Кому на Руси жить нехорошо

На 20-м "Кинотавре" победила жизнь 

Но от такой жизни большинство предпочло бы отвернуться. Все признавали, что конкурс получился очень сильным - почти каждый фильм был не просто ярким авторским высказыванием, но воспринимался как удар в лицо, причем очень точный и за дело. Неудивительно, что при этом фестивальная публика стонала: ах, как тяжело смотреть программу, она депрессивная, жесткая, суровая, а мы такие нежные, так дайте же нам позитивного света в беспросветной темноте вашего туннеля. Да и окружающая обстановка сильно контрастировала с экранной действительностью. 

В Сочи - начало сезона, солнце, море, бодрая музыка круглые сутки, бутики на набережной и запах шашлыков. Рекламные плакаты зовут в лучезарное будущее, где "беззаботная повседневность" счастливо вливается в "море счастья каждый день". А в зале Зимнего театра - мать-шалава своей нелюбовью убивает дочь ("Волчок"), бабушка-психопатка, наоборот, травит любовью внука ("Похороните меня за плинтусом"), одинокие женщины ищут мужчину, но находят пустоту ("Сказка про темноту", "Бубен, барабан"), молодые люди губят свою жизнь наркотой ("Я"), жизнь братьев-хоккеистов разрушает приглашение одного из них в НХЛ ("Миннесота"), парень, влюбившись в другую, убивает жену лопатой ("Кислород"), старик погибает, забитый озверевшим ментом ("Сумасшедшая помощь"), юные души гибнут в криминальном круговороте ("Непрощенные"), отец-одиночка ищет сына, обвиняемого в убийстве ("Сынок"), группа аферистов обирает проезжих на большой дороге ("Европа - Азия"), храм, возводимый в глуши бомжами, сгорает во время их кутежа ("Скоро весна").

Жюри при таком раскладе сделало самый верный выбор за последние годы. Оно не старалось раздать всем сестрам по серьгам, а искало концепцию. В общем зачете победила "Новая драма", недавно распавшееся по идеологическим мотивам театральное сообщество, будто бы передавшее эстафету кинематографу. У дебютного фильма "Волчок" одного из ее лидеров Василия Сигарева четыре награды - главный приз, призы за сценарий и за лучшую женскую роль (кинодебют Яны Трояновой), приз критики "Слон". У "Кислорода" Ивана Вырыпаева, другого лидера "Новой драмы", три года назад дебютировавшего в Сочи "Эйфорией", призы за режиссуру, музыку и тоже критический "Слон". А награду за мужскую роль присудили Борису Каморзину за "Сказку про темноту", написанную Александром Родионовым, драматургом из того же "пула". Хочется верить, что нашему кино, слишком огламурившемуся за годы мнимого расцвета, пойдет на пользу прививка "Новой драмы", черпающей сюжеты и лексику прямо с улицы.

В этом году все двенадцать фильмов в разной стилистической манере рассказывали о том, кому на Руси жить нехорошо. Но это не нарочно. Программный директор фестиваля Ситора Алиева пыталась отыскать тематический и жанровый противовес этим работам. Однако "позитив" не просто редкая птица, но еще вдобавок и летать она не умеет. Увы, хорошее кино сегодня рождается только из жизненной драмы. С этим сталкиваются все серьезные фестивали, которые, вопреки обывательскому мнению, вовсе не желают специально кошмарить людей и с радостью взяли бы отлично сделанную мелодраму, детектив или комедию. Но все эти почтенные жанры в наши дни скатываются в варварскую дикость - какой-нибудь "улетный экшн" и "ржачную комедию". О чем и говорили зазывные постеры новых "народных" фильмов, сопровождавшие параллельный "Кинотавру" кинорынок. Только там можно было увидеть жизнеутверждающие названия "Весельчаки", "О, счастливчик!" и "Ласковый май". Но этим картинам фестиваль не нужен. Вернее, нужен только как ученый сосед по общей киноплощадке, у которого можно узнать ответ на заковыристый вопрос сканворда.

Итоги

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе