13 октября в Москве и 20 октября в Петербурге пройдут специальные семичасовые показы отреставрированной копии «Войны и мира» Сергея Бондарчука.
К этому событию «Чапаев» открывает два важнейших раздела: один посвящен легендарному фильму , а другой — его создателю. Специально к открытию мы записали Федора Бондарчука, который рассказал «Чапаеву» о своем отце.
Долдоны и смысл жизни
Сергей Федорович в свободное время рисовал, вырезал по дереву. В семье остался бюст Толстого из дерева — очень хороший, очень.
Потом он резал каких-то странных… Мы в семье это назвали долдоны — это такие лики с языческим оттенком. Они все были бородатые, с грустными и добрыми глазами. И был один такой… У нас сосна упала на даче родительской, и вот он отрезал часть этого дерева и начал очередного долдона выбивать. И в руках он [долдон] держал книжку… Книгу!
Мне было поручено стамеской выбить: «Смысл жизни в самой жизни». Можете себе представить маленького мальчика, который выбивает: «смысл жизни в самой жизни»?
На съемочной площадке
Он ходил в белой рубашке и в галстуке на съемочную площадку. Одно дело мосфильмовские павильоны, а другое дело 30 градусов холода на военном полигоне в Алабино. И ты видишь его в шапке, военных варежках, комбинезон ватный… И вот тут выглядывает белая рубашка уже черного цвета, опаленная пиротехникой, взрывами и т.д.
О работе с актерами
Ему принадлежит один из общепринятых вариантов разделения кино на режиссерское и актерское. Он был представителем — и даже озвучивал это — актерского кино. Задачи режиссерские у него были настолько сложные и глобальные, что он хотел понимать и быть уверенным в уровне артиста.
Как сделать пепел как в кадрах пожара Москвы
Когда я хотел повторить пепел [из «Войны и мира»] в «Сталинграде», я начал выяснять, как они снимали пожар Москвы. Я нигде подобного не видел. Это такой черный снег, который кружится. И причем огонь и в кадре, и рядом — есть фильм о фильме, где видно, как обливали водой операторов, которые снимали под войлочными крутками или просто тканью. И везде клубы, облака этого пепла.
Я всегда думал: как они сделаны? Начал жечь бумагу тоннами — ничего у меня не получалось.Я жег картон, газеты, одну текстуру, вторую. Я звонил Владимиру Николаевичу Досталю, который был вторым режиссером на площадке, а потом возглавил «Мосфильм» — не сдал. Говорит: «что-то делали». Но до конца не рассказал.
В результате мы ничего не придумали и использовали английскую технологию.
«Ватерлоо»
Есть сцена где Род Стайгер встречается со своими же войсками. И там есть пауза. В этот момент Сергею Федоровичу нужна была судорога [на лице актера] — не внутренняя работа, а физиология. Он попросил пиротехников зарядить ему ружье, а когда скомандовал «Камера. Мотор. Начали», выдержал паузу и выстрелил. Идея была в том, чтобы вырезать звук и оставить только странную реакцию испуга. Как бы Род Стайгер держал этот выстрел, эту неожиданность.
И потом он подошел к нему и сказал: «Сережа, если ты еще раз сделаешь подобное, я развернусь, соберу вещи уезду с площадки. Ты скажи мне словами, что тебе надо и я попробую это сделать. Ты использовал меня сейчас как животное».
На меня это в детстве произвело такое сильно впечатление! Невероятное.
О чувстве юмора Сергея Бондарчука
У него было черное чувство юмора. Он всегда об этом говорил И вот есть его любимое. Это даже анекдотом не назовешь: «Мужик на базаре покупает мешок орехов за 10 рублей. Проходит пять метров, ставит это мешок и за эти же 10 рублей продает. К нему подходят люди: «мужик, а в чем смысл? А он говорит: „люблю шорох орехов“».
Его это дико забавляло
Автор
Записали и смонтировали Константин Шавловский, Дмитрий Новосельцев