Кадры вмещают всё

Перевернет ли киномир новая технология съемки?
Разбирался Кирилл Журенков.
Фото: Stine Heilmann


Когда-нибудь 75-й Венецианский фестиваль, закончившийся буквально на днях, назовут историческим: на нем был представлен фильм, снятый в революционном формате 96 кадров в секунду

«Восхитительный пир для глаз», «новаторский киноопыт» и «чрезвычайно амбициозный проект» — как только не называли в прессе новый документальный фильм россиянина Виктора Косаковского. И это, конечно же, не случайно: режиссер задумал ни много ни мало кинореволюцию. Виктор Косаковский — величина в мировой документалистике, а его фильм «Да здравствуют антиподы!» семь лет назад открыл Венецианский кинофестиваль. И вот в новом фильме «Акварела», посвященном воде, он применил новую технологию — снял его в формате 96 кадров в секунду. Для сравнения: большинство современных фильмов снимаются в формате 24 кадра в секунду. В чем разница? Разберемся.

По сверкающей глади озера Байкал едет автомобиль. Мгновение — и вот он уже исчезает, на глазах у потрясенного зрителя провалившись под воду. А вот таяние ледника и тут же — шторм на море… Первые кадры «Акварелы» впечатляют даже в трейлере, выложенном в Сети, а уж смотреть их на большом экране в уникальном формате, похоже, действительно уникальный киноопыт.

— В киноязыке было несколько революций,— говорит «Огоньку» сам Виктор Косаковский.— Как вы помните, сначала ручку камеры крутил кинооператор и затем пленку в проекторе крутил киномеханик. Сначала 12 кадров в секунду, затем 16, 18… Когда появилась механическая технология, установился формат 24 кадра в секунду — это минимальное количество кадров в секунду, которое наш мозг в большинстве случаев воспринимает в качестве непрерывного движения. Дальше в кино произошло еще много революций: звук, цвет, цифровые технологии, 3D, Dolby, Atmos… Современные камеры уже давно позволяют снимать и 100, и 200, и 1000 кадров в секунду и более. А вот кинопоказ сотню лет остается неизменным — 24 кадра в секунду. Поэтому и все остальные этапы технологического кинопроцесса тоже настроены на 24 кадра. И мы с командой доказали, что технически возможно снять фильм в формате 96 кадров в секунду, смонтировать, озвучить его и главное — показать также в формате 96 кадров в секунду, и что это будет совершенно иной опыт для зрителя.

Отметим: попытки увеличить частоту кадров в кино уже предпринимались и до Косаковского, причем самыми известными кинематографистами планеты. Ну, например, в 2011 году автор «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон представил деморолик, снятый в формате 3D с частотой 60 кадров в секунду — тогда Кэмерон предсказывал, что это залог уникальных кинотеатральных ощущений в будущем. Но если Кэмерон выступил как застрельщик, то первым, кто действительно попробовал продемонстрировать публике фильм, снятый по новой технологии, был Питер Джексон — его «Хоббита» показывали в формате 48 кадров в секунду… Более того, сам режиссер даже поделился со своими зрителями «конспирологической» версией того, откуда вообще взялись старые 24 кадра в секунду.

— На минимальной скорости, похоже, остановились из-за стоимости пленки,— написал он в своем Facebook.— 35-миллиметровка дорога, 1 фут такой пленки составлял значительную часть бюджета любого фильма. Поэтому девять десятилетий мы жили с 24 кадрами. Не потому, что это лучший вариант — он никоим образом не лучший,— но потому, что это был наиболее дешевый вариант достичь приемлемых результатов.

Звучит убедительно, однако сам «Хоббит», при всех его художественных достоинствах, оставил у зрителей двойственное впечатление именно в том, что касалось технологии съемки. Как отмечает авторитетный онлайн-журнал о науке, технологиях и дизайне New Atlas, общее впечатление вышло смазанным — картинка стала более «телевизионной», а повышенная детализация лишь продемонстрировала искусственность декораций и нереальность грима. Зато сразу разгорелась философская дискуссия: мол, где грань между четкостью картинки и самим ощущением кино?

Еще одним неудачным стартом для новой технологии стал фильма оскароносного режиссера Энга Ли с длинным названием «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»: камерная драма о солдате, вернувшемся из Ирака, была снята в формате… 120 кадров в секунду! И вызвала очередной шквал вопросов: все, что в обычном кино было «заретушировано» (от грима до особенностей актерской игры) здесь оказалось как бы на свету. Некоторые критики ворчали, мол, сам фильм стал напоминать «школьную постановку»! Не говоря уже о том, что, к примеру, в США только два кинотеатра смогли предоставить соответствующие возможности для показа картины в формате, в котором она была снята…

И вот у Виктора Косаковского, похоже, нашлись ответы на наболевшие вопросы.

— Для того чтобы снимать фильм с увеличенной частотой кадров, в первую очередь нужен серьезный художественный и драматургический смысл. Это не может быть просто аттракцион,— говорит режиссер.— Мы провели испытания: сняли 48, 60, 72, 96, 120 кадров в секунду и остановились на 96. Так получился самый выразительный результат: ты как бы видишь нечто новое! Я не буду говорить, что это 3Д без очков, однако в этом есть нечто неуловимое... Не хочу сравнивать себя с Леонардо да Винчи. Но взгляните на «Мону Лизу»: двухмерное пространство картины по существу трехмерно, она как бы поворачивается к вам и улыбается. Это уникальная технология живописи, но она несет в себе художественный смысл! Вот и мы попробовали сделать что-то такое, что имело бы такой смысл…

Работая над фильмом о воде, Косаковский понял, что частота 96 кадров в секунду позволяет, к примеру, показать дождь буквально по каплям (обычно на экране — это просто некие белые штрихи и линии воды). А это, в свою очередь, помогает играть со зрительским восприятием. Допустим, глядя на землю из окна самолета, вы видите, как она плавно движется где-то внизу. Напротив, асфальт под колесами автомобиля рябит и дрожит. Поэтому всякий раз, когда вы видите абстрактное плавное изображение, вам кажется, что это нечто масштабное и снятое с большого расстояния, а мелькающие абстрактные кадры — совершенно наоборот; такова особенность человеческого восприятия. Так вот новая технология съемки позволяет снять тот же самый дрожащий перед глазами асфальт плавно, как если бы вы смотрели на него из окна самолета, и запутать зрителя. На что он смотрит: на бурю в стакане воды или на шторм в настоящем море? Сможет ли он это понять? Режиссер утверждает, что его интересовало то, как меняется наше восприятие вещей, явлений и новая технология помогла ему поразмышлять над этими вопросами.

Виктор Косаковский работал не один, а с командой молодых людей из семи стран, он вообще уверен, что современные технологические прорывы и художественные открытия трудно осуществить в одной стране или в одном месте. Нужен коллективный опыт людей с разным образованием и культурным багажом!

Какова первая реакция на фильм? «Акварела» продана для показа на основных рынках, а сам режиссер на днях летит в Голливуд, где будет объяснять, как все это сделано. Но дело не только в технологии.

— Моя задача — вернуть документальный кинематограф на большой экран, доказать, что это не только рассказ о чем-то, но еще и серьезное художественное произведение,— говорит Косаковский.— Не только новая информация, но, если хотите, новый взгляд.



Кирилл Журенков
 


экспертиза

Экран в будущее


Георгий Молодцов,
вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения

Перемены назрели. Сейчас я много занимаюсь форматом виртуальной реальности и могу сказать, что люди, надевшие очки виртуальной реальности, уже могу видеть картинку с очень высокой скоростью обновления кадров. В этом контексте фильм Виктора Косаковского — своего рода манифест, поднимающий давно назревший вопрос.

Конечно, переход на 96 кадров не единственное, что может изменить или уже меняет кино. Например сегодня усиливается роль звука.
Вновь приведу пример из виртуальной реальности: когда вы поворачиваете голову в очках виртуальной реальности, гироскоп, встроенных в них, реагирует на этот поворот. Но если это еще и сопровождается усилением одних звуков и ослаблением других, эффект непередаваем! Впрочем, и это далеко не все. Одним из средств визуализации историй стало 3D, хотя оно и сковывает режиссеров определенными правилами съемки (вот почему я считаю, что школа советского стереоскопического кино более перспективна). Или возьмите увеличение мощности видеокарт — это сделало технологии цифровой съемки более доступными. Вспомните: так называемая новая волна в 60-х возникла во многом благодаря тому, что появились легкие ручные камеры. Точно так же сегодня очередная «новая волна» поднимается на фоне увеличения мощности домашних компьютеров. Теперь молодое поколение режиссеров может создавать технологически совершенные картины, во многом не уступающие большим блокбастерам.

Изменят ли новые технологи модель киносмотрения? Вопрос открытый. Мое ощущение: они помогут в борьбе мультизальных кинотеатров с домашним киносмотрением. Думаю, это противостояние — главная интрига в кино в ближайшее время. С одной стороны, мы видим развитие VoD-платформ (от английского video on demand, или видео по запросу.— «О»), вроде Amazon и Netflix, которые все чаще выступают заказчиками производства фильмов, а также получают эксклюзивные права на их трансляцию.

А с другой стороны — традиционные кинотеатры стараются по-новому развлекать зрителей. Уже совсем скоро они смогут предложить людям фильмы, снятые в формате виртуальной реальности, развлечь квестами дополненной реальности и голограммами… Причем неважно, идет ли речь про мультиплексы или однозальные кинотеатры, показывающие элитарный контент,— бороться за зрителя надо всем. По сути, кинотеатрам и кинокомпаниям придется сосредоточиться на том, чтобы предоставить зрителям опыт, который те не могут получить дома, и здесь без новых технологий никуда.

Однако закончить хочу небольшим парадоксом. При всей важности технологий основной запрос в современном кино — это новые истории и сюжеты. То есть нельзя говорить, будто в кинематографе доминируют технологии. Это больше похоже на вкусовые добавки к блюдам: одни блюда благодаря им могут стать вкуснее, но другие хороши и без всяких добавок.



брифинг


Питер Джексон,
кинорежиссер (его фильм «Хоббит» снят с частотой в 48 кадров в секунду)

Когда кинотеатры переходят на цифру, а многие фильмы снимаются на цифровые камеры, увеличить частоту смены кадра стало гораздо проще. Большинство новых цифровых проекторов способны воспроизводить 48 кадров в секунду, нужно только обновить прошивку… К новому изображению быстро привыкаешь. Это похоже на то, когда виниловые пластинки пали под натиском компакт-дисков. Я не сомневаюсь: в будущем фильмы будут и сниматься, и показываться с повышенной частотой смены кадров.

Источник: filmz.ru



Джеймс Кэмерон,
кинорежиссер

Кинотеатры становятся лучше, а использование лазерных проекторов повышает яркость изображения. Я видел презентации технологии High Dynamic Range (HDR), которая обеспечивает невероятный диапазон яркости. Не могу дождаться, когда мы конвертируем весь «Аватар» в HDR, а затем и «Титаник». Большое кино хоронили не раз: и телевидение должно было его вытеснить, и видеомагнитофоны, и Blu-ray. Однако пока люди смотрят кино в кинотеатрах, у меня будет работа.

Источник: tele.ru



Ольга Филипук,
экс-директор по контенту крупного онлайн-кинотеатра

— Увидим ли мы версии фильмов для онлайн?

— Безусловно, продукт будет становиться более интерактивным. Будут придумываться альтернативные версии концовок… Когда в прокате шли «Дети шпионов – 4», зрителям раздавали карточки с запахами. Сейчас идут такие игры с форматами. В онлайн все будет быстрее. Но… перегружать человека возможностями тоже нельзя. В напряженный момент ужастика ему не нужно всплывающее окно с рассказом об артисте.

Источник: Business FM

Автор
Кирилл Журенков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе