые пришли в ее разбомбленный сталинградский дом. Непонятно, кстати, почему пятерых: юную девушку в фильме окружает шестеро наших. Но шестого, бойца из речной флотилии, сценаристы фильма почему-то не посчитали.

На самом деле отцом будущего эмчеэсовца был только один из воинов. Но и в случае с ним Бондарчук ничего эротического не показывает. Идеальную героиню «Сталинграда» вообще трудно представить в постели: она словно бы из иных высших сфер (а вот у немца с его блондинкой — настоящая и, судя по всему, аморальная постель; немец даже жалуется, что блондинка пробудила в нем, солдате, зверя). Так что ситуацию можно трактовать и как непорочное зачатие. В фильме вообще много символов, доказывающих, что с нами Бог — с русскими, а не немцами. Хотя лозунг Gott mit uns использовала (что остается за кадром) именно германская армия.

Отдельная тема — по-голливудски непримиримая дуэль двух солдат, двух капитанов: нашего и немецкого. Немец, конечно, не сравним с нашим ни моральным обликом, ни духом. Он лучше других фрицев, но все равно фриц. Но как противники они друг друга достойны. Нашего изображает Петр Федоров из «Обитаемого острова» и «России 88», немца – европейский и голливудский актер Томас Кречманн.


В фильме есть как минимум одна страшнейшая массовая сцена, когда на атакующих советских солдат выплескиваются тонны горящего топлива

© «WDSSPR»

Что в этом хорошего

Главный сюрприз — фильм оказался почти камерным. Нет стратегического взгляда на сталинградские события. Нет так называемой генеральской правды, которой отличались советские эпопеи Юрия Озерова — от «Освобождения» до его собственного «Сталинграда», выпущенного в 1989 году. Нет карт со стрелочками die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert: еще Л. Н. Толстой считал, что они не отражают правду о войне (обратная сторона медали — новая публика может не понять из фильма масштаб Сталинградской битвы). При этом в фильме есть как минимум одна страшнейшая массовая сцена, когда на атакующих советских солдат выплескиваются тонны горящего топлива, и те живыми факелами, потеряв рассудок от боли и ярости, продолжают атаковать немецкие окопы. Эту сцену запомнят, полагаю, все.

В то же время в фильме нет и так называемой окопной, солдатской правды, которую отстаивали в своей прозе Виктор Некрасов, Василь Быков, Виктор Астафьев.

Этот фильм в общем-то сказка. Один из критиков (после просмотра я все-таки почитал рецензии коллег) написал, что киноопера. А еще точнее, апокриф, хождение русской богородицы — 18-летней девушки — и русских апостолов-разведчиков по мукам.

Только что шли «300 спартанцев» — и вдруг фильм становится похожим на павильонные картины сталинских времен

Странности

Вероятно, желание сотворить апокриф и сыграло с Бондарчуком дурную шутку.

С одной стороны, «Сталинград» — сверхсовременное кино, прежде всего коммерчески современное: компьютер и еще раз компьютер. Сцены боев не только жестокие, но и красивые: режиссер их смакует. Из-за замедленной съемки, позволяющей насладиться всеми деталями перерезания горл, «Сталинград» напоминает кинокомиксы типа «300 спартанцев» Зака Снайдера, а также компьютерные игры — еще и потому, что задник с видами разрушенного и дымящегося Сталинграда нарисован слегка неряшливо. Как и в играх, он только фон, для режиссера не слишком важный. (Не могу, кстати, не прокомментировать ситуацию, которая меня задела. Зайдя после просмотра на официальный сайт фильма, я с недоумением обнаружил, что этот сайт и есть компьютерная игра. В ее начале — дальше не заглядывал — надо форсировать Волгу на плоту с советским солдатом и умудриться не погибнуть под вражеским огнем. Потом, судя по всему, надо отыскать какие-то пистолеты, чтобы выиграть бесплатные билеты в кино. По-моему, это цинизм. Особенно с учетом того, что фильм позиционирует себя как патриотический и религиозный.)


Этот фильм в общем-то сказка. Один из критиков написал, что киноопера.

© «WDSSPR»

С другой стороны, фильм дико старомоден. Наверное, потому, что апокриф, религиозная сказка о деяниях святых, обязан выглядеть старомодно. Возникает ощущение эстетического раздрая. Только что шли «300 спартанцев» — и вдруг фильм становится похожим на павильонные картины сталинских времен. Все сцены внутри полуразрушенного дома, где засели разведчики и обитает святая 18-летняя девушка, абсолютно театральны по мизансценам, неестественно литературным диалогам, словно бы заимствованным из дурной советской пьесы, а также классическому театральному сине-желтоватому освещению. Еще более старомоден закадровый комментарий к действию, который читает сам Бондарчук, разъясняя характеры персонажей и периодически давая исторические справки, ведь из фильма, повторим, не ясны подробности Сталинградской битвы.

Претензия № 2: стыдливые игры вокруг патриотизма. Понятно, что Бондарчук оказался в сложной ситуации, как совместить патриотизм + православную религиозность (без них невозможно сделать фильм про Сталинград в сегодняшней РФ) с современным западным гуманизмом, без которого фильм про войну не воспримут в мире. Про то, что военные фильмы должны быть на самом деле антивоенными, задумывался еще отец-классик Федора Сергей Бондарчук. В его легендарном «Ватерлоо» эпизодический персонаж знаменитого на тот момент советского актера Олега Видова, уехавшего вскоре за океан, посылал в небеса проклятие войне.

У несчастной русской «шлюхи» (на самом деле совсем не шлюхи), несколько месяцев обитавшей в подвале без горячей воды и мыла, хорошо прошампуненные и завитые дорогостоящим парикмахером волосы

Но Бондарчуку-старшему было проще: в «Ватерлоо» не было русских персонажей и русского оружия. Федору Бондарчуку — сложнее, поэтому в какой-то момент он почти цитирует отца: немецкий капитан, сыгранный Кречманном, вопиет к небесам. Параллель Сталинград — Фукусима тоже призвана содействовать общегуманистическому пафосу ленты. Но в самом финале режиссер ломается: поет гимн советской армии, советскому народу и СССР. Да, я тоже готов за многое пропеть им гимн. Но не надо же пороть патриотическую лажу, что благодаря солдатам Великой Отечественной и их подвигу наш народ и Европа не знали потом, что такое война, и жили мирно и счастливо. А коммунистическая тирания? А Венгрия и Чехословакия? А Афганистан, про который тот же Бондарчук снял «9 роту»?

Неряшливость

Претензия № 3: фильм неряшлив. Достаточно того, что у несчастной русской «шлюхи» (на самом деле совсем не шлюхи), которую полюбил немецкий капитан, несколько месяцев обитавшей в подвале без горячей воды и мыла, хорошо прошампуненные и завитые дорогостоящим парикмахером волосы и, пусть не шелковое, но очень чистое белое белье. А почему так? А потому, что должно быть красиво. Красота, особенно гламурная, всегда кассова.

Наш вариант рекламного слогана

Причудливый фильм о великой войне.

Юрий Гладильщиков

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе