Какие фильмы можно назвать культовыми

Обсуждаем в эфире программы «Передача данных» на Радио «Комсомольская правда» [аудио].
Выход третьего сезона сериала «Твин Пикс» 
Фото: кадр из фильма


Баченина:

- Поговорим о том, что в начале недели на экранах и в доступе на разных сайтах появился третий сезон культового сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Огромное количество информации, шума, тизеров и даже был слив информации инсайдерского характера. Столько шума, пожалуй, делали бразильские сериалы, когда у нас еще СМИ даже не брались рассуждать о кино, вино и домино.

Стоило ли столько внимания уделять этому событию? Пожалуй, да. Не зря же его называют культовым. Поговорим о «Твин Пиксе» в частности и о понятии культового кино в общем.

Мы пригласили в студию Александра Павлова, заведующего сектором социальной философии института философии РАН, доцента школы философии Национального исследовательского университета ВШЭ, философа и культуролога.

Александр, здравствуйте!

Павлов:

- Здравствуйте!

Баченина:

- Какая наука, кто именно изучает культовое кино? Изучают ли?

Павлов:

- Только не в России. Это сфера научных исследований. Она называется в западном мире Sinema studies. Это не то же самое, что киноведение. Это исследование кинематографа. Это общая тема для Sinema studies, которая стала невероятно популярной середины нулевых годов, чуть пораньше – первые академические сборники и тексты серьезные стали выходить в начале 90-х, до этого были отдельные публикации по отдельным феноменам. Можно сказать, с начале 90-х западная академия тщательно и внимательно изучает культовое кино. Именно те специалисты, которые занимаются Sinema studies, и здесь я сделаю важную оговорку, что там очень интересно устроено, во многих университетах США, ты не просто занимаешься кино. У тебя есть до этого какая-то специальность, то есть, ты философ, литературовед, историк. Освоив определенный инструментарий одного из гуманитарных дисциплин, ты приходишь с этим инструментарием и начинаешь пытаться применять его на каком-то практическом материале. Там, например, можно встретить и юриста, и киноведа одновременно.

Баченина:

- Недаром вы кандидат юридических наук.

Один вывод на поверхности. У американцев очень рациональный подход в Sinema studies, но можно ли сделать вывод, раз начало было положено в нулевых, то поднакопилась какая-то база культового кино? Или она была всегда? И понятие культового фильма было всегда.

Павлов:

- Понятие было не всегда. Сам феномен возник немного раньше. Впоследствии он стал осмысляться, можно найти тексты и двадцатых годов, Гарри Потамкин известный марксист, ходил и описывал кино как культовое.

Прежде всего, это Midnight Movie – полночное кино, феномен конца 60-70-х.

Баченина:

- В кинотеатрах оно по ночам?

Павлов:

- Оно шло по ночам. Оно идет до сих пор. Оно шло в пятницу или в субботу. И в определенных кинотеатрах и районах. Это было злосчастные районы, туда ходили разные маргиналы. Оно не шло большим прокатом. Их можно было увидеть только там, туда ходили люди и могли раз за разом смотреть эти фильмы. Был прекрасный пример с фильмом «Крот» Алехандро Ходоровского. Его пустили в кинотеатре «Элжи», он очень успешно шел однажды. Джон Леннон увидел этот фильм, они попросили своего менеджера продвинуть Ходоровского, его перевели в престижный кинотеатр в 10 утра. И если ночью в кинотеатр «Элжин» битком ходили люди и сидели, смотрели этот фильм, то в 10 утра, когда его пустили в кинотеатр, не пришел никто. Отсюда стало понятно, что этот фильм для определенной атмосферы, определенного времени и определенных зрителей.

Баченина:

- Необходимы предлагаемые обстоятельства, о которых вы только что упомянули. Культ поклонения, религиозная корреляция тут присутствует, как мы поклоняемся кино? Получается, нам нужны эти предлагаемые обстоятельства?

Павлов:

- Начнем с того, что уже давно у понятия культового кино отсутствует религиозная коннотация. И таких феноменов для того, чтобы их исследовать, полночное кино, кинотеатры под открытым небом, впоследствии какие-то фильмы становились культовыми, потому что их показывать в университетских кампусах, то есть, таких вещей было немного. И к 90-м эти феномены накопились и стали их исследовать. И культовое кино с колоссальным сдвигом в 90-х, оно стало не то, чтобы кинематографическим или жанровой категорией, хотя это очень условно, а дискурсив. Мы сегодня используем понятие «культовый» не в том классическим смысле, в котором оно сложилось до начала 90-х годов.

Мы сегодня можем назвать культовым все. От слова дискурс. Вы заходите в интернет, и видите, что третий сезон «Твин Пикса» не упоминают никогда ни в каких категориях, кроме как слово «культовый». Хотя разобраться, что это такое и почему этот сериал культовый – довольно сложно.

Баченина:

- Вы сказали, что культ в понимании современном абсолютно в разных категориях. И сказали, что еще и в жанровой категории этот пласт лежит. Я правильно сделала вывод, что кино может изначально, заочно быть обозначены культовым? И режиссер уже подходит к съемкам картины, зная, что будет снимать культовое кино?

Павлов:

- Традиционно считалось, что культовое кино снять невозможно, однако все сегодня согласятся с тем, что можно.

Начнем с жанровых вещей. Как правило, культовыми фильмами становятся определенные жанры. Это ужасы, научная фантастика, может, экшн-фильмы (это характерно для России). Причем, категории В.

Баченина:

- Приведите пример для слушателей.

Павлов:

- Категория В? Например, многие фильмы 80-х студии Кэнон – это «Ниндзя-3 Подчинение». Совершенно роскошное кино.

Баченина:

- Звучит как название порнофильма.

Павлов:

- Кстати, порнофильмы тоже становятся культовыми вещами.

Баченина:

- Но не сейчас. Сейчас все ушли в ютьюб. Но это другая тема для программы.

Павлов:

- Дело в том, что культовое кино или феномен культа – оно имеет историческое измерение. И сегодня такие фильмы как «Глубокая глотка» на полном серьезе мало кто смотрит, но для 70-х это явление. И на протяжении 20 лет смотрели.

Баченина:

- Динамика уже не та. И времени не хватает.

Павлов:

- Культовыми, скорее, не могут стать крупнобюджетные фильмы, блокбастеры. Они могут стать культовыми, скорее, по причине своего провала или успеха.

Баченина:

- А как же «Матрица»?

Павлов:

- Это совершенно особый феномен. Здесь мы сталкиваемся с измерениями популярного и культового. Например, «Терминатор-2» может быть рассмотрен в измерении культового кино равно как и «Матрица».

Баченина:

- Огромные ресурсы фильм потребовал от создателей и при этом он культовый?

Павлов:

- Он имеет культовое измерение. Если бы он вышел в 80-е, пользовался таким колоссальным коммерческим успехом, его бы все традиционные поклонники культового кино презирали бы. Но когда он вышел в конце 90-х, он стал феноменом. И тогда стали рассматривать некоторые популярные фильмы крупнобюджетные, которые могут иметь культовый статус. Назовите мне еще фильма три типа «Матрицы», чтобы они были суперуспешные.

Баченина:

- «Звездные войны».

Павлов:

- Это 70-е годы. Франшиза.

Как сформулировал это один западный киновед Эрнест Матисс: если «Звездные войны» раньше были культом, то сегодня они стали религией».

Баченина:

- Можно сказать «Титаник»?

Павлов:

- Да. Я считаю, что да. Многие бы традиционные поклонники культового кино пришли и осудили бы меня за то, что я причисляю «Титаник» к культовому кино. Но дело в том, что мы должны понимать, что есть скоротечная популярность, когда фильм популярен в момент выхода, его могут все обсуждать, а через год он забывается. Но есть такие фильмы, как «Матрица», которые мы вспоминаем до сих пор.

«Титаник», на мой взгляд, не просто был популярным. Он имел какой-то невероятный спрос. Там был не просто успех звезды Леонардо Ди Каприо, а это к тому, что девочки, которые обожали его, плакаты, футболки, пеналы, ранцы, мечтали, что он приедет и увезет в Соединенные Штаты, поведет из на нос корабля, они потом шли другие фильмы с ним покупать. И были жутко разочарованы, потому что во всех фильмах он не удовлетворял их. Это не просто его звезда. Это его образ, в том числе, и в «Титанике». Это не звезда Ди Каприо, но это успех целого фильма. Там есть традиционные вещи, когда пускают его в 3D, его вспомнили, поплакали.

Баченина:

- Я его перевыпустили?

Павлов:

- В 12-м году был в 3D. Многие ходили.

Баченина:

- Первый мой 3D – это «Аватар». Думаю, его уместно сейчас вспомнить, потому что фильм произвел колоссальное впечатление на меня лично, потому что я посмотрела его именно там. Я его с удовольствием пересматриваю по телеку. Но вот чтобы сравнить его с «Титаником»? Да простят меня противники соплей, как сейчас многие подумают, но, знаете, что мне на ум пришло? Я понимаю, что не сравнивать по бюджетам, а по культовости, по чувственности.

«Телохранитель». Можно здесь говорить?

Павлов:

- Для России да, для Запада вряд ли. Это обычная экшн-мелодрама.

Баченина:

- Для колхозников, да?

Павлов:

- Я каждый год пересматриваю с большим удовольствием.

Баченина:

- Спасибо за поддержку.

Еще вопрос. Достаточно ли режиссеру снять один культовый фильм? К «матрице» отсыл. Мы Вачовски равняем по «Матрице». Со своими последними картинами они не дотягивают?

Павлов:

- Раньше братья, а теперь сестры Вачовски, они до «Матрицы» сняли важный фильм «Связь», который проходит в категории культовый. Он такой как бы нео-нуар, дешевый. Показали, на что способны.

Может быть культовый автор Квентин Тарантино, Дэвид Линч…

Баченина:

- Они стали после чего-то такими. Родились они такими, как мы с вами.

Павлов:

- Возможно, я не уверен. Я просто хочу сказать, что есть культовый автор. И все его фильмы, которые бы они не снимал, они считываются как культовые, и к нему невероятный интерес. А есть фильмы культовые без автора. Это важно. Есть культовый автор, который что бы ни снял, фильм станет культовым, есть режиссеры, которые могут начать как культовые авторы, снять 1 – 2 фильма. А потом перейти в другую плоскость.

Например, Николас Роуг. Он снял три культовых фильма. Совместно с Дональдом Кэмелом «Перформанс» с Миком Джаггером, между прочим. «Не то время: чувственная одержимость» и один с Дэвидом Боуи. Все они проходили по категории культового кино, все его обожали, ставили во все списки. Потом стал снимать другие фильмы и сегодня его не поминают как культового автора.

Но есть такие режиссеры, как Линч, Тарантино, которые что бы они ни сделали, отмечены их личным брендом.

Баченина:

- А приведите пример фильма самого по себе культового без автора?

Павлов:

- Пожалуйста. «Касабланка». Знаете режиссера?

Баченина:

- Нет.

Павлов:

- Вот именно.

Баченина:

- А «Унесенные ветром»?

Павлов:

- Это классика.

Баченина:

- Это не к культовому…

Павлов:

- Здесь сложная вещь. Вы как часто пересматриваете?

Баченина:

- Как часто. Не часто.

Павлов:

- А «Телохранитель» как часто?

Баченина:

- Нет, нечасто. У меня есть настольный фильм «Пятый элемент».

Павлов:

- Вот, культовый.

Баченина:

- Я не знаю почему…

Павлов:

- Для России.

Баченина:

- Ну, что ж такое-то! Меня это обижает. Почему меня это обижает?

Павлов:

- А что? Знаете, есть вещи, которые востребованы у нас, а есть, которые там. Иногда это одни и те же вещи, иногда разные. Например, феномен культового кино. Турция снимает дешевый ужасный фильм – подделку «Звездных войн». Там его никто не смотрит. Они оттуда воруют кадры, музыку. Он очень смешной, очень плохой. Попадает в США. И в США именно публика, аудитория культового кино смотрят, вау! Это же так плохо! Давайте будем смотреть! И кайфуют. И он становится культовым на Западе. Ирония. Он настолько плохой, настолько заигрывает с общими темами, что люди его начинают обожать.

И таких примеров миллион. Там есть турецкие, индонезийские или малазийские Рэмбо, многие войны.

Баченина:

- А индийское кино куда?

Павлов:

- Смотря какое. Есть, например, «Молокай». Это репоф «Кошмара на улице Вязов».

Баченина:

- Что такое репоф?

Павлов:

- Это римейк. Но неофициальный. Просто берете идею, сюжет и образ, воруете. И снимаете свой вариант, если угодно.

Баченина:

- Мы выяснили, что должны быть предлагаемый обстоятельства, должен быть автор или его нет. И сам за себя фильм. А вот атрибутика поклонения: майки, сувенирная продукция музыка.

Павлов:

- Это в меньшей степени.

Баченина:

- А что еще? Татуировки.

Павлов:

- Вы говорите в некотором виде какие-то материальные вещи. Маркетинговые. Это, действительно, некий знак, когда вы отмечаете на своем теле даже этот фильм. Но есть еще и другие вещи. У вас настольный фильм. А это культовый фильм – «Пятый элемент». Когда девушка молодая, когда ей очень плохо, вечером забирается на диван, укрывается пледом, ест мороженое и смотрит «Дневник Бриджит Джонс», то это культовый фильм. Знакомо?

Он играет важную часть в жизни человека.

Баченина:

- Еще мы рассматриваем душевную сторону вопроса.

Павлов:

- Конечно! Вы покупаете кружку не потому, что это круто. Для вас важен этот фильм.

Баченина:

- Кстати, Гарри Поттер!

Павлов:

- Культовый.

Баченина:

- А какая-то определенная часть или все?

Павлов:

- Все франшизы. Дело в том, что крайне важный поколенческий фильм. Где-то с 90-х, я сказал, феномен сильно меняется. И такие явления, как «Гарри Поттер», «Сумерки» (первая часть)…

Баченина:

- А почему другие не дотянули?

Павлов:

- Другие тоже. Но первая там…она пользовалась невероятным спросом. Она взорвала все.

Баченина:

- А можно ли сравнить «Криминальное чтиво» и с какой-нибудь частью «Гарри Поттера» или с «сумерками»? Это же разные полюса! Почему оба культовые?

Павлов:

- Вот именно, мы с вами упоминали, что в понятие «культовое кино», если это дискурсивная категория, можно включить все, что угодно. И совершенно неизвестные фильмы. Говоря о Дэвиде Линча «Синий бархат» и так далее.

Во-первых, это разные вещи. Во-вторых, мы видим в некотором роде сдвиги культур, потому что «Гарри Поттер» - это очень важная поколенческая вещь. Людям от 20 до 26 – они на этом росли, знают наизусть, делают татуировки. Ничего на них так не повлияло, как этот «Гарри Поттер». Это факт.

«Криминальное чтиво» точно так же влияло на подростков в России. Но дело в том, что если «Гарри Поттер» - это история для детей, то «Криминальное чтиво» - это очень сложное смешение различных сфер кинематографа и культуры. Он взорвал танцпол в Каннах, обогатил студию «Миромакс». Питер Бискин написал в своей книжке главу «Дом, который построил Квентин Тарантино». Фирма стала знаменитой. До этого она выпускала какие-то неизвестные фильмы. Он прошел и по фестивальной категории, для высокого вкуса, арт-тусовки и был для людей успешен и понятен. Люди смотрели, особенно молодые, говорили «вау». А многие, кто на нем рос, сегодня можно найти как запись в ЖЖ 10-летней давности, как один довольно известный критик написал, что сегодня моя дочь узнала и перечисляет разные гадости. Я ей просто показал «Криминальное чтиво». Там фильм, который был для него важен в детстве, они там танцевали под эту музыку с матерью, пародировали Уму Турман и Джона Траволту и так далее. И даже есть шутка в интернете, которая характеризует статус этого фильма в нашей культуре, в современной культуре. «Квентин, вы же так и не смогли снять ничего лучше «Криминального чтива»?» – «А кто снял?».

Баченина:

- Вспоминаю сразу из «Покровских ворот»: а кто не пьет?

Хорошо. А если мы сюда подтянем «Убить Билла» и сравним более близлежащие категории?

Павлов:

- Все фильма Квентина Тарантино, так или иначе, культовые.

Баченина:

- Потому что они Тарантино.

Павлов:

- Конечно, никто бы не стал смотреть половину фильма «День рождения моего лучшего друга». Ранний опыт Квентина Тарантино. Половина сохранилась. Если бы это не был тарантиновский фильм.

Баченина:

- Правильно ли предположить, что его в какой-то момент торкнуло и он стал делать культовые фильмы?

Павлов:

- Нет, изначально это культовый зритель, абсолютно культовый гик, помешанный на культовом кино, который в себя впитал огромнейшей количество культовых фильмов. И стал просто делать, выдавать продукт.

Баченина:

- Он и выглядит не как от мира сего.

Павлов:

- Обычный гений. Ничего такого.

Баченина:

- Еще один фильм и все.

Павлов:

- И по поводу «Убить Билла». Поклонники делятся. Например, те, кто обожает «Криминальное чтиво», еще как-то терпят «Джеки Браун», некоторая часть ушла, когда он снял «Убить Билла». Другие «Убить Билла» любят гораздо больше, чем ранние фильмы. Это как две категории зрителей.

Например, вы спросите: все любят «Звездные войны». Но если вы спросите молодых людей 22 лет, они любят «Звездные войны» 1, 2 и 3 эпизоды. Если спросите 45-летних, они скажут: я люблю 4,5,6 эпизод.

Баченина:

- Конечно. Ранние.

Павлов:

- Они не любят «Звездные войны» все. Те фильмы, которые пришлись на годы их формирования вкуса, они для них стали чем-то важным.

Баченина:

- А «Город грехов»? у меня половинчатое отношение к этому фильму. Я сразу поняла, что он культовый, даже арт-хаусом его восприняла с какой-то стороны. Но вот тоскливо в какой-то момент стало…

Правильно ли я понимаю, что культовое кино имеет право быть скучным?

Павлов:

- Конечно. Как характеризует этот фильм один мой друг Блейд Раннер: это самый великий и самый скучный фильм всех народов.

Фильмы разные. Например, некоторые независимые фильмы могут становиться культовыми. Если вы посмотрите «Голову ластик» Дэвида Линча, что вы про него скажете? Покажется он вам скучным или нет? Это первый фильм, который составил Линчу славу.

Баченина:

- К Линчу. И больше никуда. Нужно ли отличать и отличаются ли культовые сериалы от культовых фильмов?

Павлов:

- Сериалы – наиболее близкая сфера кинематографа. Большие экраны и малые экраны. Многие фильмы становились культовыми именно на маленьких экранах, то есть, в 80-е люди приходили в прокат и до дыр затирали кассеты.

Такая судьба была в некотором роде у Блейда Раннера. Фильм был сделан на большие деньги, голливудский проект. Провалился моментально. Никто не стал смотреть, все обругали. И он набирал свою культовую славу несколько лет, выстрелил лет через десять, когда в 92-м году выпустили очередную версию.

Сама история сериала сложная. Когда мы говорим про культовое кино, распространяем культ на другие сферы культуры, мы еще более усложняем и затуманиваем понятие. Но именно поэтому я не стал бы делать это по отношению к другим сферам куль туры, но про сериалы это можно сказать. Но их единицы. Можете ли вы мне назвать пример, кроме «Твин Пикс»?

Баченина:

- Легко. «Друзья» - это однозначно. Естественно, «Игра престолов».

Павлов:

- Здесь, скорее нет. «Друзья» - точно. Потому что культ должен провериться временем.

Баченина:

- Хорошо.

Павлов:

- «Друзья» - люди их до сих пор смотрят и обожают. И «Твин Пикс», однозначно, проверен временем.

Баченина:

- Мы провели две прямые. Они никогда не пересекутся. «Друзья» и «Твин Пикс». «Друзья»! Такой ситком с закадровым смехом,с приглашенными звездами, оттуда выросли звезды, все мило, мимимишечно, светло. И «Твин Пикс». Мне сейчас… Я ставлю социальный эксперимент. Пересматриваю с человеком, который не видел «Твин Пикса» первую и вторую часть. Я готовлю себя к третьей… Не тороплюсь с просмотром, хотя руки чешутся.

Удивительный вывод. Он говорит о том, что в этом сериале все сумасшедшие, режиссер сумасшедший, здесь сплошной бред, но оторваться не может. Он даже не пытается сам себе объяснить и найти логическую составляющую. Что за наркота, скажите?

Павлов:

- Расскажу две истории. Первая – анекдот Вуди Аллена. Две женщины идут в парке санатория. И одна говорит: кормежка здесь отвратительная. Вторая: да, и порции такие маленькие.

Второй. Симпсоны, 90-е годы. Гомер Симпсон сидит, мы видим его, телевизор сзади и на Гомера в темноте отливается синий свет и играет музыка из «Твин Пикса». Гомер сидит и заворожено смотрит. Хохочет и говорит…дальше мы видим на экране лунную ночь и высокий человек танцует с единорогом. Гомер смотрит и говорит: понятия не имею, что там происходит. Но очень заворожено.

Это такой поп-сюрреализм такой для 90-х и который попал в определенную точку, в некоторый культурный нерв как бы.

Баченина:

- Я интуитивно понимаю сейчас, о чем вы говорите, а попросите вы меня объяснить это, коль ты понимаешь, не смогу. Что значит: попасть в культурный нерв?

Павлов:

- Вы второй сезон еще не начали смотреть?

Баченина:

- Я подбираюсь к середине.

Павлов:

- Ладно. Для западной аудитории, когда пустили первый сезон, то все сказали, что это что-то невероятное. Сериал изменил наше представление о телевидении. Но когда стали показывать второй сезон, если вы спросите, это мое вкусовое суждение, то он ужасный. Его просто невозможно смотреть. Будто это два разных сериала.

И не случайно после второго сезона сериал закрыли.

Баченина:

- И пишу «неожиданно закрыли»!

Павлов:

- Это два разных сериала. Кроме последнего эпизода второго сезона, до которого не добрались, там очень мало что посмотреть.

А у нас наоборот. И здесь мой главный тезис заключается в том, что обычно говорят, у нас было бразильское «мыло» и тому подобное. И пришел «Твин Пикс». И все о!

Скажу следующее. Первый сезон у нас по зрительским вещам не зашел никак, а второй зашел. Второй, в хорошем смысле, обычный латиноамериканский сериал.

Приведу пример. «Богатые тоже плачут» - премьера в 92-м, «Твин Пикс» - премьера в 93-м. Люди еще не успели….

Баченина:

- Переключиться?

Павлов:

- Даже такого опыта… Волна латиноамериканских сериалов, говорят… Все 90-е смотрели.

Баченина:

- «Клон»-то еще не показали, который шесть лет шел. Или «Санта-Барбару».

Павлов:

- Вот именно. Но «Санта-Барбара» уже шла.

Баченина:

- Кстати, «Санта-Барбара» - это культовый сериал?

Павлов:

- Сложный вопрос. В некотором измерении. Есть такие вещи, которые никто никогда не смотрит, и не будет смотреть, но все про это вспоминают и говорят.

Баченина:

- А рядом с чем можно поставить «Твин Пикс»? Пусть даже и российские сериалы.

Павлов:

- Так я и говорю что культовый сериал – это очень редкий феномен. Именно поэтому «Твинр Пикс» настолько важен. Есть еще «Байки из склепа» - однозначно культовая вещь.

Баченина:

- А вы-то смотрите?

Павлов:

- Вышли первые четыре эпизода. И нам еще ждать всего лета, когда он закончится. Да, смотрю.

Баченина:

- А Линч-то уж не тот?

Павлов:

- Здесь очень сложная история в том смысле, что для каждого творческого человека отведен свой срок. Например, очень сложно удержаться на плаву. Если вы посмотрите на однозначно культового режиссера Брайана Де Пальмо – это человек, который снял первую «Миссия невыполнима». Он сегодня снимает такие фильмы, которые вы не будете смотреть. Наверное, последнее, что вы смотрели «Миссия невполнима-1». Его.

Много таких примеров. Есть великие возвращения. Роберт Олдман на долгое время ушел, потом что-то смог сделать. Так себе. Это был не тот Олдман, но тем не менее.

Например, Лукас, он ничего не делает. Спилберг на коне. Он именно, что идет в ногу со временем, он меняет. Чувствует, что сейчас зайдет в культуре.

Баченина:

- Он устает. Лепит иногда…

Павлов:

- Вы сейчас вносите вкусовое суждение. Я говорю объективно, что его вещи до сих пор номинируют на «Оскар», их обсуждают. Ой, Спилберг снял мультфильм!

Я не говорю, что мне нравится. Возможно, я не помню, что я последнее смотрел с удовольствием. Но это идет в кино. Де Пальмо не идет в кино. Вот я к чему.

Тарантино. У него есть план. Все знают, что будет новый фильм, многим не понравились предыдущие два фильма, но все пойдут. Скажут фу и как обычно. И все пишут» восьмой фильм Квентина Тарантино. Он сказал, что снимет 10 фильмов Квентина Тарантино. Такой большой жизненный проект.

Баченина:

- На что он живет, черт подери? Если всего 10 фильмов за жизнь.

Павлов:

- У него большие гонорары и все хорошо.

Баченина:

- К Линчу вернемся.

Павлов:

- Это история с Брайаном Де Пальмой. Видно, что он попытался сказать что-то новое, но это попал в эпоху и Линч не просто «Твин Пиксом» попал, он с середины 80-х до середины 90-х был на коне. Он делал все, он раньше Тарантино получил «Пальмовую ветвь», потом снял «Шоссе в никуда» - культовый. Даже «Малхолланд Драйв» - все аплодировали, изначально был сериал.

Баченина:

- Мне очень понравилось.

Павлов:

- Роскошный фильм, но «Внутреннюю империю» просто невозможно смотреть. Даже многие поклонники Линча сказали, что все, старик не тот.

«Твин Пикс», конечно… Я ничего не говорю про свои впечатления. Представьте фильм «Мушкетеры 20 лет спустя». Как бы банально это не звучало. Или другой пример. Представьте «На игле-2».

Баченина:

- Это плохой фильм. Говорят.

Павлов:

- Вы не видели.

Баченина:

- И не хочу, честно говоря.

Павлов:

- Я посмотрел. 8 марта, когда он вышел. История такова, что ты сидишь, смотришь, как будто ты встретился со старыми школьными друзьями…

Баченина:

- И понимаешь, какой ты старик?

Павлов:

- Нет. Ты их рад видеть. Вы прекрасно пообщались. И простились. Но вроде как встреча была необязательной. И ты не понимаешь, что ты старик, но ты понимаешь, что и ты в том числе состарился, но это другое.

Там хоть какая-то марка. И когда вы смотрите, что делает Линч, а он поставил все на свой гений. И там, конечно, вау!

Баченина:

- Вот на этом остановитесь. Это не так хотя бы безнадежно звучит.

Культовый фильм делает актера культовым? Музыка после «Твин Пикса» для нашей страны стала культовой. Она просто…

Павлов:

- Да.

Баченина:

- Те же самые «На игле» - то ее знали только ценители, а то ее все стали знать.

Павлов:

- И весь саундтрек.

Баченина:

- Кайл Маклахлен стал культовым? И кого он еще с собой зацепил?

Павлов:

- Конечно, не стал. Это актер одного режиссера, ничего у него больше не было. Кое-где появлялся эпизодически, в сериалах появлялся. Но видно, что это такое падение.

Это актер Дэвида Линча, который своей энергией и ореол его зацепил. Ему повезло.

Баченина:

- А из этого сериала никто не стал культовым?

Павлов:

- Есть именно такие персонажи, которые воспринимаются как культовые персонажи. Их по именам знают мало. Майкл Андерссон, человек из другого мира, карлик. Культовость ассоциируется с ненормальным, с чем-то маргинальным. И Линч на это сделал ставку. Карлики, кстати, один из необходимых элементов культового кино.

Баченина:

- А другие актеры? Есть ли примеры среди культового кино, когда культовый фильм сделал актера культового?

Павлов:

- Культовый фильм, скорее, может сделать актера звездой. Пример, когда актер, а точнее, его смерть может сделать фильм культовым. Умирает звезда в расцвете лет и на этой репутации фильм становится трагическим событием. «Бунтарь без идеала» Джеймс Дин. У нас «Игла» с Виктором Цоем.

Баченина:

- «Бригада» - это культовый сериал?

Павлов:

- Скорее, да. Вы, скорее всего, слышали про фильм «Зеленый слоник»?

Баченина:

- Скорее, нет.

Павлов:

- Серьезно? Куда более важный пример, нежели «Бригада» - это фильм «Брат».

Баченина:

- Точно!

И что наиболее редко встречается? Культовый фильм? Культовая книга?

Павлов:

- Вы когда-нибудь слышали словосочетание «культовая литература»?

Баченина:

- Нет.

Павлов:

- Но «культовое кино» слышали. Культовая книга, но не литература.

Баченина:

- Согласна. Но я вспомнила сразу две книги. Коупленда «Когда подружка в коме» непопулярна. Но если почитайте, поверите, о чем я.

Павлов:

- Если говорить о Коупленде, то это «Поколение Х». Это однозначно культово-поколенческая книга, которая сделала, описала целое поколение, Коупленд нашел язык описания, как описать чувства, которые испытывали миллионы людей.

Баченина:

- И, наверное, «Черный аист марабу». Это почему-то вспыло…

Павлов:

- «Кошмары аиста марабу». Именно. Обратите внимание, Поланик прославился после фильма «Бойцовский клуб».

Баченина:

- Мы промолчали про «Бойцовский клуб»! Огромное количество! Хочется обо всем поговорить!

Автор
Мария БАЧЕНИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе